СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление плоских криволинейных изделий из древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание урока в виде План - конспекта. Изготовление простейших изделий из фанеры. Не традиционная форма и тематика урока, способствует раасширению кругозора учащихся и повышает интерес к предмету. Призентация на открытый урок.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление плоских криволинейных изделий из древесины»

План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе

Тема урока: Изготовление плоских изделий криволинейной формы. Декоративное изделие: «Подкова - оберег»
Цели урока:
обучающая: изучение древних традиций народов России, навыки пиления ручным лобзиком, художественное декорирование и использование природных материалов в изготовлении изделий.
коррекционная: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности)
развивающая: стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
воспитательная: трудолюбие, аккуратность, осторожность, соблюдение ТБ во время работы толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое оснащение:
для учителя: компьютер, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока;
для учеников: лобзики, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным рисунком, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения, краски и кисти (цвет.карандаши), выжигатель по дереву ( дополнительное оборудование по возможности).

Изделие: амулет, оберег.

План урока:
1) организационный момент 2 минуты;
2) сообщение целей и задач урока учащимся 2 минуты;
3) сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 5 мин;
4) вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3 мин;
5) самостоятельная работа учащихся , текущий инструктаж 25 мин;
6) подведение итогов, заключительный инструктаж 2 мин.
7) Уборка рабочих мест (2 мин)

Время проведения: 40 минут.

1. Организационный момент (2 мин)
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
- Проверка внешнего вида (спецодежды).

2. Сообщение темы урока (предварительно записанной на доске).(2мин)
- Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

3. Повторение пройденного материала.
- Много красивых изделий можно изготовить из фанеры, если научиться работать лобзиком — инструментом для выпиливания криволинейных контуров (рис. 1). Рабочая часть лобзика — тонкая и узкая пилка (показываю на лобзике)
- Перед выпиливанием лобзик надо наладить, т. е. подготовить к работе. Сначала пилку закрепляют в рамке нижним зажимным винтом так, чтобы зубья были направлены остриями к ручке. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку верхним зажимным винтом. Для этого используют приспособления (рис. 2,3).

4. Объяснение нового материла.
Размечают заготовку по рисунку через копировальную бумагу или по шаблону. При пилении лобзиком также используют специальное приспособление — выпиловочный столик (рис. 4), который закрепляют в заднем зажиме верстака. Сидеть и стоять во время выпиливания надо прямо, не нагибаясь, вполоборота к верстаку, заготовка должна находиться на уровне груди (рис. 5).

Сначала выпиливают фигуру по внутреннему контуру, а затем — по внешнему, чтобы удобнее было держать заготовку. При выпиливании по внутреннему контуру рядом с разметочной линией шилом прокалывают отверстие. Затем в него вставляют пилку и закрепляют ее в рамке. Пиление по внешнему контуру начинают от края фанеры и постепенно переходят на линию разметки.

Лобзик надо перемещать плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается (рис.6). В местах поворота линий рисунка заготовку надо медленно поворачивать, не прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3...5 минут работы следует делать небольшой перерыв, чтобы пилка остывала. Можно также охладить ее влажной тряпочкой (рис. 7,8,9).

После выпиливания деталь зачищают надфилями и шлифовальной шкуркой.

Надфиль — это напильник небольшого размера. Он представляет собой металлический стержень, один конец которого служит ручкой, а на другом конце выполнена насечка. Неровности срезают движением вперед.

На деревообрабатывающих предприятиях выпиливание фигурных деталей выполняют станочники – распиловщики на специальных лобзиковых станках. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, способы выпиливания, быть точными и аккуратными в работе.

Физминутка.
При работе лобзиком возникает усталость рук, плеч, спины и глаз. Полезно выполнить следующие упражнения:
Гимнастика для рук:
Первое упражнение: Положите руки на стол вместе и раздвигайте пальцы парами.
Второе упражнение: Скрестите выпрямленные пальцы обеих рук так, чтобы они были направлены вверх, а запястья вниз. Энергично выгибайте пальцы вниз так, чтобы запястья выгнулись вверх.
Третье упражнение: Руки резко сожмите в кулак и резко распрямите.
Четвертое упражнение: На большой палец поочередно нажимайте остальными пальцами той же руки.

Историческая справка

У башкир, и у других народов  онгон — тотемное животное, птица или дерево; элемент доисламских верований, являлся одним из основных сакральных родоплеменных атрибутов.

Например: Тотемная сущность волка отчетливо проступает в преданиях башкир о волке-путеводителе. Юго-восточные башкиры (усергане , тангауры и бурзяне) в преданиях связывают свое прежнее местопребывание с нижним течением Сырдарьи и Северным Приаральем.

В легендах говорится, что во время кочевки башкиры заблудились. Им помог волк: идя впереди и указывая путь, он вывел башкир из песчаных пустынь.

У древних славянских народов Волк, тоже упоминается как символ храбрости, и верности своей семье, Роду!

Онгоны бытуют как животные: волк, конь, олень; птицы — беркут, кречет, ястреб, журавль, ворона, сорока, филин, коршун; деревья — ель, дуб, ветла, вяз, рябина, ольха, берёза, лиственница, сосна, можжевельник.

- Вы можете применить эти символы при изготовлении сегодняшнего изделия!

Оберег — это предмет, который защищает от негативных влияний и неприятностей, привлекает счастье. Одним из старинных обережных символов на Руси была подкова.

Тотем - мифологическое существо в виде животного, растения, предмета или явления природы, которое обладает сверхъестественными способностями и является основателем того или иного человеческого рода (в примитивных мифологиях).

Амулет (на латыни звучит как «amuletum» и переводится как «средство защиты») — это природный либо, созданный человеком предмет, задача которого – защитить владельца от неприятностей, болезней, бед.

- Подкова на Руси ещё с древних времён считается очень мощным оберегом от бед и разных напастей!!!

5. Практическая работа и текущий инструктаж (25 мин.)
Сегодня мы будем изготавливать декоративное изделие «Подкова-оберег», на прошлом уроке мы подготовили фанеру и нанесли разметку на заготовки, сегодня будем выпиливать.
6. Правила безопасной работы с инструментом(3 мин.):

• Прочно закреплять выпиловочный столик.

• Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками.

• Надежно закреплять пилку в рамке.

• Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой.

• Не сдувать опилки, а убирать их щеткой-сметкой.

- Расстановка учащихся по рабочим местам.
- Выдача задания и контроль работы.
- Проведение целевых обходов рабочих мест.

Физминутка.
Гимнастика для плеч:
Медленно поднимите плечи, одновременно втягивая голову, затем вернитесь в исходное положение.

Гимнастика для глаз:
Сядьте прямо и расслабьтесь. Прикройте глаза ладонями. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Необходимо, чтобы ладони закрывали ваши глаза полностью, не оставляя просветов через которые можно смотреть.
Локти положите на стол и подумайте о хорошем.

7. Заключительный инструктаж (2 мин)
- Указание типичных ошибок.
- Отметка лучших работ.
- Сообщение оценки качества работы каждого учащегося.
- Сообщение домашнего задания: начертить в рабочей тетради эскиз любого животного или птицы для выпиливания на фанере.

8. Рефлексия.
- Чему сегодня Вы научились? Что узнали нового, для себя?

На уроке мы научились, как правильно производить выпиливание лобзиком по разметке, научились безопасному использованию ручного лобзика, повторили и закрепили знания по подготовке лобзика к работе. Узнали много нового о оберегах, тотемах, о традициях древних цивилизаций и народов.

9. Уборка рабочих мест (2 мин)
- Осуществление проверки проведения уборки на рабочих местах учащихся.

10. Подведение итогов урока
- Выставление оценок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!