СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изменение имён прилагательных по числам и родам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Изменение имён прилагательных по числам и родам»»

Карта открытого урока



ФИО ведущего урок учителя

Еремеева Дарья Сергеевна

Класс

3 Б

Предмет

Русский язык

Тема урока

«Изменение имён прилагательных по числам и родам»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Вид урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

Научиться сравнивать окончания имен прилагательных между собой и определять родовые окончания.


Задачи урока

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

2. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

3. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе.

Ссылка на видеозапись


https://disk.yandex.ru/i/ZLXvjwbmNOGo7A


Краткий самоанализ

урока (в свободной

форме)


На уроке были задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.Урок – позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.




Технологическая карта урока



Дидактическая структура занятия, задачи этапа

Методическая подструктура занятия

Деятельность
преподавателя (используемые методы и приемы обучения и воспитания)

Деятельность учащихся (формы и способы организации деятельности)

Примечания

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Я приветствую вас на уроке русского языка. А начнём мы наш урок… с короткого мультфильма. Посмотрите и подумайте, почему мне захотелось показать его вам?



Действительно, сила команды – каждый её участник. Сила каждого участника – команда, наш класс.

И, как говорил Уолт Дисней: «Лучший способ взяться за что-то - перестать говорить и начать делать». Пожелайте друг другу хорошей работы.


Слушают учителя. Смотрят мультфильм «Преимущества работы в команде». Отвечают на поставленный вопрос.


Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Хорошей работы! (прикосновение всей ладонью)


Приложение 1

2.Актуализация опорных знаний Цель: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

- Прочитайте эти слоги. (на доске)
- Какие слова можно составить?

-Составьте слова, запишите. Обратите внимание на получившийся ряд слов.

-Назовите «лишнее» слово

 -Что общего у оставшихся слов?

- Что вы знаете об имени существительном?

Определите  род  и  число  имен  существительных.  


Записывают в тетрадь. (На вес  лан  дыш  тёп соллоенце

(весна, ландыш, солнце, тёплое))


(тёплое).

(это имена существительные)


Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имеет грамматические признаки: род, число, падеж

Изменяется по родам и числам

  1.    Ландыш –  м.р., ед.ч.

  2.    Трава –,ж.р.,ед.ч.

  3.    Солнце – с.р.; ед.ч.

  4.    Ветерок – м.р.; ед.ч.

Приложение 2

3.Выявление места и причины затруднения Цель: выявление места (шаг, операция) затруднения; фиксирование во внешней речи причины затруднения.

  -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

Почему возникло затруднение?

Какой  частью  речи  является  наше  слово  

ТЁПЛЫЙ?

 Что мы уже знаем о прилагательном? 



( Другая  часть  речи).





(прилагательное)  

(самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)


4.Постановка цели и задачи Цель: фиксация темы и цели урока.

Сформулируйте тему и цель урока.




Формулируют тему: Изменение имён прилагательных по числа, по родам

Формулируют цель: научиться сравнивать окончания имен прилагательных между собой и определять родовые окончания.


5. Физминутка Цель: снятие физического и эмоционального напряжения

Проводит физминутку

Чтобы всё у нас с вами получилось, необходимо провести гимнастику для ума. Эти упражнения развивают мышление, воображение, память, внимание, умение принимать решения.

Следит за правильностью выполнения упражнений детьми.


Выполняют упражнения.

1. И.п – стоя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.


6.«Открытие» новых знаний.

Цель: выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; понимать и сохранять в памяти учебную задачу.

Связь имён прилагательных с существительными.

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные  А. Толстой в своём стихотворении (у каждого ученика на парте).

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это?

- Что вы видите? 

-Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

-Послушайте сказку «Скромные просители».

-В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

 -Давайте понаблюдаем.

 -Подберите к  слову яркий существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

 -Как определяется род имени прилагательного?

Сформулируйте вывод по следующему плану:

Как изменяются имена прилагательные?

Как определяется род имени прилагательного?

На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

-Давайте проверим полученные знание.

Откройте учебник на странице 102. Упражнение 114.


У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.



Находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

( Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.)





яркий…свет  (м.р., ед.ч.)

яркая …лампа (ж.р., ед.ч.)

яркое…солнце (ср.р., ед.ч.)

яркие …лучи (мн.ч.)








Вывод. Имена прилагательные изменяются по родам, числам. Чтобы определить род имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого оно зависит. Затем Вам надо определить род этого существительного. В каком роде имя существительное – в таком же роде и прилагательное.

В предложении прилагательные обычно выполняют роль второстепенного члена предложения - определения. 

Приложение 3













Приложение 4 (применение в задании)







Приложение 5

(применение в задании)



7.Первичное  закрепление  с проговариванием.

Цель: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам.

-Предлагаю, составит кластер для определения числа и рода у прилагательного.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие? В каком числе они употреблены?

–Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

–Имена прилагательные, имеющие окончания …..

Предлагаю вам поработать в группах и вставить разные имена прилагательные в нужной форме. Можно придумывать свои, а можно использовать прилагательные из слов для справок.

Тексты на карточках:

На _______ планете жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки на этой ________ планете были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы.


Слова для справок. Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д.


Фронтальная проверка работы

На маленькой планете жили маленькие человечки, у них были большие глаза, красивые волосы, большие уши. Зато очень приятный характер.


Домики у человечков были маленькие, с крышами. Возле каждого домика сидела добрая собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что маленькие домики охраняли верные дракончики и смешные страусы.


-ые-ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умн  красив  чист  бел  


Приложение 6












Приложение 7

(применение в задании)

8.Самостоятельная работа.

Цель: выполнять грамотно самостоятельно различные задания

-Самостоятельная работа по учебнику

-Проверка работы по ключу

Упражнение 115.

Выполняют задание, проговаривают свои действия во внешней речи.


Приложение 8

9.Информация о домашнем задании

Цель: Дать информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник упражнение 116. Страница 103 выучить правило

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник.


10.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: фиксирование нового содержания урока;

организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию деятельности.

Какую ставили перед собой цель в начале урока? Мы достигли поставленной цели?

Для чего это важно знать?


Ответьте на вопросы

1.Имя прилагательное обозначает:

1) слово 2) признак предмета 3) действие предмета

2.С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) с глаголом 2) с именем существительным 3) с местоимением

3.Как изменяется имя прилагательное.

1) по родам 2) по числам 3) падежам

Оцените свою работу на уроке при помощи «рефлексивной мишени». Подпишите листки. Вам нужно поставить точку соответственно оценке результата в каждом из 4-х секторов. Чем ближе к «десятке», тем лучше.


Посмотрите на самооценку своей работы на уроке.

Какую бы отметку себе поставили?

Выставляет отметки, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ребёнка.

Подводит итоги урока

Вспоминают поставленную цель.

Высказывают мнения.




Оценивают работу на уроке










Оценивают свою работу на уроке отметкой.



Подводят итоги урока

Приложение 9









Заключение

Благодаря использованию проблемного обучения на уроках русского языка, мои учащиеся стали лучше успевать на уроках русского языка. Повысился интерес к уроку, не на много, но улучшилась успеваемость. Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. 

























Приложение

Приложение 1.

https://ok.ru/video/207728020076

Приложение 2

















Приложение 3.

https://muzebra.net/track/74713903268256/irma-sohadze-oranzevaa-pesna-pevzner-arkanov-i-gorin.html

Приложение 4

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт

Снег (какой?) последний,

пар (какой?) тёплый,

кувшинчик (какой?) синий,

лес (какой?) юный,

дым (какой?) зелёный,

гроз (каких?) летних.



Приложение 5

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. -Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

Приложение 6

Приложение 7

Текст на карточках:

На _______ планете жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки на этой ________ планете были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы.

Слова. Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д.













Приложение 8













Приложение 9









Список литературы

  1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. - М., 2013. -212 с.

  2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

  3. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!