СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление изделий из древесины

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Основные породы древесины. Характеристика и применение.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель занятия: Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в столярном деле.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление изделий из древесины»


Министерство образования РД

МКОУ «Хучнинская средняя общеобразовательная школа №2”





Открытый урок по теме:




« Изготовление изделий из древесины »

7 класс Учитель технологии Исмаилов Реван Камалутдинович





Тема занятия: Основные породы древесины. Характеристика и применение.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель занятия: Формирование первоначальных представлений учащихся о породах древесины, используемых в столярном деле.

Образовательные задачи занятия:

  • Формировать первоначальные представления о породах древесины, их отличительных признаках и способах применения в столярном деле.

  • Отработать первоначальные умения и навыки в приемах определения пород древесины по внешним отличительным признакам.

Коррекционно - развивающие задачи занятия:

  • Развитие и коррекция мышления и абстрактного восприятия на основе упражнений в определении пород древесины по представленным образцам.

  • Коррекция глазомера и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения операций по построению и оформлению классификационных таблиц и схем.

Воспитательные задачи занятия:

  • Содействовать развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

  • Прививать воспитанникам умения самостоятельной работы; стремление доводить начатое дело до конца, аккуратно и бережно относится к школьному и личному имуществу.

Прогнозируемый результат:

должен знать основные лиственные и хвойные породы их применение и основные характеристики;

должен уметь – определить породу древесины по представленному образцу, опираясь на сводную таблицу свойств пород древесины.

Методы обучения:

словесные беседа, объяснение, рассказ; наглядные.

.

Межпредметные связи – биология, география, изобразительное искусство.

Оборудование урока: компьютер, проекционная система или телевизор, образцы пород древесины.

Программное обеспечение урока: программы работы с мультимедиа MS Power Point&.

Методическое обеспечение урока:

  • Коллекция образцов пород древесины;

  • Классификационные таблицы по видам пород древесины;

  • Карты схемы по определению вида породы дерева;

  • Раздаточный материал для коррекционной работы.

Раздаточный материал:

  • Образцы пород древесины, карточки-задания, бланки таблиц для практической работы.

Литература:

1.Воронкова, В.В. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. [Текст] /В.В. Воронкова, Г.В. Васенков, С.Л.Мирский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

2. Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для 5-6 классов вспомогательной школы. [Текст] / Б.А. Журавлев. – Издательство «Просвещение», 1988год.

3. Карабанов И.А. Справочник по трудовому обучению. [Текст] / И.А. Карабанов «Просвещение», Москва 1991год.

4. Интернет- ресурсы: www.yandeximage.ru. www.IqraZa.ru.

Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Организационный момент (построение приветствие, подготовка учебных принадлежностей, разминка).

5мин.

Вводная часть урока


Учитель принимает рапорт старосты о наличии учащихся и дежурных на занятии.


Проверяет готовность учащихся к уроку. Оценка за подготовленность учащегося к занятию вносится в таблицу результативности работы учащегося на уроке. (Приложение 2)


Организует и проводит разминку, настрой учащихся на занятие.





Построение у входа в мастерскую.


Учащиеся готовят письменные принадлежности и рабочую тетрадь.


Выполнение разминки (комплекс упражнений для пальцев рук).


Введение в тему


3 мин.











Постановка цели урока.


2мин.


Актуализация опыта и опорных знаний учащихся


Все вы, конечно, видели лес – на рисунках в книгах, на экране телевизора или в кино. А многие из вас сами были в лесу – отдыхали в прохладе деревьев, собирали ягоды, грибы, орехи, слушали пенье птиц. И вы, наверное, обратили внимание, что все деревья различаются между собой. Назовите, пожалуйста, чем деревья отличаются между собой?

Итак, мы определили, что деревья различаются ростом, цветом ствола и формой листьев. Вот форма листьев и взята в основу классификации деревьев.



Сообщение темы, целей и задач урока. Файлы презентации. Слайд №1, №2 и №3.

Запись даты и темы в тетрадь.

Сообщение происходит в ходе демонстрации файлов презентации




Учащиеся отвечают на вопросы учителя, находят общее и различия у деревьев









Активизация внимания,

определение целей и задач на урок.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.



Изучение нового материала


20 мин.

















Коррекционная работа

5 мин.

















Закрепление

3 мин.




Подведение итогов 1 урока занятия

2мин.

Основная часть урока


Объяснение нового материала происходит с использованием наглядного материала в виде презентации.

Все породы древесины можно разделить на две группы в зависимости от вида листьев на их веточках. Деревья с листьями относятся к лиственным породам, а деревья с листьями в виде игл – к хвойным. Слайд №4.

На первом уроке нашего занятия мы с вами познакомимся с хвойными породами древесины. Слайд №5. И запишем их характеристики в сводную таблицу свойств хвойных пород деревьев. (Приложение №1)

Самым распространенным хвойным деревом на территории России является СОСНА. Слайд №6.

Запишите в таблицу под номером один название породы, цвет древесины, текстуру, смолистость, и область применения в соответствующие графы таблицы.

Следующее дерево, с которым мы познакомимся – является «музыкальное дерево» так называют ЕЛЬ. Слайд №7.

Продолжаем заполнение таблицы, сведения вносим в соответствующие графы.



Коррекционное задание

Учащимся предлагается разгадать тематические ребусы. Слайд №8 и Слайд №9.

Одной из разновидностей хвойных деревьев является сосна, сибирская которую называют кедром. КЕДР – хвойное дерево с ценной древесиной особенно ценен кедр своими орешками. Слайд №10.

Вносим в соответствующие графы характеристики кедровой древесины.

Четвертым номером в нашей таблице будет значится ПИХТА – хвойное дерево, широко распространенное в сибирской тайге. Слайд №11.

Запишем ее характеристики в сводную таблицу.

Следующее дерево, о котором мы будем говорить называется – лиственницей, хотя на ветках у неё растут иголки и относится она к хвойным деревьям. Слайд №12. А назвали ее так потому, что ее иголки желтеют осенью и опадают как у лиственных деревьев


Учащимся предлагается отгадать загадки о деревьях, породы древесины которых изучались на данном этапе урока. Слайд №13 и Слайд №14.



На какие группы делятся древесные породы?

С какими хвойными породами мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Анализ участия учащихся в работе на уроке выставление оценок за первую часть занятия.



Учащиеся просматривают слайды, зарисовывают схему в тетрадь.



Учащиеся получают схему для заполнения.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.



Индивидуальная работа с карточками-ребусами.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.



Учащиеся разгадывают загадки, представленные на мультимедийном экране.

Учащиеся отвечают на вопросы.



Введение в тему.

2мин.





Изучение нового материала.

20мин.




















Гимнастика для глаз

3 мин.

Второй урок


На первом уроке, мы познакомились с хвойными породами древесины, а теперь приступим к изучению второй группы деревьев. Как называется данная группа?


Основная часть


Итак, деревья, у которых крона состоит из листьев, называются лиственными. Слайд №15. Деревья эти широко распространены на всей территории земного шара. В нашей стране самыми широко распространенными лиственными деревьями являются – дуб на Европейской части России и береза на Урале и в Западной Сибири. Их свойства мы занесем во вторую часть сводной таблицы.

Первым деревом, с которым мы познакомимся будет – БЕРЕЗА. Слайд №16. Она характеризуется твердой и прочной древесиной, широко используется людьми с древнейших времен и воспевается во многих литературных произведениях.

Следующая порода древесины – ОСИНА, соседка березы растет с ней вперемешку. Слайд №17. Отличается зеленоватым окрасом ствола. Древесина широко применяется в народном творчестве.

Обратите внимание на свойства древесины этой породы и запишите ее характеристики в таблицу.

Следующее дерево, древесина которого очень крепкая и ценится в мебельном производстве, это, конечно же, могучий ДУБ Слайд №18. Внимательно прочтите свойства его древесины и занесите их в соответствующие графы сводной таблицы.



Мы уже достаточное время поработали с вами, а теперь давайте проведем небольшую гимнастику для глаз. Слайд №19.

А теперь познакомимся с деревьями, которые не растут в нашей местности, но древесина, которых широко используется мастерами декоративно-прикладного творчества. Это ОЛЬХА и ЛИПА. Слайд №20 и №21.

Ознакомьтесь с характеристиками древесины Этих пород и занесите их в соответствующие графы второй части нашей сводной таблицы.




Учащиеся отвечают на вопрос и готовят вторую часть таблицы свойств пород древесины.



Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.



Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.


Учащиеся выполняют предложенные упражнения

Учащиеся слушают рассказ учителя.

Рассматривают картинки на слайдах.

Записывают информацию со слайдов в классификационную таблицу пород древесины.


Повторение. Практическая работа.

10 мин.

Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается из шести предложенных образцов различных пород древесины определить название каждой породы, опираясь на наводящие вопросы и характеристики квалификационной таблицы.

Вопросы:

  1. Определите образцы с прямослойной ярко выраженной текстурой древесины (прямослойная у хвойных, а у лиственных нет).

  2. Определите твердость представленных образцов (определяется путем надавливания острым предметом, чем меньше отпечаток, тем древесина тверже).

  3. Определите цвет представленных образцов и, опираясь на ранее определенные свойства и характеристики таблицы, ответьте, под каким номером образца находится: Береза (№1), Осина (№3), Сосна (№6), Лиственница (№2), Кедр (№5), Ель (№4).

Учащиеся рассматривают предложенные образцы пород древесины, определяют твердость – мягкость.

И, отвечая на вопросы, пытаются определить название породы по образцу.





Подведение итогов урока. (Обобщение деятельности учащихся, словесная оценка работы учениками и учителем).

3мин.


Уборка рабочих мест

2мин.




Заключительная часть


– Что нового мы сегодня узнали на уроке?


Анализ выполненных заданий, работа с дневниками.

Подведение итогов: выставление оценок за ответы учащихся и выполнение практических заданий. Объяснение домашнего задания. Слайд №22. Оценка выставляется на основе результатов таблицы результативности.




Ответы учащихся.











Уборка рабочих мест



№ п/п

Порода древесины

Текстура

Цвет

Смолистость

Твердость

Применение


1



Сосна


Прямослойная, ярко выраженная


Красновато-желтая



есть


мягкая


Используется в строительстве, для изготовления фанеры, мебели.



2



Кедр


Прямослойная, слабо выраженная


Красноватая


малая




мягкая


Используется в строительстве, производстве мебели, резьбе.




3



Ель


Прямослойная, с очень твердыми сучками


Белая, с желтым оттенком


малая


мягкая


Производство музыкальных инструментов, мебели и строительстве.



4



Пихта



Желтоватая




малая


мягкая


Используется в строительстве и в тарном производстве.




5



Лиственница


Прямослойная


Желто - серая



малая


твердая


Применяется в строительстве мостов.

Приложение 1

Сводная таблица внешних признаков хвойных пород древесины.


































Таблица результативности деятельности учащихся на занятии





Фамилия Имя учащегося



Правильность и полнота подготовки к занятию


Участие в коррекционной работе


Правильность и аккуратность заполнения таблицы

(1 урок)



Закрепление материала в форме отгадывание загадок


Правильность и аккуратность заполнения таблицы

(2 урок)


Выполнение практической работы


Подведение итогов занятия










































Оценивание ведется по пятибалльной шкале, полученные результаты суммируются, и в итоге выставляется среднеарифметический бал за итог урока.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!