компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 3 класс» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, карточки с заданием для игры, карточка с домашним заданием
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
I. Организационный момент Цель: настроить детей на работу. Время: 1 минута. | – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Юрьевна, сейчас у нас урок русского языка. Надеюсь на вашу поддержку и сотрудничество. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас на рабочем месте: рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, а главное хорошее настроение и желание работать. Проверьте, всё ли готовы к уроку. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность. | Регулятивные УУД |
II. Актуализация имеющихся знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Время: ~ 8 мин. | Запишем число. Классная работа. – Ребята, предлагаю начать наш урок с наблюдения. Какое сейчас время года по календарю? Понаблюдайте за погодой за окном, какая она? - А теперь посмотрите на слайд. Здесь вы видите картину Константина Юона «Весенний солнечный день». -Каким изобразил художник этот день? - Давайте запишем одно из словосочетаний, например: солнечный день; - Определите, какими частями речи являются эти слова? -Вспомните, а что вы знаете о такой части речи, как имя прилагательное? - На слайде, перечислены основные моменты, на которые нужно обратить внимание при ответе. - что обозначает; - на какие вопросы отвечает; -изменяется или не изменяется по родам; -изменяется или не изменяется по числам; - А от чего зависит род и число имени прилагательного? - Какое слово является главным, командиром в словосочетании сущ.+прил. Слайд - Определите, в словосочетании, которое мы записали (солнечный день), какое слово будет главным. Задайте от него вопрос. Самостоятельно определите род и число данного имени прилагательного. Выделите окончание. -Сравните, написанное у Вас в тетради, с образцом на слайде. -Оцените правильность выполнения задания с помощью смайлика. - Подумайте, слова какой части речи будут в центре нашего разговора. | Высказывают свои варианты (солнечная, ветреная, хорошая, пасмурная). Высказывают свои варианты (солнечный, ясный, весенний и др.) Записывают в тетрадь. Вспоминают, готовятся ответить по плану. Делают вывод. Отмечают главное слово, задают от него вопрос. Определяют род и число имени прилагательного. Выделяют окончание. Рисуют смайлик на полях. Отвечают. | Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. |
III. Самоопределение к деятельности. Цель: определить содержательные рамки урока. Время: ~ 5 мин. Определение темы и цели урока. | - Ребята, а теперь проведем эксперимент. В данном словосочетании измените падеж имени существительного с именительного на родительный. -Что получилось? (Солнечный дня) -Что Вас смущает в этом словосочетании? -Что нужно сделать, чтобы словосочетание стало верно произноситься? -Измените форму имени прилагательного. -Какой именно признак имени прилагательного мы изменили, чтобы получить верное словосочетание? -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Подсказка на слайде.) -Какую цель мы поставим на этот урок перед собой? Слайд | Изменяют падеж, наблюдают. Неправильно употреблена форма имени прилагательного. Нужно изменить форму имени прилагательного. Изменяют форму имени прилагательного. Падеж. Высказывают предположения. (Изменение имен прилагательных по падежам). Узнать, как изменяются имена прилагательные по падежам. | |
IV. «Открытие» новых знаний Цель: провести наблюдение над изменением имён прилагательных. Время: ~ 8 минут | - Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». - Работать Вы будете в парах. На листочках у Вас утверждение (Приложение 1), но жук-словоед проглотил одно слово, посовещайтесь с соседом, и впишите пропущенное слово. - Проверьте себя по учебнику, стр. 82, правило в оранжевой рамке. Слайд -Оцените свою работу с помощью смайлика. -Прочитайте, что получилось. - А теперь понаблюдаем над изменением имен прилагательных, работая по таблице в учебнике, с.82. - Как называется таблица? - Сколько колонок в этой таблице? Что написано в первой колонке? Какое словосочетание изменяется по падежам во второй колонке? В третьей? В четвертой? Слайд -Чем отличаются имена прилагательные в этих словосочетаниях. - Посмотрим, как изменяется имя прилагательное родной, в словосочетании родной брат по падежам. Я называю падеж, главное слово и вопрос прилагательного, а вы – имя прилагательное и его окончание. И.п. брат какой? родной, окончание ой. Р.п. брата какого? родного, окончание ого. Д.п. брату какому? родному, окончание ому. В.п. брата какого? родного, окончание ого. Т.п. братом каким? родным, окончание ым. П.п о брате каком? родном, окончание ом. -Какая часть имени прилагательного изменяется? -Над словосочетаниями родное село, родная сестра понаблюдайте самостоятельно. -Сделайте вывод, при изменении имен прилагательных по падежам, изменяются…. | Работают в парах, совещаются, вписывают нужное слово. Выполняют самопроверку по учебнику. Читают правило. Рассматривают таблицу. Читают название таблицы. Называют словосочетания. Отличаются родами. Сравнивают вопросы имен прилагательных мужского, женского, среднего рода. Окончание. Работают самостоятельно. Вопросы, окончания. | Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. |
V. Физкультминутка. Цель: эмоциональная разгрузка, снятие усталости и напряжения. Время: ~ 2 мин | Хома-хома хомячок (надуваем щеки как хомяк) Полосатенький бочок (гладим себя по бокам) Щечки моет, глазки трет (делаем соответственные действия) Подметает хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем) И выходит на зарядку. | Выполняют движения. | |
VI. Первичное закрепление. Цель: применение полученных знаний на практике. Время: ~ 6 мин | Запишите предложение под диктовку. Вдали виднелось лесное озеро. - Найдите в этом предложении словосочетание сущ.+ прил. Письменно просклоняйте имя прилагательное с именем существительным. (Первые три падежа коллективно, далее самостоятельно). Выделите окончания прилагательных. И.п. лесное озеро Р.п. лесного озера Д.п. леному озеру В.п. лесное озеро Т.п. лесным озером П.п. о лесном озере. Если возникают трудности, обратитесь к таблице на с. 82. - Оцените свою работу, с помощью смайлика. | Письменно выполняют задание. Называют: лесное озеро. Отвечают с места Самопроверка. Оценивают свою работу, рисуют смайлик. | |
VII. Итог урока. Цель: оценивание вклада в достижение поставленных в начале урока целей, активности и эффективности работы класса. Время: ~ 3 минуты | – Знакомо ли вам выражение: «Плясать под чужую дудку»? Что оно означает? Рисунок передаёт прямое или переносное значение этого выражения? «Плясать под чужую дудку» означает действовать не по своей воле, а по воле другого. – Кто из наших частей речи плясал под чужую дудку? Кто командовал? А кто подчинялся? – Командиром является имя существительное, а прилагательное согласуется с ним в роде, ….Продолжите. | Объясняют значение выражения, делают выводы, пользуясь слайдом. Имя существительное согласуется с именем прилагательным в роде, числе падеже. | Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VIII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Время: ~ 1 минута | – Дополните предложения: «Сегодня на уроке я узнал…», «Мне понравилось…», «Мне было трудно…». | Дополняют предложения | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Домашнее задание Время: ~ 1минута. | Задание выполняется по выбору учащихся: Во фразеологизме найти словосочетание «сущ. + прил.», изменить его по падежам. Найти орфограммы, подобрать и записать проверочные слова. Написать рассказ, используя фразеологизм. | | |
Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по ___________________________, или склоняются.
Выполните по своему выбору одно из предложенных заданий.