СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение повествование на тему ЗИМА 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из книги Губернская Т.В.  "Учимся писать изложения и сочинения" 4 класс на тему "зима", переведённый в фомат word. Надеюсь, что кому-нибудь пригодится. Можно сделать двустороннюю распечатку, что очень экономит бумагу и чернила в принтере.

Просмотр содержимого документа
«Изложение повествование на тему ЗИМА 4 класс»

Изложение – повествование. Тема: ЗИМА

1.Прочитай текст:

______________________________________________

Старуха-зима задумала всех со свету сжить.

Стала она до птиц добираться. Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев. Некуда птицам деваться. Полетели они в тёплые страны.

Тогда зима накинулась на зверей. Запорошила снегом поля и леса и посылает мороз за морозом. Е испугались звери. Белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт.

Тогда решила зима донять людей. А люди затопили печки да над зимой посмеиваются. Даже ребятишки её не боятся! Катаются на коньках да на салазках, в снежки играют.

Зима и заплакала со злости. С крыш зимние слёзы закапали… видно, весна недалеко! (94 слова)

(По К.Д.Ушинскому)

  • О чём этот текст?

  • Это текст-описание или текст-повествование? Почему ты так думаешь?

  • Можно ли назвать этот текст сказкой? Почему?

  • Что задумала зима?

  • Как она притесняла птиц?

  • Что сделали птицы?

  • Как зима пыталась добраться до зверей?

  • Испугались ли звери?

  • Как зима пыталась напугать людей?

  • Устрашились ли люди?

  • Почему зиме не удалось никого напугать?

  • Что тогда сделала зима?

  • Как можно назвать это текст?

Впиши название текста.


  • Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту


Изложение – повествование. Тема: ЗИМА

1.Прочитай текст:

______________________________________________

Старуха-зима задумала всех со свету сжить.

Стала она до птиц добираться. Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев. Некуда птицам деваться. Полетели они в тёплые страны.

Тогда зима накинулась на зверей. Запорошила снегом поля и леса и посылает мороз за морозом. Е испугались звери. Белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт.

Тогда решила зима донять людей. А люди затопили печки да над зимой посмеиваются. Даже ребятишки её не боятся! Катаются на коньках да на салазках, в снежки играют.

Зима и заплакала со злости. С крыш зимние слёзы закапали… видно, весна недалеко! (94 слова)

(По К.Д.Ушинскому)

  • О чём этот текст?

  • Это текст-описание или текст-повествование? Почему ты так думаешь?

  • Можно ли назвать этот текст сказкой? Почему?

  • Что задумала зима?

  • Как она притесняла птиц?

  • Что сделали птицы?

  • Как зима пыталась добраться до зверей?

  • Испугались ли звери?

  • Как зима пыталась напугать людей?

  • Устрашились ли люди?

  • Почему зиме не удалось никого напугать?

  • Что тогда сделала зима?

  • Как можно назвать это текст?

Впиши название текста.


  • Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту


2. В каком из стихотворений зима похожа на зиму из сказки К.Д.Ушинского?



Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (Ф.И.Тютчев)


Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!… (П.А.Вяземский)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет

2. В каком из стихотворений зима похожа на зиму из сказки К.Д.Ушинского?



Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (Ф.И.Тютчев)


Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!… (П.А.Вяземский)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...


Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...


Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. (Ф.И.Тютчев)


3.Какова главная мысль текста? Чтобы определить её, ответь на вопрос:

Может ли власть зимы быть вечной?



  • Для того, чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.

4.Вставь в план пропущенные слова

1) Что задумала зима?_____________________________________

2) Кого пыталась напугать?________________________________

________________________________________________________

А) Испугались ли _____________________________________?
Б) Испугались ли _____________________________________?

В) Испугались ли _____________________________________?

5. Чем закончилась борьба зимы со всем светом? Попытайся пересказать текст по плану.

  • Когда будешь работать над изложением, старайся писать своими словами, используя лишь некоторые выражения из текста.

6. Проверь, правильно ли ты понимаешь слова.

Со свету сжить – сделать жизнь невыносимой

Запорошить – засыпать

Донять – измучить, довести до крайности чем-нибудь неприятным, тяжёлым.


7. Подбери проверочные слова. К каким словам нельзя подобрать проверочные? Почему?

И пуще лишь шумит...


Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...


Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. (Ф.И.Тютчев)


3.Какова главная мысль текста? Чтобы определить её, ответь на вопрос:

Может ли власть зимы быть вечной?



  • Для того, чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.

4.Вставь в план пропущенные слова

1) Что задумала зима?_____________________________________

2) Кого пыталась напугать?________________________________

________________________________________________________

А) Испугались ли _____________________________________?
Б) Испугались ли _____________________________________?

В) Испугались ли _____________________________________?

5. Чем закончилась борьба зимы со всем светом? Попытайся пересказать текст по плану.

  • Когда будешь работать над изложением, старайся писать своими словами, используя лишь некоторые выражения из текста.

6. Проверь, правильно ли ты понимаешь слова.

Со свету сжить – сделать жизнь невыносимой

Запорошить – засыпать

Донять – измучить, довести до крайности чем-нибудь неприятным, тяжёлым.


7. Подбери проверочные слова. К каким словам нельзя подобрать проверочные? Почему?

Д…ревья -______________________________________________

М…роз - _______________________________________________

М…дведь - _____________________________________________

Зат…пили (печи) - ______________________________________

Р…бятишки - ___________________________________________

(На)коньках - ___________________________________________

В…сна - _______________________________________________


8.Вставь глаголы вместо пропусков:

Зима _____________________________ всех со свету жить.

______________________она холодом, _____________________

листья с деревьев. _________________________________снегом

поля и леса и ___________________________ мороз за морозом.

Но никто не боялся зимы, и тогда она ______________________

со злости.


9. Найди во втором столбике слова или словосочетания, которыми можно заменить слова из текста. Соедини их стрелками:

ЗАДУМАТЬ


ЗАЛИТЬСЯ СЛЕЗАМИ

ЗАПЛАКАТЬ

ЗАСЫПАТЬ

ЗАПОРОШИТЬ

НАБРОСИТЬСЯ

НАКИНУТЬСЯ

РЕШИТЬ


10. Перечитай текст ещё раз и напиши изложение. Не забывай пользоваться планом.


Слова для справок: некуда деваться, посылает мороз за морозом, в дупле, в берлоге, салазки.







Д…ревья -______________________________________________

М…роз - _______________________________________________

М…дведь - _____________________________________________

Зат…пили (печи) - ______________________________________

Р…бятишки - ___________________________________________

(На)коньках - ___________________________________________

В…сна - _______________________________________________


8.Вставь глаголы вместо пропусков:

Зима _____________________________ всех со свету жить.

______________________она холодом, _____________________

листья с деревьев. _________________________________снегом

поля и леса и ___________________________ мороз за морозом.

Но никто не боялся зимы, и тогда она ______________________

со злости.


9. Найди во втором столбике слова или словосочетания, которыми можно заменить слова из текста. Соедини их стрелками:

ЗАДУМАТЬ


ЗАЛИТЬСЯ СЛЕЗАМИ

ЗАПЛАКАТЬ

ЗАСЫПАТЬ

ЗАПОРОШИТЬ

НАБРОСИТЬСЯ

НАКИНУТЬСЯ

РЕШИТЬ


10. Перечитай текст ещё раз и напиши изложение. Не забывай пользоваться планом.


Слова для справок: некуда деваться, посылает мороз за морозом, в дупле, в берлоге, салазки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!