I. Организационно-мотивационный этап Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. — Эпиграфом к нашему уроку будут следующие очень мудрые слова, которые мне очень нравятся. Следуйте хорошему примеру, Продлевайте добрым словом Жизнь людей. В. Боков — Как вы понимаете это выражение? — А что значит «добрые слова»? Подберите синонимы. (Ласковые, сердечные, приятные, ободряющие, помогающие, поддерживающие, поднимающие настроение и т.д.) — По какому поводу, когда их надо говорить? Кому? — Запишите это высказывание в тетрадь. Может быть, оно станет вашим жизненным девизом. — Действительно, в нашей современной напряжённой жизни мы забываем, не успеваем сказать доброе слово и родным, и окружающим людям. Задумайтесь об этом. Ведь маме, например, всегда будет приятно услышать, что у неё сегодня красивая причёска или особенно вкусный суп получился, папе — какую умную мысль он высказал, дедушке — какие умелые у него руки, бабушке — какие интересные она рассказывает сказки. — Ребята, а какая часть речи сейчас звучала в моём высказывании — она помогала подобрать добрые слова для ваших близких? (Имя прилагательное.) — Тема нашего урока: «Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам (закрепление изученного). Как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? — Какие цели вы перед собой поставите? II. Актуализация знаний об имени прилагательном А теперь аукцион. Знатоков покажет он. Тот, кто больше знает, Доброе слово получает. Аукцион «Кто больше?». По ЛСМ «Имя прилагательное» координата К-1. — Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном: - обозначает и отвечает… (определение); - значение в речи; - изменяется (род, число, падеж); - согласуется с существительным в… ; - в предложении бывает… — Ещё раз посмотрите на ЛСМ, проверьте себя. — Пользуясь ЛСМ, найдите в записанном тексте прилагательные, обозначьте окончания, род, число, падеж. Работа в парах. III. Закрепление изученного материала Чистописание. Словарная работа. — Определите букву для чистописания: в д к б к – парный глухой согласный звук; в букве нет овала в отличие от остальных прописанных. — Пропишите 1 строчку, выберите и подчеркните самую красивую букву. кка ккб ккв — Определите закономерность и продолжите до конца строки (к двум кк добавляем буквы по алфавиту). — Прочитайте слово на слайде. Объясните его лексическое значение. — Обратимся к словарю. Как сказал французский мыслитель А. Франс: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке». Аккуратный – исполнительный, соблюдающий во всём порядок. — Орфограмма кк- «запоминалка» на слайде вам поможет. — Какие прилагательные-синонимы услышали? Запишите. Измените прилагательное аккуратный по родам, т.е.согласуйте с разными существительными. Аккуратный ученик девочка состояние почерк тетрадь место человек хозяйка письмо — А может ли речь быть аккуратной? (Правильная, грамотная, без грубых слов, не обижающая собеседника – тактичная, культурная.) — Устно составьте предложение с прилагательным аккуратный. (Дополнительный вопрос: в каком роде, падеже употребили прилагательное аккуратный.) Словарный диктант (слова записываются в столбики). пассажир чемпион роса аллея иней окно длинный секрет добро ещё лагерь желанный океан — Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились из первых букв в каждом столбике? (Падеж, число, род.) — Напомните мне, какое отношение эти слова имеют к имени прилагательному? (Прилагательные изменяются по падежам, числам, родам; согласуются с существительными в роде, числе, падеже.) — Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте со слайда и оцените работу на полях. — Определите закономерность подбора слов в каждом столбике. — Образуйте и запишите по 2 словосочетания «сущ.+ прилаг.», обозначьте окончание и определите род прилагательных. Физминутка. Разминка для глаз «Бабочка» Мы приветствуем: - девочек нашего класса, - мальчиков нашего класса, - тех, у кого в одежде есть белый цвет, - тех, кто родился зимой, весной, летом, осенью, - тех, кто знает, как проверить безударное окончание прилагательного. (Встают и кружатся те, к кому относится утверждение, остальные приветствуют-хлопают.) Дифференцированное задание Упр. 35 (учебник). Пользуясь ЛСМ, координата К-6, спишите, вставляя окончания прилагательных, определите падеж и обозначьте окончания. — Как отличаются окончания прилагательных муж. и ср. рода в Р.п. в произношении и написании? — Подходит ли это упражнение к теме сегодняшнего урока? Докажите. — Как видим, добрые слова можно в письме или записке написать. Для более сильных учащихся: вставить пропущенные буквы, в скобках обозначить падеж имён прилагательных. Ты изучаешь русск_____ ( ) язык, чтобы правильно, грамотно г__ворить и п__сать на нём, ч__тать удивительн_____ ( ) книги. С помощью русск___ ( ) языка ты можешь общаться с люб_____ ( ) человеком нашей Родины. Работа в группах — В университете вместе с сыном моей подруги учатся иностранные студенты. Им трудно даётся русский язык. Но они старательно его изучают. Один из них написал письмо на русском языке Прослушайте его, пожалуйста. У меня есть хорошая друг Андрей. У него очень добрый сердце. Андрей помогает мне в изучении русским языка. Я не знаю более старательнова человека. Он много работает над собой, хорошо учится и всегда готов помочь близких другу. — Вам сейчас предлагается отредактировать, письмо, исправить в нём ошибки. Пользуйтесь ЛСМ. — На какие правила допустил ошибки этот студент? — А вы таких ошибок допускать не будете? — Сверьте свои работы со слайдом. — У кого ошибок не было? — Наверное, приятно, когда о тебе так говорят люди. Тестовый контроль Выберите букву с правильным ответом. 1. Имена прилагательные изменяются Б) по падежам и числам В) по родам, числам, падежам Д) по окончаниям 2. Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания Е) -ого, -его Ж) -ому, -ему З) -ым, -им 3. Найдите словосочетания, где прилагательное стоит в форме дательного падежа. О) без доброго поступка П) над умным словом Р) к аккуратному человеку 4. Определите, в каком словосочетании неправильное согласование прилагательного и существительного. М) ласковым словом Н) ласковом словом Л) о ласковом слове 5. Какая пословица больше подходит к теме урока М) Друзья познаются в беде О) Доброе слово лечит, а злое - калечит. Р) Учить- ум точить. — Почему? (Содержит прилагательные. Говорит о том же, что и в эпиграфе.) — Составьте из выбранных букв слово. (Верно.) — Оцените свою работу. IV. Домашнее задание Подобрать и записать 3 пословицы о добре, доброте, добрых поступках, словах. Определить у прилагательных число, род и падеж. V. Итог урока. Рефлексия — Ребята, подходит к концу урок. Вспомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой ставили. Удалось ли нам их достичь? — А что вам больше всего помогает справляться с заданиями, грамотно писать окончания прилагательных? Почему? — Выберите с карточки то утверждение, которое вам хотелось бы продолжить. Рефлексия учителем своей деятельности и деятельности учащихся. — Закончить урок мне бы хотелось следующим -напутствием. Если кто-то загрустил, Ты его не оставляй. Добрым словом, добрым делом Утешай и помогай. — Спасибо всем за работу. |