Изменения в КИМ ЕГЭ по математике в 2023 году
Математика (базовый уровень)
Структура варианта КИМ ЕГЭ
- Экзаменационная работа включает в себя 21 задание с кратким ответом базового уровня сложности. Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях. Ответом к каждому из заданий 1–21 является целое число, или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов № 1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Продолжительность экзамена
- На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
- Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратнопрограммных средств.
- Правильное выполнение каждого из заданий 1–21 оценивается 1 баллом . Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 21 .
Соответствие первичных и тестовых баллов
Оценка
Баллы
2
0-6
3
7-11
4
12-16
5
17-21
- Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
- В структуру КИМ внесены изменения, позволяющие участнику экзамена более эффективно организовать работу над заданиями за счёт перегруппировки заданий по тематическим блокам.
- В начале работы собраны практикоориентированные задания, позволяющие продемонстрировать умение применять полученные знания из различных разделов математики при решении практических задач, затем следуют блоки заданий по геометрии, по алгебре и началам математического анализа.
Математика (профильный уровень)
Структура варианта КИМ ЕГЭ
- Экзаменационная работа состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий, которые различаются по содержанию, сложности и количеству заданий:
- – часть 1 содержит 11 заданий (задания 1–11) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби;
- – часть 2 содержит 7 заданий (задания 12–18) с развёрнутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).
- Задания части 1 направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях
- Посредством заданий части 2 осуществляется проверка освоения математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
- Задания части 1 предназначены для определения математических компетентностей выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
- Задание с кратким ответом (1–11) считается выполненным, если в бланке ответов № 1 зафиксирован верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
- Задания 12–18 с развёрнутым ответом , в числе которых 5 заданий повышенного уровня и 2 задания высокого уровня сложности, предназначены для более точной дифференциации абитуриентов вузов. При выполнении заданий с развернутым ответом части 2 экзаменационной работы в бланке ответов № 2 должны быть записаны полное обоснованное решение и ответ для каждой задачи
Продолжительность экзамена
- Продолжительность экзамена На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 31 .
- На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Соответствие первичных и тестовых баллов
Первичный балл
Первичный балл
1
Тестовый балл
Тестовый балл
16
17
74
6
2
11
76
18
3
78
19
4
17
20
80
22
5
21
82
27
6
34
22
84
7
23
40
86
8
24
88
9
46
10
52
90
25
26
58
11
92
64
12
27
94
66
96
28
13
14
68
29
98
30
100
15
70
72
100
31
100
- Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
- В структуру части 1 КИМ внесены изменения, позволяющие участнику экзамена более эффективно организовать работу над заданиями за счёт перегруппировки заданий по тематическим блокам.
- Работа начинается с заданий по геометрии, затем следует блок заданий по элементам комбинаторики, статистике и теории вероятностей, а затем идут задания по алгебре и началам математического анализа.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
- Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратнопрограммных средств.
- Правильное выполнение каждого из заданий 1–11 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
- Проверка выполнения заданий 12–18 проводится экспертами на основе разработанной системы критериев оценивания.
- Полное правильное решение каждого из заданий 12, 14 и 15 оценивается 2 баллами ; каждого из заданий 13 и 16 – 3 баллами ; каждого из заданий 17 и 18 – 4 баллами .
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
- По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом.
- В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
- Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу
Существенными считаются следующие расхождения.
- 1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 12–18, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением.
- 2. Расхождение между суммами баллов, выставленными двумя экспертами за выполнение заданий 12–18, составляет 3 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответы на все задания работы.
- 3. Расхождение в результатах оценивания двумя экспертами ответа на одно из заданий 12–18 заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил за выполнение этого задания ненулевой балл. В этом случае третий эксперт проверяет только ответы на задания, которые были оценены со столь существенным расхождением. Ситуации, в которых один эксперт указал на отсутствие ответа в экзаменационной работе, а второй эксперт выставил нулевой балл за выполнение этого задания, не являются ситуациями существенного расхождения в оценивании.
ФИПИ
- Демоверсии, спецификации, кодификаторы
- Открытый банк заданий ЕГЭ
Методические рекомендации для педагогов по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ II часть
Критерии проверки и оценка решений задания 12
- Задание №12 – тригонометрическое, логарифмическое или показательное уравнение.
- Выделение решения уравнения в отдельный пункт а прямо указывает участникам экзамена на необходимость полного решения предложенного уравнения: при отсутствии в тексте конкретной работы ответа на вопрос пункта а задание №12 оценивается 0 баллов.
Содержание критерия
Баллы
Обоснованно получены верные ответы в обоих пунктах
2
Обоснованно получен верный ответ в пункте а
ИЛИ
1
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
0
получены неверные ответы из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения обоих пунктов: пункта а и пункта б
Максимальный балл
2
Комментарий .
- Отбор корней может быть произведен либо с помощью графика, либо с помощью решения двойных неравенств, либо с помощью числовой окружности.
- При отборе корней с помощью числовой (тригонометрической) окружности на числовой окружности должно быть: отмечены и обозначены концы числового отрезка, выделена дуга, отмечены и обозначены корни, принадлежащие данному отрезку. На окружности могут быть отмечены вспомогательные числа, принадлежащие числовому отрезку.
Критерии проверки и оценка решений задания 14
- Задание №14 – это неравенство – дробно-рациональное, логарифмическое или показательное.
Содержание критерия
Баллы
Обоснованно получен верный ответ
2
Обоснованно получен ответ, отличающийся от верного исключением / включением граничных точек
ИЛИ
1
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
0
п олучен неверный ответ из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения
Максимальный балл
2
- При этом в первом случае выставления 1 балла допускаются только ошибки в строгости неравенства: « » вместо « ≤ », или наоборот . Если в ответ включено значение переменной, при котором одна из частей неравенства не имеет смысла, то следует выставлять оценку «0 баллов».
Критерии проверки решений задания 15
- Задание № 15 – это текстовая задача с экономическим содержанием.
- Подробнее: 1 балл можно выставлять в тех случаях, когда сюжетное условие задачи верно сведено к решению математической (арифметической, алгебраической, функциональной, геометрической) задачи, но именно к решению, а не к отдельному равенству, набору уравнений, уравнению, задающему функцию, и т.п.
- Предъявленный текст должен включать описание того, как построена модель. Следует подчеркнуть, что один и тот же сюжет может быть успешно сведён к различным математическим моделям и доведён до верного ответа. По этой причине в критериях оценивания нет жёсткого упоминания какой-либо конкретной (арифметической, алгебраической, геометрической, функциональной) модели.
Критерии проверки и оценка решений задания 13,16
- Задание 13 – стереометрическая задача, она разделена на пункты а и б. В пункте а нужно доказать геометрический факт, в пункте б найти (вычислить) геометрическую величину.
- Задание № 16 – это планиметрическая задача. В пункте а нужно доказать геометрический факт, в пункте б – найти (вычислить) геометрическую величину
Критерии проверки и оценка решений задания 17
- Задание №17 – это уравнение, неравенство или их системы с параметром.
- Задачи с параметром допускают весьма разнообразные способы решения. Наиболее распространенными из них являются:
- – чисто алгебраический способ решения;
- – способ решения, основанный на построении и исследовании геометрической модели данной задачи;
- – функциональный способ, в котором могут быть и алгебраические, и геометрические моменты, но базовым является исследование некоторой функции.
- Зачастую (но далеко не всегда) графический метод более ясно ведёт к цели.
Критерии проверки и оценка решений заданий 18
- Задание 18 проверяет достижение следующих целей изучения математики на профильном уровне: "развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности".
- При этом, для решения этой задачи не требуется никаких фактов, выходящих за рамки школьного курса.
- Условие задания 18 разбито на пункты - ряд подзадач (частных случаев), последовательно решая которые можно в итоге полностью выполнить задание. Такое разбиение, в первую очередь, облегчает участнику экзамена планирование работы над данной задачей, а также позволяет более четко и прозрачно провести оценивание выполнения задания.
Содержание критерия
Верно получены все перечисленные (см. критерий на 1 балл) результаты
Баллы
4
Верно получены три из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов
3
Верно получены два из перечисленных (см. критерий на 1 балл) результатов
2
Верно получен один из следующих результатов:
1
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
– обоснованное решение пункта а ;
– обоснованное решение пункта б ;
0
Максимальный балл
– искомая оценка в пункте в ;
4
– пример в пункте в , обеспечивающий точность предыдущей оценки
Важно!!!
- Участник экзамена может использовать без доказательства математические факты и формулы, содержащиеся в учебниках, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Если экзаменуемый использует в решении без доказательства формулы и факты, которые не представлены в учебниках, входящих в Федеральный перечень, то такое решение классифицируется как недостаточно обоснованное.
Важно!!!
- Если математические преобразования, представленные в решении, не отражают основных необходимых логических шагов, то решение не может оцениваться максимальным баллом.
- Если при решении геометрической задачи использует рисунок, то ошибки в соотношении длин отрезков на рисунке, не влекут за собой снижения баллов за решение геометрической задачи, если на рисунке верно отображена геометрическая конфигурация и верно обозначены точки, описанные в решении.
Важно!!!
- При проверке правильности решения проверяют корректность промежуточных шагов решения, в том числе числовых выкладок. Наличие ошибок в промежуточных выкладках, даже не повлиявших на итоговый ответ, означает наличие математически некорректного перехода в решении задачи, что не позволяет оценить решение задачи максимальным баллом.
- Если участник экзамена решает задачу с другими числовыми данными, то такое решение задачи оценивается в 0 баллов, даже если он решают содержательно более сложную задачу.