СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение повествовательного текста с элементами описания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по развитию речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания по тексту Н. Сладкова "Осенняя ёлочка"

 

Просмотр содержимого документа
«Изложение повествовательного текста с элементами описания»

Итоговая работа

Урок развития речи.

3 класс.

Тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Цель: развивать умение написания подробного изложения текста – повествования с элементами описания по коллективно составленному плану, грамотно писать слова с изученными орфограммами.

Задачи урока: формировать умение определять тип текста, составлять план по данному тексту, записывать текст, соответственно данному плану;

формировать умение соединять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи; умение совершенствовать написанное, проверять орфографию и пунктуацию; прививать любовь к родной природе.


Текст для изложения:

Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.


Ход урока

1.Орг. момент

2.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами будем писать подробное изложение по рассказу Н. Сладкова.

-Для чего пишут изложения? ( Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, точно употреблять слова и выражения.)

Краткие сведения о Н. Сладкове (2 -3 минуты) На слайде портрет писателя.

- Н. И. Сладков с детства любил природу, со 2 класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления. Он много путешествовал, фотографировал, изучал тайны природы. Вот что говорил сам Николай Иванович: « Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы». (Учитель обращает внимание на выставку книг с рассказами Н. Сладкова.)

- Ребята, всем вам знакома загадка « Зимой и летом одним цветом». Конечно, это ёлка. (слайд с изображением елочки) Почему так говорят о ёлке?

- Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки бывает осенью.

3. Знакомство с содержанием текста, беседа по тексту. (текст читает учитель, дети следят по учебнику.)

- Понравился вам текст? (Да.)

- Какую картину представили себе, слушая текст? Какой вы представили ёлочку? Когда в лесу появилась ёлочка? (Ёлочка в лесу появилась осенью.)

- Как она появилась? ( Она раздвинула листья и травинки.)

- А что в это время происходило с деревьями? (Роняли свои листья, дарили ёлочке подарки.)

Повторное чтение текста (дети читают текст сами)

- О чем говорится в этом тексте? Определите тему текста. ( О ёлочке.)

- Ребята, кто помнит, что такое главная мысль текста? ( Это самое важное, о чём хотел рассказать нам автор.)

- Попробуйте найти предложение, в котором заключена главная мысль. ( И стоит ёлочка счастливая.)

- Верно. Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)

- Как можно озаглавить текст? ( Нарядная ёлочка. Осенняя елочка. Подарки для ёлочки.)

4. Структурный анализ текста.

- Сколько частей в тексте? (Три.)

- Как вы думаете, какой это тип текста? ( Повествование с элементами описания.)

- Докажите, что это повествовательный текст? ( В этом тексте действия сменяют друг друга: сначала елочка появилась, потом удивленно осмотрелась, в конце, через много лет деревья продолжают дарить подарки, ёлочка нарядная, то есть можно поставить вопросы: что происходит сначала? потом? в конце? всё изображенное в рассказе можно запечатлеть на нескольких снимках. Много глаголов.)

- Найдите элементы описания. ( Описание листьев деревьев, описание ёлочки.)

5. Физ. минутка.

6. Языковой разбор текста, составление плана.

1 часть

- Назовите основные части текста. ( Вступление, изложение событий, заключение.)

- Прочитайте первую часть (чтение вслух).

- Когда появилась на свет елочка? (Осенью.)

- Как вы понимаете выражение « появилась на свет»? ( Родилась.)

- Какие глаголы использует автор, говоря о елочке? (Раздвинула листья, высунулась, осмотрелась.)

- Автор говорит о ёлочке, как о живом существе. Как называется такое изобразительно – выразительное средство языка? (Олицетворение.)

- Чему ёлочка удивилась? ( Деревья роняли свои листья, для ёлочки всё было новым, необычным.)

- Что означает словосочетание «роняли листву»? (Осенью начинается листопад.)

- Как связаны первые два предложения в первом абзаце? ( Цепной связью; ёлочка – она.)

- Обратите внимание, в каком времени стоят глаголы. (Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.)

- О чём первая часть? Скажите кратко. Как озаглавим её? (Рождение ёлочки.)

2 часть

- Прочитайте вторую часть текста.

- С какого предложения начинается вторая часть. Почему? (Ёлочка выросла.)

- Что происходит каждый год осенью в день рождения ёлочки? (Деревья дарят подарки.)

- Какие подарки дарили ёлочке деревья? ( Свои листья.)

- На что похожи листья осинки? (На китайские фонарики.) Какого они были цвета? (Красного.) (Учитель показывает детям слайд, на котором изображены красные листья осины и китайский фонарик, дети замечают сходство.)

-Как автор называет листья клена? (Оранжевые звезды.) Почему? (показ слайда)

- С чем сравниваются листья ивы? ( С тонкими золотыми рыбками.) (показ слайда)

В ходе разбора этой части дети наблюдают, что в тексте есть описания листьев.

- Какое изобразительно – выразительное средство языка использовал автор во второй части? (Скрытое сравнение – метафору.)

- Как вы думаете, почему глаголы 2 части стоят в настоящем времени. ( Формы настоящего времени используются для выражения важных для данной ситуации действий: несмотря на то, что прошло много лет, деревья помнят день рождения ёлочки и дарят подарки.)

- Что же самое главное в этой части. Озаглавьте её. (Деревья дарят подарки.)

3 часть.

- Прочитайте 3 часть текста. Как вы думаете, приятно ли было ёлочке получать подарки? (Да.) Почему вы так считаете? (Сладков пишет, что ёлочка стоит счастливая.)

- Какая ёлочка была в день своего рождения? (Нарядная и разноцветная.)

- Что значит нарядная? (Красивая.) Почему ёлочка разноцветная?

- Давайте еще раз повторим главную мысль текста. Как можно озаглавить 3 часть? (Счастливая ёлочка.)

План.

  1. Рождение ёлочки.

  2. Деревья дарят подарки.

  3. Счастливая елочка.

- Ребята, к какому стилю речи относится текс? Докажите. ( К художественному. В тексте показано отношение автора к ёлочке, он называет её ласково, есть эпитеты, олицетворение, метафора.)

Пересказ текста по плану. ( текст по очереди пересказывают два – три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает содержание своему соседу по парте, потом наоборот.)

7. Лексико – орфографическая работа.

- Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные.

- В написании каких слов встречается разделительный мягкий знак?

- Найдите слово с парной согласной, с непроизносимой согласной, подберите проверочное слово.

- Обратите внимание на слова: удивленно, фонарики, оранжевые. Эти слова надо запомнить.

- На какие орфограммы еще встретились слова в тексте?

-Объясните расстановку запятых в предложениях с однородными членами.

- Какими местоимениями заменяется слово ёлочка? (Она, ей.)

- Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово дарит? (Роняет, засыпает.)

- Выделите в тексте опорные слова глаголы. ( Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась, роняли, прошло много лет, дарят, роняет, засыпает, стоит, раскинула.) (Глаголы на слайде)

- Перечитайте текст, мысленно перескажите его с опорой на глаголы.

8. Самостоятельное написание изложения. Самопроверка.

- Есть ли у вас вопросы, связанные с написанием текста?

- Вспомните, как надо писать каждую часть текста? (С красной строки.)

Дети пишут изложение.



















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!