СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам

Цели: закрепить знания об имени прилагательном как части речи, о лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам, падежам, зависимости прилагательных от существительных; совершенствовать умения определять род, число, падеж имён прилагательных, правильно писать их окончания с опорой на логико-смысловую модель; развивать логическое мышление, речь, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки; формировать навыки речевого этикета, воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам»


Русский язык. IV класс


Тема. Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам

Цели: закрепить знания об имени прилагательном как части речи, о лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам, падежам, зависимости прилагательных от существительных; совершенствовать умения определять род, число, падеж имён прилагательных, правильно писать их окончания с опорой на логико-смысловую модель (ЛСМ); развивать логическое мышление, речь, орфографическую зоркость, каллиграфические навыки; формировать навыки речевого этикета, воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийная установка, логико-смысловая модель «Имя прилагательное», карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки с клише для рефлексии, « Толковый словарь русского языка» под редакцией С. Ожегова.


Ход урока



Содержание урока



Номер слайда



I. Организационно-мотивационный этап

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.


— Эпиграфом к нашему уроку будут следующие очень мудрые слова, которые мне очень нравятся.


Следуйте хорошему примеру,

Продлевайте добрым словом

Жизнь людей.

В. Боков


— Как вы понимаете это выражение?

— А что значит «добрые слова»? Подберите синонимы. (Ласковые, сердечные, приятные, ободряющие, помогающие, поддерживающие, поднимающие настроение и т.д.)

— По какому поводу, когда их надо говорить? Кому?

— Запишите это высказывание в тетрадь. Может быть, оно станет вашим жизненным девизом.

— Действительно, в нашей современной напряжённой жизни мы забываем, не успеваем сказать доброе слово и родным, и окружающим людям. Задумайтесь об этом. Ведь маме, например, всегда будет приятно услышать, что у неё сегодня красивая причёска или особенно вкусный суп получился, папе — какую умную мысль он высказал, дедушке — какие умелые у него руки, бабушке — какие интересные она рассказывает сказки.

— Ребята, а какая часть речи сейчас звучала в моём высказывании — она помогала подобрать добрые слова для ваших близких? (Имя прилагательное.)



— Тема нашего урока: «Изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам (закрепление изученного). Как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему?

— Какие цели вы перед собой поставите?


II. Актуализация знаний об имени прилагательном

А теперь аукцион.

Знатоков покажет он.

Тот, кто больше знает,

Доброе слово получает.



Аукцион «Кто больше?». По ЛСМ «Имя прилагательное» координата К-1.

— Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном:

- обозначает и отвечает… (определение);

- значение в речи;

- изменяется (род, число, падеж);

- согласуется с существительным в… ;

- в предложении бывает…



— Ещё раз посмотрите на ЛСМ, проверьте себя.

— Пользуясь ЛСМ, найдите в записанном тексте прилагательные, обозначьте окончания, род, число, падеж.

Работа в парах.


III. Закрепление изученного материала

Чистописание. Словарная работа.

— Определите букву для чистописания:


в д к б


к – парный глухой согласный звук;

в букве нет овала в отличие от остальных прописанных.


— Пропишите 1 строчку, выберите и подчеркните самую красивую букву.


кка ккб ккв


— Определите закономерность и продолжите до конца строки (к двум кк добавляем буквы по алфавиту).



— Прочитайте слово на слайде. Объясните его лексическое значение.

— Обратимся к словарю. Как сказал французский мыслитель А. Франс: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке».

Аккуратный – исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

— Орфограмма кк- «запоминалка» на слайде вам поможет.

— Какие прилагательные-синонимы услышали? Запишите. Измените прилагательное аккуратный по родам, т.е.согласуйте с разными существительными.


Аккуратный ученик девочка состояние

почерк тетрадь место

человек хозяйка письмо


— А может ли речь быть аккуратной? (Правильная, грамотная, без грубых слов, не обижающая собеседника – тактичная, культурная.)

— Устно составьте предложение с прилагательным аккуратный. (Дополнительный вопрос: в каком роде, падеже употребили прилагательное аккуратный.)


Словарный диктант (слова записываются в столбики).

пассажир чемпион роса

аллея иней окно

длинный секрет добро

ещё лагерь

желанный океан

— Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились из первых букв в каждом столбике? (Падеж, число, род.)

— Напомните мне, какое отношение эти слова имеют к имени прилагательному? (Прилагательные изменяются по падежам, числам, родам; согласуются с существительными в роде, числе, падеже.)



— Обменяйтесь тетрадями в парах, проверьте со слайда и оцените работу на полях.

— Определите закономерность подбора слов в каждом столбике.

— Образуйте и запишите по 2 словосочетания «сущ.+ прилаг.», обозначьте окончание и определите род прилагательных.



Физминутка. Разминка для глаз «Бабочка»


Мы приветствуем:

- девочек нашего класса,

- мальчиков нашего класса,

- тех, у кого в одежде есть белый цвет,

- тех, кто родился зимой, весной, летом, осенью,

- тех, кто знает, как проверить безударное окончание прилагательного.

(Встают и кружатся те, к кому относится утверждение, остальные приветствуют-хлопают.)


Дифференцированное задание

Упр. 35 (учебник). Пользуясь ЛСМ, координата К-6, спишите, вставляя окончания прилагательных, определите падеж и обозначьте окончания.

— Как отличаются окончания прилагательных муж. и ср. рода в Р.п. в произношении и написании?

— Подходит ли это упражнение к теме сегодняшнего урока? Докажите.

— Как видим, добрые слова можно в письме или записке написать.


Для более сильных учащихся: вставить пропущенные буквы, в скобках обозначить падеж имён прилагательных.


Ты изучаешь русск_____ ( ) язык, чтобы правильно, грамотно г__ворить и п__сать на нём, ч__тать удивительн_____ ( ) книги. С помощью русск___ ( ) языка ты можешь общаться с люб_____ ( ) человеком нашей Родины.


Работа в группах

— В университете вместе с сыном моей подруги учатся иностранные студенты. Им трудно даётся русский язык. Но они старательно его изучают. Один из них написал письмо на русском языке Прослушайте его, пожалуйста.


У меня есть хорошая друг Андрей. У него очень добрый сердце. Андрей помогает мне в изучении русским языка. Я не знаю более старательнова человека. Он много работает над собой, хорошо учится и всегда готов помочь близких другу.


— Вам сейчас предлагается отредактировать, письмо, исправить в нём ошибки. Пользуйтесь ЛСМ.

— На какие правила допустил ошибки этот студент?

— А вы таких ошибок допускать не будете?



— Сверьте свои работы со слайдом.

— У кого ошибок не было?

— Наверное, приятно, когда о тебе так говорят люди.


Тестовый контроль

Выберите букву с правильным ответом.


1. Имена прилагательные изменяются

Б) по падежам и числам

В) по родам, числам, падежам

Д) по окончаниям


2. Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания

Е) -ого, -его

Ж) -ому, -ему

З) -ым, -им


3. Найдите словосочетания, где прилагательное стоит в форме дательного падежа.

О) без доброго поступка

П) над умным словом

Р) к аккуратному человеку


4. Определите, в каком словосочетании неправильное согласование прилагательного и существительного.

М) ласковым словом

Н) ласковом словом

Л) о ласковом слове


5. Какая пословица больше подходит к теме урока

М) Друзья познаются в беде

О) Доброе слово лечит, а злое - калечит.

Р) Учить- ум точить.

— Почему? (Содержит прилагательные. Говорит о том же, что и в эпиграфе.)


— Составьте из выбранных букв слово. (Верно.)

— Оцените свою работу.


IV. Домашнее задание

Подобрать и записать 3 пословицы о добре, доброте, добрых поступках, словах. Определить у прилагательных число, род и падеж.

V. Итог урока. Рефлексия

— Ребята, подходит к концу урок. Вспомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой ставили. Удалось ли нам их достичь?

— А что вам больше всего помогает справляться с заданиями, грамотно писать окончания прилагательных? Почему?



— Выберите с карточки то утверждение, которое вам хотелось бы продолжить.

Рефлексия учителем своей деятельности и деятельности учащихся.


— Закончить урок мне бы хотелось следующим -напутствием.

Если кто-то загрустил,

Ты его не оставляй.

Добрым словом, добрым делом

Утешай и помогай.



— Спасибо всем за работу.



1








2































3














4












5



























6










































7











8
























































9






10




































11



















12






13








14





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!