СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение-описание помещения по отрывку из повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложение-описание помещения по отрывку из повести  А.С. Пушкина " Станционный смотритель"

Просмотр содержимого документа
«Изложение-описание помещения по отрывку из повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"»

Изложение-описание помещения по отрывку из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию интерьера; обогатить лексику учащихся словами на тему «интерьер».

Оборудование урока: репродукция картины Н.Н. Ге « И.И. Пущин в гостях у АС. Пушкина в Михайловском», фотографии кабинета Пушкина, иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок развития речи «Описание помещения» будет связан с именем величайшего русского поэта, основателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин в своих произведениях большое внимание уделяет интерьеру, связывая описание помещения с раскрытием характера, интересов, привычек, рода занятий персонажей. Вот как в своем знаменитом романе в стихах «Евгений Онегин» он описывает кабинет главного героя в его родовом имении.

Татьяна взором умиленным Вокруг себя на все глядит, И все ей кажется бесценным, Все душу томную живит Полумучительной отрадой: И стол с померкшею лампадой И груда книг, и под окном Кровать, покрытая ковром, И вид в окно сквозь сумрак лунный, И этот бледный полусвет, И лорда Байрона портрет, И столбик с куклою чугунной Под шляпой с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом.

Это описание кабинета интеллигента своего времени – образованного дворянина. Евгений Онегин – в провинции. Но и там , в добровольном уединении от шумной, праздничной жизни Петербурга, он не может обойтись без книг, без портрета любимого поэта Байрона. Онегин – литературный герой, но «списанный» с тех реальных людей, которые окружали Пушкина, принадлежали к одному с ним кругу. Прозорливость Пушкина заключается в том, что он одним из первых русских писателей на страницах своих произведений проявил сострадание к простому русскому человеку: увидел в нем не только самобытный характер, но и неистребимую тягу к вечным ценностям и идеалам, к прекрасному, к искусству. Вспомним повесть «Станционный смотритель», где автор-повествователь, описывая жилище смотрителя Вырина, сосредотачивает основное внимание на рассмотрении героем картинок, украшавших «смиренную , но опрятную обитель" Они изображали историю блудного сына». Пушкин устами автора-повествователя господина Белкина так выразительно описывает эти картинки, что они осязаемо предстают перед нашими глазами. Думается , что это подробное описание картинок не только предугадывает сюжетную линию повести, но и глубже раскрывает характер героев, показывает их разносторонние интересы, стремление к красоте, совершенству. Наличие этих картинок позволяет осмыслить сюжет повести в его соотнесенности с другим видом искусства и этики.

Надеюсь, что вы с интересом еще раз прочитаете отрывок из повести Пушкина «Станционный смотритель», где описывается жилище Вырина, и затем воспроизведете этот текст сначала в устной, а затем и в письменной форме, дополнив его своими размышлениями.

  1. Знакомство с отрывком текста художественного произведения.

  2. Лексическая работа.

На доске выписаны слова и словосочетания:

Господин Белкин, Самсон Вырин, обитель, благословение, раскаяние, доныне, бальзамин, шлафрок, небрежение, полинялых. Выясняем их лексическое значение.

Вопросы:

  1. Подумайте, является ли то , что вы сейчас услышали, текстом? Почему?

  2. В каком стиле написан текст? Какой тип речи преобладает в тексте?

  3. Сколько частей можно выделить в этом тексте?

  4. Найдите опорные слова в каждом из микротекстов и сделайте графическое оформление текста.

  5. Составление сложного плана текста изложения.

  1. Рассматривание картинок.

  2. История блудного сына : а) старик отпускает юношу, б)недостойное поведение молодого человека, в)промотавшийся юноша пасет свиней, г)раскаяние, д)возвращение к отцу.

  3. Сохранилось в памяти: а) горшки с бальзамином, б) кровать с пестрой занавескою

  4. Сам хозяин: а) лет пятьдесят, б) свежий и бодрый, в) в зеленом сертуке.

  5. Прошло несколько лет.

  6. Узнаю: а) картинки, б) стол и кровать, в) нет цветов.

  7. Ветхость и небрежение

  8. Дополнение к тексту: мои размышления, связанные с описанием Пушкиным жилища станционного смотрителя.