СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изготовление нетрадиционного пособия на развитие речевого дыхания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевое дыхание имеет огромное значение в развитии речи ребенка. Самостоятельно изготовила нетрадиционные пособия для развития речевого дыхания.

Просмотр содержимого документа
«"Изготовление нетрадиционного пособия на развитие речевого дыхания"»

«Изготовление нетрадиционного пособия на развитие речевого дыхания» (мастер-класс для Воспитателей)
Цель: Информирование воспитателей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей.

Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха. 
Задачи:
1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания. 
2. Рассказать о необходимости развития у детей речевого дыхания. 
3.Научить воспитателей делать не традиционное пособие «Дракончик».
Предварительная работа:

Изготовление нетрадиционных пособий для развития речевого дыхания.
Участники семинара: воспитатели.
План мастер-класса:
I. Теоретическая часть. 
1. Что такое речевое дыхание? 
2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. 
II. Практическая часть. 
1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания. 
2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания. 
3.Знакомство с пособия «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними. 
4. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками. 






















Ход мастер-класса. 
I. Теоретическая часть. 
Вступительная беседа. 
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, которые принимают участие в речевом акте. Важной частью речи является дыха­ние. Различают два вида дыхания: физиологическое (неречевое); речевое.

Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, которая выходит из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание - это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и раци­онально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обыч­ного дыхания:



  • Вдох более короткий и более глубокий

  • Выдох намного длиннее вдоха

  • Речевое дыхание - управляемый процесс

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает усло­вия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Работая с детьми, я отметила, что у многих из них наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха. Обучающиеся , имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Потому одним из первых этапов работы с такими детьми является развитие речевого дыхания. Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме. 

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий. 
Условия проведения:
1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;
2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
3. Одежда не должна стеснять движений;
4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании)
5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. 
6. Ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила. 
1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки. 
3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух. 
4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух. 
5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. 
А теперь я хочу познакомить Вас с играми, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха, которые я использую в работе с детьми:
1.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки. 
2.«Листок на дереве». Предложите ребенку сдуть листок с дерева, для этого нужно подуть на него. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает. 
3.«Сдуй снежинку». Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на рукавичке, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с рукавички. 
4.«Бабочка». Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь. 
5.«Сюжетные картинки». Расскажите ребенку сюжет изображенный на картинке и предложите подуть на детали картинки (в зависимости от сюжета) 
6.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. 
Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки. 

Сейчас я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению нового для наших детей пособия «Дракончики». Кстати в его изготовлении принимали участие и дети.

Цель этого пособия – формирование речевого дыхания.

Задачи: развивать умение делать глубокий вдох и длительный плавный выдох; способствовать увеличению объёма дыхания.

Для того чтобы «огонь» из пасти дракона вырывался сильнее ребёнок научится вдыхать полной грудью, складывать губы в трубочку и делать длительный выдох (чтобы «огонь» вырывался дольше).

Итак, для изготовления нам понадобятся: цветная бумага, гофрированная бумага, картонные рулончики, салфетки, клей, фломастер.

Эти пособия используются развития речи для всех критерий детей и в том числе для детей с нарушением речи. Я советую пользоваться в работе такими пособиями всем воспитателям во всех возрастных группах, для правильного звукопроизношения и развития речи детей. Спасибо за внимание.



































«Изготовление нетрадиционного пособия на развитие речевого дыхания» (мастер-класс для Воспитателей)
Цель: Информирование воспитателей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей.

Ознакомление и демонстрирование игр и игровых упражнений для развития плавного ротового выдоха. 
Задачи:
1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания. 
2. Рассказать о необходимости развития у детей речевого дыхания. 
3.Научить воспитателей делать не традиционное пособие «Дракончик».
Предварительная работа:

Изготовление нетрадиционных пособий для развития речевого дыхания.
Участники семинара: воспитатели.
План мастер-класса:
I. Теоретическая часть. 
1. Что такое речевое дыхание? 
2. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. 
II. Практическая часть. 
1. Усвоение правил проведения упражнений на развитие дыхания. 
2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания. 
3.Знакомство с пособия «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними. 
4. Изготовление пособия для развития речевого дыхания своими руками. 
Ход мастер-класса. 
I. Теоретическая часть. 
Вступительная беседа. 
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, которые принимают участие в речевом акте. Важной частью речи является дыха­ние. Различают два вида дыхания: физиологическое (неречевое); речевое.

Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, которая выходит из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание - это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и раци­онально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обыч­ного дыхания:



  • Вдох более короткий и более глубокий

  • Выдох намного длиннее вдоха

  • Речевое дыхание - управляемый процесс

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает усло­вия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Работая с детьми, я отметила, что у многих из них наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха. Обучающиеся , имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Потому одним из первых этапов работы с такими детьми является развитие речевого дыхания. Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же проводится в игровой форме.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий. 
Условия проведения:
1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;
2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
3. Одежда не должна стеснять движений;
4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании)
5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. 
6. Ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила. 
1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки. 
3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух. 
4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух. 
5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. 
А теперь я хочу познакомить Вас с играми, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха, которые я использую в работе с детьми:
1.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки. 
2.«Листок на дереве». Предложите ребенку сдуть листок с дерева, для этого нужно подуть на него. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает. 
3.«Сдуй снежинку». Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на рукавичке, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с рукавички. 
4.«Бабочка». Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь. 
5.«Сюжетные картинки». Расскажите ребенку сюжет изображенный на картинке и предложите подуть на детали картинки (в зависимости от сюжета) 
6.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. 
Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки. 

Сейчас я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению нового для наших детей пособия «Дракончики». Кстати в его изготовлении принимали участие и дети.

Цель этого пособия – формирование речевого дыхания.

Задачи: развивать умение делать глубокий вдох и длительный плавный выдох; способствовать увеличению объёма дыхания.

Для того чтобы «огонь» из пасти дракона вырывался сильнее ребёнок научится вдыхать полной грудью, складывать губы в трубочку и делать длительный выдох (чтобы «огонь» вырывался дольше).

Итак, для изготовления нам понадобятся: цветная бумага, гофрированная бумага, картонные рулончики, салфетки, клей, фломастер.

Эти пособия используются развития речи для всех критерий детей и в том числе для детей с нарушением речи. Я советую пользоваться в работе такими пособиями всем воспитателям во всех возрастных группах, для правильного звукопроизношения и развития речи детей. Спасибо за внимание.



Скачать

© 2020 150 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!