СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение отношения к исламу в условиях начавшейся Великой Отечественной войны

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

С началом Великой Отечественной войны изменяется отношение Советского руководства к религии в целом и к исламу, в частности. Поскольку гитлеровская Германия использовала религиозную политику в своих целях, обещая мусульманам религиозную и национальную свободу, то и советская власть, решила усилить патриотическую деятельность за счет религиозного фактора. С началом войны практически в 1941 г. почти полностью прекратился выпуск в стране антирелигиозной литературы, в том числе газеты «Безбожник»[1]. Патриотически настроенное мусульманское духовенство призывало верующих к защите своей Родины от немецких захватчиков. Так, 2 сентября 1941 г. с обращением «Ко всем приходам мусульман», в том числе к мусульманам Оренбуржья, выступил председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Г. З. Расулев, который вдохновенно призывал не жалеть сил в борьбе с напавшим врагом: «С нападением на нашу родину родные сестры и дети обрекаются на несчастье, поэтому духовное собрание просит Вас защищать родину во имя религии, и также Вы просите всех родных мусульман о защите родины» [2].

 

[1] Ахмадуллин В. А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. – М.: Исламская книга, 2015. – С. 14.

[2] Королева Л. А. Ислам в Среднем Поволжье. 1940-е гг.: монография / Л. А. Королева, А. А. Королев. – Пенза: ПГУАС, 2015. – С. 56.

Просмотр содержимого документа
«Изменение отношения к исламу в условиях начавшейся Великой Отечественной войны»

Изменение отношения к исламу в условиях начавшейся
Великой Отечественной войны


С началом Великой Отечественной войны изменяется отношение Советского руководства к религии в целом и к исламу, в частности. Поскольку гитлеровская Германия использовала религиозную политику в своих целях, обещая мусульманам религиозную и национальную свободу, то и советская власть, решила усилить патриотическую деятельность за счет религиозного фактора. С началом войны практически в 1941 г. почти полностью прекратился выпуск в стране антирелигиозной литературы, в том числе газеты «Безбожник»1. Патриотически настроенное мусульманское духовенство призывало верующих к защите своей Родины от немецких захватчиков. Так, 2 сентября 1941 г. с обращением «Ко всем приходам мусульман», в том числе к мусульманам Оренбуржья, выступил председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Г. З. Расулев, который вдохновенно призывал не жалеть сил в борьбе с напавшим врагом: «С нападением на нашу родину родные сестры и дети обрекаются на несчастье, поэтому духовное собрание просит Вас защищать родину во имя религии, и также Вы просите всех родных мусульман о защите родины» 2. В обращении муфтия Зияутдина Ишана Бабаханова от 31 января 1943 г. на антифашистском митинге в г. Ташкенте прямо была объявлена священная война: «Дорогие сыновья-бойцы! Гитлер назвал нас – народы Таджикистана, Киргизстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана – полулюдьми, «низшей расой», недостойными носить звание человека. Великая битва, которую вы теперь ведете – это газават за свободу советской Родины, и на знамени этого газавата написаны священные слова: «Честь, свобода, мщение»3. Большинство мусульман СССР восприняли войну с фашистской Германией как священную войну («газават»), о чем подтвердил съезд в г. Уфе.

В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» принятом на съезде мусульманского духовенства СССР 15-17 мая 1942 г. в г. Уфе говорилось: «Немецко-фашистские захватчики, не объявляя войны, вероломно напали на Советский Союз, освободивший угнетенные нации, давший равноправие всем народам Союза, поднявший высоко науку и культуру страны, всегда проводивший самую миролюбивую политику… Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Бакара, стих 186). «Для победы над врагом укрепляйте, сколь можно, свой тыл, готовьте боеприпасы, конницу, ими будете держать в страхе врагов ваших и, кроме того, всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог. Что ни пожертвуете вы для пути Божия, вам за то верно отплатится и с вами не поступят несправедливо» (Анфалъ, стих 62). Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада – «Хуббуль ватан миналь иман», что означает: «Любовь к Родине и ее защита являются одним из условий веры». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносильны участию в бою»4. Благодаря деятельности НКВД СССР данное воззвание было распространено среди мусульман на фронтах войны. Воззвание было переведено на национальные языки: татарский и казахский (4,5 тыс. экз.); узбекский (3 тыс. экз.); таджикский, туркменский и киргизский (по 2 тыс. экз. на каждом). На несколько языков, в том числе иностранных (арабский, турецкий, фарси, хинди) было переведено обращение через газету «Труд» к мусульманам всего мира представителя мусульман Челябинской области Исмагила Рахматуллина.

Из каждой республики СССР на фронт ушли защищать Родину мусульмане: из Татарстана – более 700 тыс. человек (340 тыс. погибли); из Казахстана более 2 млн. чел.; из Узбекистана около 1 млн. чел. (сражалось 14 национальных дивизий, две из них гвардейские); из Туркмении – 180 тыс. чел. (свыше 10% населения); из Таджикистана – более 200 тыс. чел.; из Киргизии – более 300 тыс. чел.; из Азербайджана – более 600 тыс. человек. Мусульманами – Героями Советского Союза стали: 161 татарин, 96 казахов. 69 узбеков, 57 дагестанцев, 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 7 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев (Приложение 14).

Тем самым, те мусульманские организации и приходы, которые заняли с началом войны патриотическую позицию, стали союзниками Советской власти в борьбе против фашизма и обрели тем самым возможность укрепить свои отношения с властью. В большинстве мечетях производился сбор одежды, продуктов, денежных средств для нужд фронта. Муфтий ЦДУМ Г. З. Расулев в телеграмме на имя И. В. Сталина, сообщил, что ЦДУМ собрало около 10 млн. рублей на строительство танковой колонны, из них 50 тыс. руб., личный взнос муфтия. Данная телеграмма и ответ на неё И. В. Сталина (Приложение 15), опубликованы были в марте 1943 г. в газете «Известия»5, что вызвало широкий общественный резонанс. В этих патриотических обращениях к мусульманскому населению страны высшее мусульманское духовенство объявило священную войну против фашистской Германии. К этой инициативе присоединились мусульмане всех национальных республик: в Узбекской ССР собрано 365 млн. руб.; в Казахской ССР около 1 млрд. руб.; в Таджикистане около 1 млрд. руб.; в Туркменской ССР – 243 млн. рублей на новые танковые колонны для фронта. На средства мусульман Дагестанской АССР в 1942 г. ушла танковая колонна «Шамиль», названная в честь имама Шамиля, за которую И. В. Сталин через газету «Дагестанская правда» от 05 октября 1943 г. поблагодарил мусульман республики6.

В условиях войны мусульманским приходам разрешено было собирать пожертвования (закят), на праздник Курбан-байрам муллы разрешили мусульманам, кто не имеют по каким-либо причинам возможности совершить жертвоприношение скотом (закят ал-фитр), внести стоимость жертвенного животного в виде милостыни (садака) нуждающимся и семьям фронтовиков. Мусульмане активно помогали эвакуированным, а мечети стали местом сбора материальных средств для помощи нуждающимся. Стали открываться мечети (без юридического оформления), из мест ссылок возвращалось мусульманское духовенство.

Настороженное отношение власти к мусульманам оставалось. Так, после оказания мусульманами г. Чкалова (ныне Оренбург) помощи детскому дому Железнодорожного района, на просьбу замдиректора о шефстве мусульман над детским домом уполномоченным Совета по делам религиозных культов по Чкаловской области С. Г. Царевым было отказано7.



1 Ахмадуллин В. А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. – М.: Исламская книга, 2015. – С. 14.

2 Королева Л. А. Ислам в Среднем Поволжье. 1940-е гг.: монография / Л. А. Королева, А. А. Королев. – Пенза: ПГУАС, 2015. – С. 56.

3 Королева Л. А. Ислам в Среднем Поволжье. 1940-е гг.: монография / Л. А. Королева, А. А. Королев. – Пенза: ПГУАС, 2015. – С. 59.

4 Ахмадуллин В. А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. – М.: Исламская книга, 2015. – С. 15-16.

5 Известия. – 1943. – 3 марта. Л. 3.

6 Рощин И. И. Твердо верю в нашу Победу. – М.: Политиздат, 1989. – С. 78.

7 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. . Д. 313. Л. 181.