СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение глаголов по лицам и числам .Типы спряжения глагола. Разноспрягаемые глаголы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5  классе   позволяет закрепить материал по теме "Глагол"

Просмотр содержимого документа
«Изменение глаголов по лицам и числам .Типы спряжения глагола. Разноспрягаемые глаголы.»

Изменение глаголов по лицам и числам .Типы спряжения глагола. Разноспрягаемые глаголы.


Цель урока:
 познакомить детей с изменением глагола по лицам и числам, т. е. спряжением

Задачи урока:

Образовательная: 

  • Научить определять спряжение у глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию. Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе;

  • Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»;

Развивающая: 

  • Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;  активизация познавательной деятельности через решение логических задач. Развивать умение  давать самооценку своей деятельности.продолжать формировать исследовательские умения(постановка вопроса, самостоятельный поиск  правильного ответа,выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка ), устанавливать причинно-следственные связи,

Воспитательная: 

  • Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность,  самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку.

Тип занятия: урок усвоения знаний

Оборудование (средства) занятия: листы с заданиями для детей, тесты, словарь, презентация.

Методы: словесный, практический

Формы: самостоятельная, групповая, коллективная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные:  что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является;  совершенный, несовершенный вид глагола,  спряжение глаголов,  личные окончания глаголов  1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го  спряжения.

Метапредметные:  познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте  информацию, необходимую для её решения.

Личностные:  осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку


Ход урока

1. Организационный момент

2. Распределительный диктант

Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Определить вид глаголов.

Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают глаголы в столбики.

Е

И

Замереть от страха

Расстилаться на лугу

Постелить скатерть

Заблистать на солнце

Блеснул луч

Умираешь от скуки

Соберёшь рюкзак

Собираться в дорогу

Растереть краски

Отпирать дверь

Подпереть дверь

Вытирать пол

Блестеть серебром

Выжигать рисунок

3. Синтаксический разбор предложения

Работает ученик у доски.

Бледная тень набегает на рощу и тает.

Найти в предложении слово по строению (приставка, корень, суффикс, окончание).

(Набегает).

Слово какой части речи? (Глагол).

Кто может определить спряжение глагола? (определяют спряжение, вспоминают
материал 4 класса.)

4. Объяснение нового материала

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

Например:

  • глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.

  • глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют - 1 спряжения.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

Например:

  • читать – 1 спряжения.

  • варить – 2 спряжения.

Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ИТЬ, кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения (4 на -АТЬ. 7 на -ЕТЬ).

Назовите эти глаголы (дети читают стихотворение)

Ко второму же спряжению
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на -ИТЬ,
Исключая брить, стелить
И ещё смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть и терпеть.
Вы запомните, друзья.
Их на -е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на -ЫТЬ, -УТЬ, -ОТЬ, -АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.

Вид глагола сохраняется.

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму- инструкции), которая находится на партах и на доске.

5. Объяснение алгоритма-инструкции

Как определить спряжение глагола.

1. Укажи ударение, если окончание ударное, то

  1. -ЕШЬ, -ЕТ; -УТ, -ЮТ – 1 спряжение;

  2. - ИШЬ, -ИТ; -АТ, -ЯТ – 2 спряжение.

2. Если окончание безударное, определи вид глагола.

3. Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4. Посмотри на суффиксы: если глагол на -ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5. Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

6. Распределительный диктант

Как сказать иначе? Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают слова по столбикам (1 спряжение, 2 спряжение).

Обратиться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убрать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик(надуть)

Проверяем по столбикам с объяснением.

7. Устная минутка

Найдите конец пословиц. (Пословицы записаны на доске).

1) Кто умеет веселиться,

1) тот должен много трудиться.

2) Не плюй в колодец -

2) который ничего не боится.

3) Не надо хвалиться,

3) коли не знаешь, как рожь родится.

4) Кто любит трудиться,

4) тому без дела не сидится.

5) Кто хочет от жизни толку добиться,

5) того горе боится.

6) Нечего тому страшиться,

6) пригодится воды напиться.

Дополнительное задание: Найти в пословицах глаголы 1 спряжения.

8. Работаем письменно

Учитель читает стихотворение, в котором ребятам самим нужно будет подобрать глаголы.

Имена, употребляемые в тексте, по звучанию схожи с глаголами.

Например, Маша – машет.

Ребятам записывают глаголы вместе с именами и определяют спряжение этих глаголов. Работаем вместе.

У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля (колет),
Поля (полет),
Паша (пашет),
Варя (варит),
Валя (валит),
Света (светит),
Катя (катит),
Тоня (тонет),
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню,
Подрисую что-нибудь.

9. Устная минутка

Выберите правильный ответ.

Задание записано на доске.

  • Учиться – 1 спр., буд.вр., сов. вид.

  • Строю – 2 спр., наст. вр., несов. вид.

  • Летел – 2 спр.(искл.),прош. вр., несов. вид.

  • Думает – 1 спр., наст. вр.,несов. вид.

10. Физминутка.

11. Работа по группам

1 группа работает со стихотворением Иосифа Уткина.

Выписывает глаголы, вставляет пропущенные буквы, определяет спряжение.

Листы со стихотворением находятся на партах.

Что люб…тся, чем дыш…тся,
Душа чем ваша полн…тся,
То в песенке припомн…тся,
То в голосе услыш…тся,
Тяжёлое – забуд…тся,
Хорошее – остан…тся,
Что с Родиною сбуд…тся,
То и с народом стан…тся.

2 группа работает с учебником, выполняет упражнение.

3 группа работает по карточкам.

12. Самостоятельная работа

Учитель читает глаголы, ребята определяют спряжение и ставят цифру 1 или 2, т.е. 1 спр. или 2 спр.

1. Читаешь
2. Борется
3. Стирает
4. Терпишь
5. Строит
6. Стелется
7. Клеит
8. Растает
9. Услышит
10. Ударит

Задание выполняется на листочках.

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать и хотеть, а также приставочные производные от них.

Список разноспрягаемых глаголов

I спряжение: Стелить (исключение), выпекать, цвести, помогать, сберечь

II спряжение: ценить, помнить, дышать, зависеть, носить, лежать, ходить, сидеть, спать, жениться

Разноспрягаемые: хотеть, бежать, есть, дать

13. Вывод, итоги

  • Что повторили на уроке?

  • Что нового узнали?

  • Как правильно написать личное окончание глаголов?

  • Назовите глаголы-исключения.

Оценки.

Домашнее задание. Карт.

14. Рефлексия

Сегодня на уроке…

  • я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…