СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по изготовлению картины "Я Казак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выжигание по дереву

Просмотр содержимого документа
«Методическая часть»

Приложение № 2

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества города Шимановска»







Разработка мастер-класса







«Я Казак»









Автор: Ламзин Евгений Александрович Педагог дополнительного образования МОАУ ДО «ЦДТ г. Шимановска»























Шимановск, 2018




Оглавление



  1. Аннотация……………………………………………………………………3

  2. Методическая разработка «Я Казак». Мастер – класс по

декоративно-прикладному творчеству для педагогов

дополнительного образования……………………………………………..4

  1. Оборудование………………………………………………………………..6

  2. Этапы изготовления картины………………………………………………6

  3. Заключение…………………………………………………………………..14

  4. Список литературы………………………………………………………...16

























































Аннотация



Выжигание - один из видов искусства. С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В той или иной форме выжигание по дереву встречается в культуре всех народов и насчитывает не одну тысячу лет.

Выжигание – уже как искусство, а не как форма народного творчества – известно в Европе начиная со Средневековья.

Можно сказать, что выжигание по дереву занимает уникальное место в истории искусства. С одной стороны - это одно из древнейших ремесел, но с другой стороны - человек стал только сейчас открывать для себя истинные возможности этого вида творчества (лишь в 1970 – х годах появились прибор, которыми пользуемся до настоящего времени - удобные, безопасные, позволяющие создавать тонкий рисунок с богатой светотенью).

Приобщение детей к этому виду искусства произойдет посредством изучения теории выжигания и применения ее при изготовлении работ. В выжигании, также как и в рисовании нет одинаковых стилей работ. В каждой работе мастеров чувствуется творческая индивидуальность, свой стиль, который складывается у мастера на протяжении ряда лет.

В связи с этим, одной из главных задач является развитие творческого мышления, фантазии и эстетического вкуса при выполнении работ.

Новизна заключается в возрождении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Это актуально, т.к. приобщение детей к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.





















Методическая разработка «Я Казак»

Мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству для педагогов дополнительного образования



Выполнил: педагог дополнительного образования МОАУ ДО "Центр детского творчества города Шимановска»
Ламзин Евгений Александрович


Данный мастер-класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», педагогическими работниками образовательных учреждений при организации кружковой работы и работы творческих объединений. 
Актуальность темы

Возрождение казачества, его традиций и самобытной культуры в настоящее время является в нашей стране одной из наиболее важных общественно-государственных задач. Именно казачество, благодаря его значительному опыту военно-патриотического и духовно-нравственного служения, ценным моральным и психологическим качествам, способно выступить монолитной силой в деле защиты веры, Отечества и традиционных

ценностей народов России.

В связи с этим задача дополнительного образования состоит в приобщение к знаниям истории Амурского казачества и возрождение традиций казачества.

МОАУ ДО «Центр детского творчества города Шимановска» работает по теме: «Амурское казачество: вчера и сегодня». В рамках этого проекта планируется проведения творческого конкурса «О казаках замолвим слово», где будут представлено творчество педагогов и детей.

Одной из наиболее эффективных и современных форм презентации педагогического опыта работы является мастер – класс, в современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности.

Данная методическая разработка мастер-класса по изготовлению картины «Я КАЗАК» составлена для педагогов дополнительного образования с целью обмена опытом. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта педагога дополнительного образования Ламзина Е.А.


Цель: изучение казачества в единстве духовно-нравственного, военно-патриотического и социально-культурного служения.

Основными положениями предлагаемого являются:

1.В качестве важнейшей духовно-нравственной основы традиционной культуры казачества выступает православная вера.

2.Казачество - это высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому осуществлялась и возрождается в настоящее время исторически сложившаяся защита веры и государственной власти России.

3.Культура казачества отличается сохранением и верностью народа православным традициям, самобытным казачьим фольклором, литературой, народной обрядовостью и воплощением образов казачества различных видах искусства.

Задачи курса:

- формирование основных понятий;

- изучение исторических основ становления духовной культуры казачества;

- ознакомление с православными основами культуры казачества;

- освоение основ культуры российского казачества и его роли в современном обществе;

- получение общих знаний учащимися о культурно-исторических особенностях военно-патриотической культуры казачества и ее выдающихся представителях;

- изучение семейных и образовательных традиций в культуре казачества;

- формирование представлений о перспективах развития духовно-нравственной культуры и патриотического служения современного казачества в России.


Аудитория: воспитанники творческой мастерской, объединений декоративно-прикладного творчества, педагоги, родители.

Назначение мастер – класса: «Я Казак», оформление образовательного учреждения.

Цель: Изготовление картины в технике выжигание по дереву размером 520х480 мм., овладение основными приёмами выжигания по фанере, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, внимательности.

Задачи:

- Обучающие - создать картину в технике выжигание по дереву, освоить приёмы работы с электровыжигательным аппаратом;

- Развивающие - развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству, развивать аккуратность, и терпение в работе;

- Воспитывающие - воспитать такие качества личности как внимательность, аккуратность, усидчивость, старательность и наблюдательность;

- Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

- Овладеть приёмами выжигания по дереву, использовав различные техники выжигания (контурное выжигание, тонировку)



Оборудование

  1. Фанера;

  2. Строительная металлическая линейка 1000 мм;

  3. Ножовка;

  4. Струбцина;

  5. Шлифовальная машинка;

  6. Готовый рисунок формата А2;

  7. Копировальная бумага;

  8. Простой карандаш;

  9. Канцелярские зажимы;

  10. Выжигательный аппарат.

Этапы изготовления картины

Какая древесина лучше всего подходит для выжигания?

Древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твердая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, столяров и, что нам особенно важно, мастерам, занимающиеся выжиганием по дереву (пирографией).

Фанера — прекрасный материал для выжигания. Купить фанеру можно на строительном рынке. Там же вам ее могут разрезать на куски нужных размеров. Фанера гораздо легче и дешевле, чем ДСП, и к тому же, в отличие от последней, не включает в свой состав вредные смолы и клеи. Чаще всего она изготавливается из березы (Рис.1)















Рис.1 Фанера 1525х1525х4 мм.

Лист фанеры необходимо расположить в горизонтальном положении для последующей разметки (Рис.2). Размер прямоугольной заготовки должен составлять 520х480 мм. (Рис.3), т.к. размер рисунка составляем площадь формата А2 (420х594 мм).(Рис.4).


















Рис.2 Горизонтальное положение листа фанеры
























Рис.3 Разметка























Рис.4 Рисунок формата А2

После разметки наступает этап пиления (Рис.5,Рис.6,Рис.7.). Пиление является одной из наиболее ответственных операций в процессе обработки древесины. При пилении древесины ручными пилами полотно совершает возвратно-поступательные прямолинейные движения при неподвижной заготовке, а зубья срезают стружку (опилки) и выносят ее из закрытого пропила. Пилят не спеша, но уверенными движениями; при спешке распил получается неровным. Пиление ведется по разметке с припуском на последующую обработку. Главное при распиле – максимально точно следовать линиям разметки. Для того чтобы добиться высоких результатов при пилении, необходимо выработать навыки работы с различными пилами.















Рис.5 Рис.6 Рис.7

Следующий этап работы с заготовкой – это шлифование. Шлифование —механическая или ручная операция по обработке материал. Шлифовать фанеру в 21 веке стало немного проще, т.к. появились эксцентриковые шлифмашины, один из таких аппаратов Makita BO5030 с использованием наждачной бумаги зернистостью Р240 (Рис.8). Этот инструмент способен шлифовать достаточно тонкие материалы с чувствительной поверхностью. Высокое качество поверхности достигается сложной траекторией движения полотна — истина и штамп одновременно. Что это за траектория и благодаря чему она достигается? Собственно, обо всем можно догадаться из названия. Эксцентрик в технике вещь незаменимая, когда надо из вращательного движения сделать поступательно-возвратное или же если требуется вращение вокруг оси превратить во вращение по «орбите».


























Рис.8 Шлифование поверхности

После всех этапов заготовка приняла тот вид на который вполне уместно наносить наш рисунок. Для перевода рисунка на фанеру используется копировальная бумага. На данном этапе используется 4 листа копировальной бумаги формата А4. Раскладывается на поверхности заготовки и прикладываем готовый рисунок, закрепляя его канцелярскими зажимами. После имеем результат.(Рис.9).



























Рис.9 Переведенный рисунок

Когда рисунок уже нанесен на поверхность заготовки, начитается этап выжигания при помощи электровыжигательного аппарата. (Рис.10).























Рис. 10 Процесс выжигания

Выжигание по дереву – искусство, которое впервые появилось в конце прошлого века в столице России. Поначалу эту технику использовали для изготовления матрешек. Впоследствии этот способ художественной обработки древесины назвали пирографией.

Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.

Художественное выжигание не позволяет стереть или удалить нанесенные линии, как это можно сделать при рисовании карандашом, поэтому с первого штриха нужно избегать помарок и ошибок. Для большего удобства в работе древесину фиксируют под наклоном, а рабочей руке с выжигателем обеспечивают устойчивую опору, так можно наносить на материал ровные линии по заданному эскизу. Процесс выжигания различных работ очень трудоемкий на которое уходит очень много времени. Чем качественнее происходит процесс выжигания, тем работа кажется более шикарной. Ниже представлены изображения поэтапного выжигания данной картины. Рис.11, Рис.12.



Рис. 11 Рис. 12

Чтобы лучше увидеть тонкости выжигания на (Рис.13) представлена увеличенная часть работы, а также готовая картина (Рис.14).



Рис.13 Увеличенный часть работы



























Рис. 14

Завершающим этапом в работе был процесс составления композиции. Для эстетичного вида понадобилась атрибутика казаков, которую с радостью предоставил потомственный казак Коденев Виктор Владимирович. (Рис.15).



Рис.15. Композиция с готовой работой



















Заключение


Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Именно поэтому такая форма работы стала одним из конкурсных испытаний педагогов-профессионалов, участников очных конкурсов профессионального мастерства.

Учитель - Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы конкурсного дня.



































Список литературы


1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т,2009
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1. 


Просмотр содержимого презентации
«МК Я Казак»

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования  «Центр детского творчества города Шимановска»   Разработка мастер-класса «Я Казак» Автор: Ламзин Евгений Александрович Педагог дополнительного образования МОАУ ДО «ЦДТ г. Шимановска» 2018

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества города Шимановска»

Разработка мастер-класса

«Я Казак»

Автор:

Ламзин Евгений Александрович

Педагог дополнительного образования

МОАУ ДО «ЦДТ г. Шимановска»

2018

Рис.1 Фанера 1525х1525х4 мм.

Рис.1 Фанера 1525х1525х4 мм.

Рис.2 Горизонтальное положение листа фанеры

Рис.2 Горизонтальное положение листа фанеры

Рис.3 Разметка

Рис.3 Разметка

Рис.4 Рисунок формата А2

Рис.4 Рисунок формата А2

Пиление         Рис. 5         Рис. 6         Рис. 7

Пиление

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис.8 Шлифование поверхности

Рис.8 Шлифование поверхности

Рис.9 Переведенный рисунок

Рис.9 Переведенный рисунок

Рис. 10 Процесс выжигания

Рис. 10 Процесс выжигания

Поэтапного выжигания           Рис. 11         Рис. 12

Поэтапного выжигания

Рис. 11

Рис. 12

Рис.13 Увеличенный часть работы

Рис.13 Увеличенный часть работы

Рис.14 Готовая работа

Рис.14 Готовая работа

Рис.15 Композиция с готовой работой

Рис.15 Композиция с готовой работой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!