Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.
Изложение. Тесты. Сочинение.
Вариант 3.
Изложение.
1. Текст, начинающийся словами «Что хранит человеческая память?» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Расшифровка записи
Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.
Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое - это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяженность.
А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.
Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.
Пояснение.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Микротемы текста:
1. Мы не всегда можем объяснить, почему в нашей памяти живут те или иные воспоминания.
2. Прошлое не станет безжизненным, если оно наполнено ощущениями и переживаниями.
3. Через воспоминания наша жизнь связана с жизнью других людей.
4. Благодаря способности помнить жизнь наполняется смыслом.
Тесты.
2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1) С потемневших ветвей срывались комья отсыревшего снега и с шумом падали, пробивая ледяную лазурь сугробов. (2)Тайга нетерпеливо сбрасывала с себя надоевшую за зиму одежду. (3)Чудесный запах хвои стоял в чистом воздухе, чуть тронутом влажной прелью. (4)В тайге начиналась весна. (5)Марина, сдав дежурство, отправилась домой пешком через просыпающуюся тайгу.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Комья срывались (предложение 1)
2) Тайга сбрасывала одежду (предложение 2)
3) Стоял (предложение 3)
4) Весна начиналась (предложение 4)
5) Марина отправилась (предложение 5)
Пояснение.
Выделим основы:
1) Комья срывались падали (предложение 1);
2) Тайга сбрасывала (предложение 2);
3) Запах стоял (предложение 3);
4) Весна начиналась (предложение 4);
5) Марина отправилась (предложение 5).
Ответ: 45|54
3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
И. К. Айвазовский (1) один из самых известных художников-пейзажистов России. Основная тема его творчества (2) море. Захватывающие (3) поражающие воображение (4) баталии и битвы на морских просторах (5) вот за что (6) так горячо любимы всеми (7) картины И. К. Айвазовского. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники. «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре», (8) писал об Иване Константиновиче Ф. М. Достоевский. А художник И. Н. Крамской отмечал (9) «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
И. К. Айвазовский (1) - один из самых известных художников-пейзажистов России. Основная тема его творчества − (2) море. Захватывающие, (3) поражающие воображение (4) баталии и битвы на морских просторах −(5) вот за что (6) так горячо любимы всеми (7) картины И. К. Айвазовского. Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники. «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре», (8)− писал об Иване Константиновиче Ф. М. Достоевский. А художник И. Н. Крамской отмечал: (9) «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».
1) тире между подлежащим, выраженными именем существительным, и сказуемым, выраженным сочетанием числительного и существительного.
2) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными
3) запятая между однородными
4) 6) 7) знаки препинания не нужны
5) тире между основами в бессоюзном предложении
8) тире перед словами автора после прямой речи
9) двоеточие после слов автора перед прямой речью.
Ответ: 1258
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «насмешливо глядеть», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Пояснение.
Управление — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же падеже, что и главное.
Ответ: глядетьснасмешкой|снасмешкойглядеть
5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕУСПЕВАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ — в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
3) БЛИЗКИЙ — в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.
5) ЛЫЖНИЦЫ — в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.
Пояснение.
Приведём верное объяснение.
1) ПРЕУСПЕВАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-. — Неверно. Приставка ПРЕ- в данном слове пишется в значении «высокая степень качества».
2) РАСТАЯТЬ — в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А. — Неверно. В этом слове приставка рас-.
3) БЛИЗКИЙ — в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-. — Верно.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З. — Неверно: буква З пишется перед звонким согласным, а не перед глухим.
5) ЛЫЖНИЦЫ — в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы. — Верно.
ВНИМАНИЕ!!! Объяснение в пункте под номером 3 правильное! Есть такое правило: «Суффикс -К- используется в качественных именах прилагательных, которые образуют краткую форму». Пример: прилагательное БЛИЗКИЙ имеет краткую форму БЛИЗОК, поэтому в полной форме пишем суффикс -К-. Это практически то же, что и написано в третьем пункте.
Ответ: 35
6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком.
2) Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей.
3) Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней.
4) Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом.
5) Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос.
(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая - высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза — с угольками в середине, губы — чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова — воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:
– (19)А я тебя знаю.
– (20)Ты меня знаешь? — (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (24)Не видел!
– (25)Какой ты невнимательный, — сказала она.
– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, — сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!
(35)И вдруг я сказал:
– (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
– (38)Смеёшься?
– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи. (По Ю. Я. Яковлеву)** Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Пояснение.
1) Герою-рассказчику хотелось поразить воображение Наили неожиданным поступком. — Не подтверждается в тексте.
2) Герою-рассказчику казалось, что Наиля готова заплакать, и он хотел отвлечь её внимание от грустных мыслей. —Противоречит предложениям 14−17.
3) Неожиданное предложение прочитать таблицу умножения должно было заинтересовать Наилю и помочь герою-рассказчику познакомиться с ней. — Не подтверждается в тексте: герой неожиданно для себя и для девочки попросил рассказать таблицу умножения, только чтобы услышать еще раз ее голос.
4) Голос Наили менял значение слов, наполнял их теплом. — Подтверждается предложением 6.
5) Рассказчик попросил Наилю прочитать таблицу умножения вслух, потому что хотел слышать её голос. b— Подтверждается предложением 40.
Ответ: 45
7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.
2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.
3) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
4) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!
Пояснение.
Метафора — скрытое сравнение.
2) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Голос сравнивается со звучанием струн)
5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!
Ответ: 25
8. Лексический анализ. В предложениях 22−33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
Пояснение.
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов, обладающее неделимым смыслом и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде.
Не то слово (предложение 33)
По мнению редакции РЕШУ ОГЭ, в предложении 33 выражение «не то слово» употребляется в прямом значении: понравился — это было не то слово (местоимение «это» указывает на конкретное слово «понравился»), поэтому есть сомнение в корректности задания.
Ответ: нетослово
9. Сочинение.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И. Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение.
9.1. В русском языке есть понятие эмоционально-оценочного слова — лексической единицы, которая включает в себя элемент оценки. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный... Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: название предмета или явления, действия, признака осложняется оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению. Именно об этом говорит современный лингвист И. Г. Милославский, утверждая: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент».
На примерах из текста Юрия Яковлева можно доказать правомочность утверждения Милославского. Так, в предложении 6 (Голос обновлял слова, наполнял теплом) эмоционально-оценочные слова «обновлял, наполнял теплом» отражают отношение говорящего к адресату сообщения — к девочке Наиле. В предложении 9 используется слово «воспарит», которое также выражает отношение рассказчика к голосу героини. Таким образом, эмоционально-оценочная лексика употребляется в художественной и разговорной речи для создания эмоциональности, образности, привлекающей внимание читателя, обращающей его к оценке ситуации и героев. Следовательно, высказывание Милославского доказано.
9.2. Почему так бывает, что при виде одного человека внутри тебя что-то вдруг замирает или наоборот начинает трепыхаться, перехватывает дыхание или дышится легко и свободно? Трудно описать состояние, когда ты влюблён. Именно об этом финальные строки текста Юрия Яковлева. Рассказчик испытывает к Наиле настоящее, большое чувство, поэтому готов слушать её голос бесконечно долго, причём, всё равно, что будет звучать из её уст, хоть таблица умножения.
Герой влюблён в Наилю, для него весь мир заключён в ней одной. В предложении 6 рассказчик говорит о голосе любимой: «Голос обновлял слова, наполнял теплом». Как возвышенно и проникновенно сказано!
В предложении 21 передано состояние героя: наступил истинный миг счастья, которое заполнило всё вокруг, когда девочка призналась, что знает его.
Чтобы испытать такое, конечно же, стоит любить. Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.
9.3. Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.
Любовь — большое, светлое чувство, свойственное на Земле толь-ко человеку, это глубокая привязанность к кому-то или чему-то, это чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.
Герой текста Юрия Яковлева по-настоящему влюблён в Наилю, для него весь мир заключён в ней одной. Как возвышенно и проникновенно говорит он о голосе любимой: «Голос обновлял слова, наполнял теплом». С приходом любви наступил для героя истинный миг счастья, которое заполнило всё вокруг.
Примером настоящего чувства может служить любовь Ромео и Джульетты. Герои Шекспира готовы на всё, лишь бы быть вместе, потому что друг без друга для них перестаёт существовать мир, потому что друг без друга жизнь бессмысленна.
Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.