СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 10.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные задания (с 1 по 9) для подготовки к ОГЭ по русскому языку с ответами и пояснениями.

Просмотр содержимого документа
«Изложение. Тесты. Сочинение. ОГЭ по русскому языку 2023. Вариант 10.»

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ 2023 по русскому языку.

Изложение. Тесты. Сочинение.

Вариант 10.

1. Изложение.

Изложение, начинающееся словами «В чём польза чтения»

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения  — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Расшифровка записи

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (по материалам Интернета) 168 слов

Пояснение.

Микротемы к тексту «В чём польза чтения»

1.  Почему люди читают книги?

2.  Книги приносят пользу: они делают человека умнее и обогащают его внутренний мир.

3.  Книги способствуют нравственному воспитанию.


Тесты.

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  Закат пылает, золотит (предложение 1)

2)  Луч солнца касается (предложение 2)

3)  Мыши заглядывают (предложение 3)

4)  Тлеет, кричит (предложение 4)

5)  Озеро (предложение 5)

Пояснение. 

Выделим основы:

1)  Закат пылает, золотит (предложение 1);

2)  Луч касается, темно и глухо (предложение 2);

3)  Летучие мыши летают и заглядывают (предложение 3);

4)  Зорька тлеет, выпь кричит (предложение 4);

5)  Озеро (предложение 5).

Ответ: 15|51


3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Кузнецкая крепость (1) это историко-архитектурный комплекс (2) являющийся одной из главных достопримечательностей города Новокузнецка (3) образец сибирского военно-инженерного искусства конца второй половины XVIII  — начала XIX столетия. Сама крепость (4) расположенные вокруг (5) свыше десятка архитектурных и военно-фортификационных сооружений (6) археологические памятники разных типов (7) водопад (8) всё рассказывает посетителям о военной истории региона (9) о быте и культуре местного населения.

Пояснение. 

Расставим знаки препинания:

Кузнецкая крепость (1)  — это историко-архитектурный комплекс, (2) прич. оборотявляющийся одной из главных достопримечательностей города Новокузнецка, (3) образец сибирского военно-инженерного искусства конца второй половины XVIII — начала XIX столетия. Сама крепость, (4) расположенные вокруг (5) свыше десятка архитектурных и военно-фортификационных сооружений, (6) археологические памятники разных типов, (7) водопад (8)  — всё рассказывает посетителям о военной истории региона, (9) о быте и культуре местного населения.

1)  тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже;

2)  и 3) запятые выделяют причастный оборот;

3)  одновременно запятая между однородными сказуемыми;

4)  6) 7) запятые между однородными подлежащими;

5)  знаки препинания не нужны, т. к. отсутствуют основания для их постановки;

8)  тире после однородных подлежащих перед обобщающим словом;

9)  запятая между однородными дополнениями.

Ответ: 18


4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Пояснение. 

Согласование  — вид связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Прилагательное «отцов» - притяжательное (чей друг? - отцов).

«Отцовский» − это прилагательное, выражающее качественное значение: отцовский долг, отцовская забота.

Поэтому единственно верным ответом здесь будет словосочетание «отцов друг».

Ответ: отцовдруг


5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  СТИХНЕТ (ветер)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

2)  (ни на кого) НЕ ПОХОЖ  — НЕ с глаголом пишется раздельно.

3)  НЕНАСТНЫЙ  — написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.

4)  ОПЕКАЕМЫЙ (мамой)  — правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.

5)  ПРЕРВАТЬ  — правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

Пояснение. 

1)  СТИХНЕТ (ветер)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.  — НЕВЕРНО. В этом слове приставка С- неизменяемая.

2)  (ни на кого) НЕ ПОХОЖ  — НЕ с глаголом пишется раздельно. НЕВЕРНО. Не с прилагательным пишется раздельно, т. к. есть отрицательное местоимение.

3)  НЕНАСТНЫЙ  — написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.  — ВЕРНО.

4)  ОПЕКАЕМЫЙ (мамой)  — правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.  — ВЕРНО.

5)  ПРЕРВАТЬ  — правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.  — НЕВЕРНО. Правописание приставки определяется её значением, близким к значению ПЕРЕ.

Ответ: 34


6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.

2)  Сыновья Пешеходова  — давние друзья мальчишек.

3)  Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.

4)  Старик Пешеходов появляется в людных местах Белозерска в воскресные дни.

5)  В школьных сочинениях о войне в Белозерской школе ребята часто пишут о сыновьях старого солдата Пешеходова.

(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

– (20)Они быстро шли?

– (21)Быстро.

– (22)Пешком?

– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

– (38)Мои сыновья…

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь старика!

– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

– (45)Мои сыновья…

– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (47)Мои сыновья…

– (48)Везде поспевали?

– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52)Так и не вернулись?

– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.

(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:

– (56)Где их могила?

(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:

– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.

(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! (По Ю. Яковлеву*)* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Пояснение. 

1)  Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.  — Подтверждается предложениями 9 и 10.

2)  Сыновья Пешеходова  — давние друзья мальчишек.  — Неверно: в тексте нет такого утверждения.

3)  Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.  — Неверно: в тексте нет такого утверждения.

4)  Старик Пешеходов появляется в людных местах Белозерска в воскресные дни.  — Подтверждается предложением 5.

5)  В школьных сочинениях о войне в Белозерской школе ребята часто пишут о сыновьях старого солдата Пешеходова.  — Подтверждается предложением 1.

Ответ: 145|541|154|514|415|451


7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1)  Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2)  Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3)  И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4)  Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5)  А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

Пояснение. 

2)  Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3)  И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

Ответ: 23|32


8. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову ДЕДУШКА (предложение 33). Напишите этот синоним

Пояснение. 

Синонимы  — слова, близкие по значению.

Ответ: старик

9. Сочинение 

9.1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет выполнять его главную функцию – функцию общения? Это синтаксис» Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!»Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.  Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение. 

9.1.  Известный лингвист А. А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис – это раздел грамматики – наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказывания убежден, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий.) Оно представляет собой сложную синтаксическую конструкцию: первая и вторая части предложения связаны подчинительной связью, вторая с третьей – бессоюзной. с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено приложениями (Семён и Василий). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, определяющее тему текста.

Предложения №53-54, напротив, простые, как бы однозначно подводящее итог рассказу старика: эти предложения передают и боль за навернувшихся сыновей, и уверенность, что не зря сыновья погибли. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.

9.2.  Финальные строки текста Юрия Яковлева «И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!» наполнены жизнеутверждающим смыслом. Скольких людей унесла война!.. Но жертвы эти не напрасны, потому что остановлен фашизм, потому что мы живём в мире 70 лет, потому что с благодарностью сохраняют память о героях потомки.

Старик Пешеходов всех погибших солдат считает своими детьми, потому что сроднила его с ними смерть сыновей. Об этом говорится в предложениях 58-60:

«(58)Он говорит:

– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле».

Горе отца передано в предложении 10: «Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок». Память – единственное, что у него осталось, он хочет, чтобы и не забывали о павших защитниках, поэтому с готовностью отвечает на вопросы ребят, и эти беседы вселяют в старика уверенность, что жизни его и его сыновей прошли не зря.

«Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!»,  — писал Роберт Рождественский. Пока жива в наших сердцах память, у нас есть прошлое, настоящее и мы смело можем смотреть в будущее.

9.3.  Сила духа  — одно из главных качеств, делающее человека сильным. Это незаменимое качество, помогающее выжить в трудных жизненных ситуациях. Человек, сильный духом, способен преодолевать, казалось бы, непреодолимые преграды. Величайшее напряжение душевных и физических сил потребовалось от нашего народа, чтобы выстоять в Великой Отечественной войне. О силе духа русских слагаются легенды.

О мужестве и стойкости русских солдат, о силе духа и стремлении любой ценой дойти до Победы рассказывает старик-ветеран. Всех, кто шёл и падал, кто падал и уже не смог подняться, называет старик своими сыновьями. Как горько звучат слова: «Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.» В глазах детей погибшие солдаты не просто люди, а настоящие богатыри, которые хоть и спят в братских могилах, но в тревожный час готовы подняться на защиту Родины.

О судьбе молодой женщины, оставшейся один на один с голодом, разрухой, страхом и смертью я узнала из фильма "Матерь человеческая". Казалось бы, как можно выжить в таких условиях? Но Мария смогла. И не только сама осталась жива: она спасла жизнь детям, потерявшим родителей. Вместе они сеяли хлеб, ухаживали за животными и жили надеждой на возвращение русских солдат, на помощь. И они дождались! Но не было бы у фильма оптимистичного конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм  — гимн сильной русской женщине.

Счастье  — встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!