Актуализация знаний | (на доске записано слово телефон) -Давайте начнём наш урок по традиции с небольшой игры. На доске написано слово, и сейчас каждый по очереди назовёт, что он знает об этом слове, но так, чтобы не повторяться. | Называют, что знают об этом слове |
Сообщение темы урока | -Изменим существительное телефон по вопросам -Что менялось в существительном телефон? -Почему менялись окончания в существительном телефон? Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам. Падеж — грамматический признак имени существительного. -Значит, чему мы научимся на сегодняшнем уроке? | Окончания Менялись вопросы, которые мы задавали к слову Изменять существительные по падежам |
Работа по теме урока | В русском языке 6 падежей. И чтобы познакомить вас с ними, я прочитаю сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей». Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным… - Откройте учебник на странице 32 и рассмотрите таблицу. На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа? - К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам - что?, чего?, чему?, чем?, о чём? Определить падеж, кроме падежных вопросов, нам помогут вспомогательные слова. С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Обобщите наши рассуждения по плану: Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали? Какие падежи имеются в русском языке? На какие вопросы отвечает каждый падеж? Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом. | На падежные Кто - к одушевлённым, что - к неодушевлённым. Падеж. Именительный, родительный, дательный, творительный, предложный. (перечисляют вопросы) (называют предлоги) |
Работа по теме урока | -В первом и третьем предложениях найдите имена существительные. -Определите падеж этих имён существительных. -Определите, каким членом предложений они являются. Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа единственного числа называется начальной формой слова Поиграем в ассоциации. Я называю слово и падеж. Следующий человек, называет свою ассоциацию к этому слову в том падеже, который я загадала. И так дальше по цепочке. (на слайде: на языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.) -Определите, в каком падеже стоят имена существительные? Выберете любое сочетание из представленных и составьте с ним такое предложение, которое никто кроме вас не сможет придумать. Падеж слова менять нельзя. Кто готов зачитать своё уникальное предложение? | Ёжики, зайчики. Именительный. Подлежащее Игра в ассоциации по цепочке. |