СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имён существительных по падежам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, ориентированного на развитие креативного мышления

Просмотр содержимого документа
«Изменение имён существительных по падежам»

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Класс:

Дата: 13.02.17

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам.

Цель урока: формировать первоначальное представление о склонении имён существительных.

Задачи:

Знакомить учащихся с названием падежей, падежными вопросами, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами;

Развивать внимательность, креативное и логическое мышление.

Создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Минутка чистописания

-Определите порядок следования букв в этом ряду:

фое фоое фооее фоооее фоооеее

-Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строчки.

Определяют порядок следования букв. Прописывают до конца строки

Актуализация знаний

(на доске записано слово телефон)

-Давайте начнём наш урок по традиции с небольшой игры. На доске написано слово, и сейчас каждый по очереди назовёт, что он знает об этом слове, но так, чтобы не повторяться.



Называют, что знают об этом слове

Сообщение темы урока

-Изменим существительное телефон по вопросам

-Что менялось в существительном телефон?

-Почему менялись окончания в существительном телефон? 

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам. Падеж — грамматический признак имени существительного.

-Значит, чему мы научимся на сегодняшнем уроке?









Окончания


Менялись вопросы, которые мы задавали к слову





Изменять существительные по падежам

Работа по теме урока

В русском языке 6 падежей. И чтобы познакомить вас с ними, я прочитаю сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей».

Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

- Откройте учебник на странице 32 и рассмотрите таблицу. На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме определённого падежа?

- К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому?, кем?, о ком?, к каким словам - что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

Определить падеж, кроме падежных вопросов, нам помогут вспомогательные слова. С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Обобщите наши рассуждения по плану:

Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?

Какие падежи имеются в русском языке?


На какие вопросы отвечает каждый падеж?

Назовите предлоги, которые употребляются с каждым падежом.























На падежные


Кто - к одушевлённым, что - к неодушевлённым.













Падеж.


Именительный, родительный, дательный, творительный, предложный.

(перечисляют вопросы)


(называют предлоги)

Физминутка

(текст представлен на слайде)

Прибежали, прибежали

Ёжики, ёжики.

Наточили, наточили

Ножики, ножики.

Прискакали, прискакали

Зайчики, зайчики.

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

- Девочки! Мальчики!


Работа по теме урока

-В первом и третьем предложениях найдите имена существительные.

-Определите падеж этих имён существительных.

-Определите, каким членом предложений они являются.


Итог: имя существительное в именительном падеже в предложении чаще всего бывает подлежащим. Форма именительного падежа единственного числа называется начальной формой слова


Поиграем в ассоциации.

Я называю слово и падеж. Следующий человек, называет свою ассоциацию к этому слову в том падеже, который я загадала. И так дальше по цепочке.


(на слайде: на языке, без учителя, от ученика, по улице, за трактором, на станках, перед соломой, с севера, по Родине, на рисунках, с ребятами.)

-Определите, в каком падеже стоят имена существительные?


Выберете любое сочетание из представленных и составьте с ним такое предложение, которое никто кроме вас не сможет придумать. Падеж слова менять нельзя.

Кто готов зачитать своё уникальное предложение?

Ёжики, зайчики.


Именительный.


Подлежащее











Игра в ассоциации по цепочке.

Д/З

Стр. 32, выучить названия падежей по порядку с вопросами и вспомогательными словами.


Итог урока и рефлексия

-Что нового об имени существительном мы узнали на уроке?

-Сколько падежей в русском языке?

-К какому падежу относится существительное в начальной форме?

-Назовите вопросы косвенных падежей.

-Поднимите ручки те, у кого тема вызывает трудности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!