Просмотр содержимого документа
«Изменение звуков в речевом потоке 5 класс (новый ФГОС)»
Изменение звуков в речевом потоке
ЦЕЛИ
- научить различать сильную и слабую позицию гласных и согласных
- дать представление о позиционных чередованиях гласных и согласных
- научить транскрипции
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
Лингвистическая разминка
Какие поэты здесь зашифрованы? Можно ли понять?
УИ; ЕОО; АА
А теперь?
ПШК; ЛРМНТВ; МРШК
Пушкин, Лермонтов, Маршак
Почему во втором случае это получилось, а в первом нет?
Составление предложений на основе изученного
- Наука, изучающая звуки речи, называется... .
- Все звуки речи делятся на... .
- В русском языке 6... звуков: ... .
- При образовании ... звуков путь потоку воздуха преграждают органы речи: ... .
Составить схему последнего предложения
В фонетике изучаются не только отдельные звуки, но и их замена – чередования. Это происходит каждый раз, когда один и тот же звук попадает в разные положения, т.е. в разные позиции. Например:
в[о]ды – ударный гласный [о] – в сильной позиции.
в[а]да – безударный гласный [а] – в слабой позиции.
Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
- Произнесите слова ас — ось — эль — ил — ум. Отчётливо ли вы слышите эти звуки?
- Теперь произнесите: Марс — морс — метр — мир — мул. Что-то изменилось в звучании гласных?
Гласные звучат отчётливо, сильно, уверенно в ударной позиции. Такую позицию для гласных и называют сильной .
Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат гласные в корне слова: год — года — годовой.
Корень у слов один и тот же, а произносим мы его по-разному: поменялось место относительно ударения — поменялся и звук:
Год — года— годовой.
Безударная позиция для гласного является слабой.
Буква в слове
Ударный звук
о
Безударный звук
[о́]
а
[а]
[а́]
и
[а]
[и́]
е
[и]
[э́]
я
у
[а́]
[и]
[и]
[у́]
ю
[у]
[у́]
ы
[у]
[ы́]
ё
[ы]
[о́]
э
[-]
[э́]
[э]
Транскрипция гласных
дом — дома — домовой
травы — трава — травяной
мир — миры — мировой
след — следы — следопыт
пять — пятак — пятаки
Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат согласные звуки в корне слов: дубы — дуб — дубки — о дубе; солнышко — солнце; резать — резьба.
В каких случаях согласные мы слышим отчётливо?
Сильной позицией для парных по звонкости-глухости согласных является позиция перед гласным; слабой — позиция на конце слов или перед другим согласным.
По мягкости-твёрдости сильная позиция согласных на конце слова.
Упр. 285