СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение звуков в речевом потоке 5 класс (новый ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменение звуков в речевом потоке 5 класс (новый ФГОС)»

Изменение звуков в речевом потоке

Изменение звуков в речевом потоке

ЦЕЛИ научить различать сильную и слабую позицию гласных и согласных дать представление о позиционных чередованиях гласных и согласных научить транскрипции совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки

ЦЕЛИ

  • научить различать сильную и слабую позицию гласных и согласных
  • дать представление о позиционных чередованиях гласных и согласных
  • научить транскрипции
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
Лингвистическая разминка Какие поэты здесь зашифрованы? Можно ли понять? УИ; ЕОО; АА А теперь? ПШК; ЛРМНТВ; МРШК Пушкин, Лермонтов, Маршак Почему во втором случае это получилось, а в первом нет?

Лингвистическая разминка

Какие поэты здесь зашифрованы? Можно ли понять?

УИ; ЕОО; АА

А теперь?

ПШК; ЛРМНТВ; МРШК

Пушкин, Лермонтов, Маршак

Почему во втором случае это получилось, а в первом нет?

Составление предложений на основе изученного Наука, изучающая звуки речи, называется... . Все звуки речи делятся на... . В русском языке 6... звуков: ... . При образовании ... звуков путь потоку воздуха преграждают органы речи: ... . Составить схему последнего предложения

Составление предложений на основе изученного

  • Наука, изучающая звуки речи, называется... .
  • Все звуки речи делятся на... .
  • В русском языке 6... звуков: ... .
  • При образовании ... звуков путь потоку воздуха преграждают органы речи: ... .

Составить схему последнего предложения

В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их замена – чередования. Это происходит каждый раз, когда один и тот же звук попадает в разные положения, т.е. в разные позиции. Например: в[о]ды – ударный гласный [о] – в сильной позиции. в[а]да – безударный гласный [а] – в слабой позиции. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их замена – чередования. Это происходит каждый раз, когда один и тот же звук попадает в разные положения, т.е. в разные позиции. Например:

в[о]ды – ударный гласный [о] – в сильной позиции.

в[а]да – безударный гласный [а] – в слабой позиции.

Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

Произнесите слова ас — ось — эль — ил — ум. Отчётливо ли вы слышите эти звуки? Теперь произнесите: Марс — морс — метр — мир — мул. Что-то изменилось в звучании гласных? Гласные звучат отчётливо, сильно, уверенно в ударной позиции. Такую позицию для гласных и называют сильной .
  • Произнесите слова ас — ось — эль — ил — ум. Отчётливо ли вы слышите эти звуки?
  • Теперь произнесите: Марс — морс — метр — мир — мул. Что-то изменилось в звучании гласных?

Гласные звучат отчётливо, сильно, уверенно в ударной позиции. Такую позицию для гласных и называют сильной .

Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат гласные в корне слова: год — года — годовой. Корень у слов один и тот же, а произносим мы его по-разному: поменялось место относительно ударения — поменялся и звук: Год — года— годовой. Безударная позиция для гласного является слабой.

Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат гласные в корне слова: год — года — годовой.

Корень у слов один и тот же, а произносим мы его по-разному: поменялось место относительно ударения — поменялся и звук:

Год — года— годовой.

Безударная позиция для гласного является слабой.

Буква в слове Ударный звук о Безударный звук [о́] а [а] [а́] и [а] [и́] е [и] [э́] я у [а́] [и] [и] [у́] ю [у] [у́] ы [у] [ы́] ё [ы] [о́] э [-] [э́] [э]

Буква в слове

Ударный звук

о

Безударный звук

[о́]

а

[а]

[а́]

и

[а]

[и́]

е

[и]

[э́]

я

у

[а́]

[и]

[и]

[у́]

ю

[у]

[у́]

ы

[у]

[ы́]

ё

[ы]

[о́]

э

[-]

[э́]

[э]

Транскрипция гласных дом — дома — домовой травы — трава — травяной мир — миры — мировой след — следы — следопыт пять — пятак — пятаки

Транскрипция гласных

дом — дома — домовой

травы — трава — травяной

мир — миры — мировой

след — следы — следопыт

пять — пятак — пятаки

Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат согласные звуки в корне слов: дубы — дуб — дубки — о дубе; солнышко — солнце; резать — резьба. В каких случаях согласные мы слышим отчётливо? Сильной позицией для парных по звонкости-глухости согласных является позиция перед гласным; слабой — позиция на конце слов или перед другим согласным. По мягкости-твёрдости сильная позиция согласных на конце слова.

Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат согласные звуки в корне слов: дубы — дуб — дубки — о дубе; солнышко — солнце; резать — резьба.

В каких случаях согласные мы слышим отчётливо?

Сильной позицией для парных по звонкости-глухости согласных является позиция перед гласным; слабой — позиция на конце слов или перед другим согласным.

По мягкости-твёрдости сильная позиция согласных на конце слова.

Упр. 285

Упр. 285


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!