изложение
Поползень и гюрза В.П. Канакина 4 класс.
Выполнила :Матвеева Е.В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №29»
Прочитайте текст.
В ущелье гор тревога. Кричит птичка- скалистый поползень. Что случилось?
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой кружится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо : маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Н Сладков
Определи тип текста.
О ком говорится в тексте? Какова его тема?
Что вы знаете о поползнях?
- Поползень — размером с воробья, внешним видом похож на миниатюрного дятла, а любопытен как синица. Уникальность этой птицы заключается не только в быстром передвижении по гладкому стволу в разных направлениях, но и в умении висеть вниз головой на ветках.
- Оригинален также и окрас этих птичек: у самца и самки спинка - пепельно-серая, грудка - жёлто-красная, через глаз проходит чёрная полоса, у молодых она коричневатая.
Как вы поняли, почему птица так называется?
Какая птица по размеру?
Почему такая маленькая птичка так отважно сражалась со змеёй?
Одной из самых опасных и ядовитых змей на планете является змея гюрза. В основном длина ее достигает 100-150 см, но встречались виды, которые вырастали до двух метров. Гюрза относится к семейству гадюк и на данный момент считается самой крупной змеей этого вида, масса тела ее может достигать 3-5 кг.
Составление плана
- На сколько частей разделили текст?
- О чём говориться в каждой части?
- Определи главную мысль каждой части, озаглавь их.
Примерный план
- Тревога в ущелье.
- Опасность приближается.
- Отважная птичка.
Ущелье - расщелина в горах.
Почему птица называется скалистый поползень?
Как называется ядовитая змея?
Рассмотри иллюстрацию к тексту учебника. Опиши змею.
Как вы понимаете выражение
зашёлся криком ?
Как вы понимаете выражение крутится юлой ?
Как автор показывает, что опасность приближается совсем близко?
Почему Н.Сладков называет произошедшее дальше чудом?
Как это случилось?
Орфографическая подготовка
Найди группу однокоренных слов.
Поползень, ползет, заползет
Какая орфограмма корня в этом слове требует проверки?
Безударный гласный звук в корне слова
Какие слова с этой орфограммой встретились ещё в тексте?
Ск а ла, зм е я, гн е здо, я довитая, з е лёное…
Выпиши слова с непроверяемыми написаниями.
Объясни постановку запятых в последней части текста.
Спасибо за урок !
Применяемые материалы: Поурочные разработки по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого; интернет ресурсы