СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в новых ФГОС НОО и ООО (приложение к презентации)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение к презентации "Изменения в новых ФГОС НОО и ООО"

Просмотр содержимого документа
«Изменения в новых ФГОС НОО и ООО (приложение к презентации)»

Изменения в ФГОС НОО и ООО

(Приложение к презентации «Изменения в ФГОС НОО и ООО»)

Коллеги, добрый день!



ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.

Основная задача ФГОС - создание единого образовательного пространства по всей России, которое должно обеспечить комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

Первое поколение образовательных стандартов

Были приняты в 2004 году. Основной целью был не личностный, а предметный результат. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение ФГОС

разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2022 года. Акцент сделан на развитие УУД, то есть способности обучающихся самостоятельно добывать информацию. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.






В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" и № 286 «Об утверждении федерельного государственного стандарта начального общего образования» был утвержден новый ФГОС, который вступают в силу с 1 сентября 2022 года.

Обновленные ФГОС вводятся в целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленностей с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.









Основные положения мы видим на экране, а я остановлюсь на основных:

  1. Приводят стандарты в соответствие c Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации;

  2. Обеспечивают вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ разного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся;

  3. Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения);

  4. Детализируют условия реализации образовательных программ;

  5. Детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО;

  6. Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе;

  7. Прописывают требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий

  8. ) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.

  9. 10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.

  10. Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

  11. Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

  12. Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)

  13. Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

  14. Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

  15. Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

  16. Определено базовое содержание программы воспитания.

  17. Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.


Основные положения мы видим на экране, а я остановлюсь на основных:

  • Поэтапный подход к обучению, означающий что дети будут осваивать каждый предмет постепенно, точечно или подробно, с учетом смежных предметных областей и прочих нюансов;

  • Конкретика, затрагивающая глубину погружения в каждый предмет и тему, количество выделенных академических часов на каждую дисциплину и пр.;

  • Требовательность. Данный параметр затрагивает условия обучения и требования к преподавательскому составу: чем должна располагать школа, кто может преподавать предмет, какими качествами и навыками должен обладать педагог и пр.;

  • Единство, проявляющееся в единой системе и программе обучения, гарантирующее одинаковый подход к каждому ребенку, несмотря на его статус, возможности и пр.



Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация.
Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Коллеги, на экране перечислены основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021, а мы с вами остановимся более подробно на некоторых из них.


1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).

6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).

7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.

8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.

10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.

11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)

14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

17) Определено базовое содержание программы воспитания.

18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.













  1. Вариативность

Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

  1. Планируемые результаты

В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

  1. Предметные результаты

Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

  1. Метапредметные и личностные результаты

Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;

  • духовно-нравственное;

  • эстетическое;

  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

  • трудовое;

  • экологическое;

  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.

  1. Изменения коснулись Пояснительной записки и содержательного раздела основной общеобразовательной программы к ООП

Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными.

Содержательный раздел согласно новым стандартам ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;

  • программу формирования УУД;

  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

  1. Рабочие программы педагогов

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.


Также внесены изменения в структуру рабочей программы воспитания.



  1. Появление второго иностранного языка не делает его обязательным. На уровне основного общего образования школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке.



  1. Объем урочной и внеурочной деятельности

Предполагается изменение учебной нагрузки на учащихся: переход на пятидневную учебную неделю, общее количество академических часов будет сокращено за счет общих и незначительных предметов.

  1. Особое внимание было уделено инклюзивному образованию на базе школ. Новые правила предписывают как индивидуальный подход к каждому «особому ребенку», так и по возможности коллективное обучение детей для их социализации и адаптации к окружающему миру, пониманию всей происходящей вокруг картины и пр.

  1. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например,электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники

учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.


  1. Информационно-образовательная среда

Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно- образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.

  1. Психолого-педагогические условия

В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого- педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.

  1. Повышение квалификации педагогов

Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.

  1. Также в составе программ общего образования появятся новые предметы:

  • Финансовая грамотность,

  • Основы программирования.

  • «Новая история» с обновленным ракурсом.

  • В составе обучения ОБЖ дети будут проходить основы физической, строевой подготовки, а также изучать теоретические аспекты, описывающие место РФ в системе международной безопасности, национальной безопасности, защиты прав и свободы человека, служение Отечеству и пр.

  • Внедрение религиозно-духовного обучения в начальной школе и старших классах, призванного научить ценить и уважать религию, веру различных наций.

Ранее часть нововведенных по ФГОС третьего поколения предметов школьники изучали на факультативных занятиях по личной инициативе, добровольно. Теперь же основная часть указанных предметов войдет в курс ученика.

ФГОС третьего поколения выдвигает ряд требований, предъявляемых к оснащению образовательного заведения:

  • Наличие концертного или актового зала (проветриваемого, с запасным выходом и пр.);

  • Отдельное помещение для занятий музыкой и содержания музыкальных инструментов с хорошей шумоизоляцией;

  • Создание условий для работы с одаренными детьми: наличие специальных секций, оборудования и инструментария, педагогов с соответствующими компетенциями;

  • Создание условий для обучения детей с ОВЗ: специальный преподавательский состав (логопеды, психологи, дефектологи и пр.), учебная литература и инструментарий/оборудование, мультимедийное оборудование и пр.;

  • Введение дополнительных секций в рамках основных школьных предметов и вне них для общего развития детей.

Выводы:

  • Обновленный ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.

  • Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.

  • Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 

  • Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Каждый последующий федеральный образовательный стандарт учитывает опыт своего предшественника и стремится ликвидировать выявленные пробелы, внедрить инновации согласно потребностям системы образования и возможностям учебного заведения. Среди очевидных плюсов ФГОСа третьего поколения можно выделить следующие моменты:

  • Были уточнены все размытые и неточные моменты из предшествующих версий, конкретизированы обязательства и права учебного заведения, учащихся и пр.;

  • Учитывает особенности формирования учебных планов и устанавливает единую форму для всех. Преподавателю остается лишь продумать «текстуру», тематику, глубину погружения, методологию обучения и практические задания с учетом выделенного объема академических часов, особенностей программы («уклон класса», этап обучения и пр.);

  • Подробно расписан формат проведения занятий (по каждой теме, занятию) с детализацией объема теоретической части, практических заданий (задачи, кейсы, тесты и пр.), лабораторных и контрольных работ и пр. Фактически каждое занятие расписывается в учебном плане и плане-конспекте от и до, поминутно. Такой подход позволяет тщательно планировать учебное время, уделяя внимание как важным, так и дополнительным моментам, грамотно формировать программу самообучения (список рекомендованной к изучению литературы и пр.);

  • Уточнен список обязательных и дополнительных предметных и межпредметных, общих навыков, которые учащийся должен развить в процессе освоения каждой дисциплины. Особый акцент ФГОС третье6го поколения делает на становлении мышления (критического и общего), аналитического склада ума, творческого подхода к решению задач, адаптации классических правил к реалиям. Учащиеся не просто учатся читать и писать, но и вникать в материал, текст, осмысливать его, выдвигать гипотезы и обосновывать их, аргументировать свою позицию, грамотно преподносить собранный материал, работать с большим объемом информации с учетом соблюдения правил авторской этики, оперировать терминами и механизмами, а также решать различные задачи (то учебных до научных и пр.);

  • Четко обозначены контрольные и аттестационные точки в течение учебного года, а также на финальной стадии – переходные рубежи, итоговые работы и экзамены. Также определен конкретный норматив по владению учебной программой: сколько понятий должен знать учащийся, средний объем сочинения и пр.);

  • Новый ФГОС предполагает оптимизацию учебного процесса в пользу учащихся: снижение учебной нагрузки путем грамотного перераспределения времени на изучение предметов, акцент делается не только на обязательных дисциплинах, но и на дополнительном развитии индивидов;

  • В процессе обучения акцент делается в тотальном изучении отечественных тенденций, особенностей развития, становления государства, науки и пр.;

  • Ход обучения учитывает не просто стандартные правила и требования. Он также захватывает индивидуальные особенности учащихся: и способности и склонности, специфику психологического и физического, интеллектуального развития. Такой ход позволяет регулировать объем и количество заданий в отношении каждого учащегося в рамках общей интеграции (класса, учебной программы), разработать дополнительную программу обучения и пр.;

  • Учебный план включает в себя вариативную часть. Притом каждый родитель вправе выбрать наиболее подходящий предмет для своего ребенка (изучать родной язык или определённый, го с учётом возможностей школы и пр.). Вариативная часть позволяет заинтересовать родителей и учеников, расширить кругозор и пр.;

  • Образование ориентировано не на «чистую» теорию, а на конкретный результат в виде навыков, умений, владения информацией и ее умелым использованием. Притом развитие учащихся носит комплексный характер: интеллектуальный, патриотический, духовный, эстетический, физический, трудовой и пр.

Таким образом, ФГОС третьего поколения позволяет детализировать ход обучения, сформировать четкий перечь обязательных и вариативных дисциплин, сделать акцент на наиболее важных предметах с учетом личных потребностей и возможностей учащихся.

Среди минусов нового стандарта можно выделить:

  • Развитие программы во многом зависит от финансирования, от которого зависит материально-техническая база и инфраструктура учебного заведения, возможности внедрения инноваций и современных технологий и пр.;

  • Бюрократизм продолжает преобладать. В первую очередь, от него страдают педагоги, которым придется перекраивать учебные планы по новым правилам (единственный плюс – единый формат оформления, структура и содержание планов аналогичное).

  • Введение новых предметов потребует тщательной проработки соответствующих программ и планов, а также подбор подходящего педагога с педагогическим образованием и владеющим необходимы предметом, наукой и пр.;

  • Конкретизация перечня дисциплин для изучения в каждом классе или учебном году спровоцировала снижение доли проектной и творческой деятельности. Развитие гибких навыков школьников происходит в сжатых форматах и небольшом объеме. Данная часть сведена на самообразование.

  • Введение более жесткой системы оценивания результатов обучения не учитывает особенности преподавания, количество академических часов, за которые преподавателю предстоит уложиться, чтобы развить у подопечных базовые навыки. Здесь придется маневрировать между планами и качеством, заданиями и теорией, требованиями и фактами.

  • Несмотря на необязательный характер второго иностранного языка, школьникам все же предстоит изучать его. Главное, чтобы школа сумела обеспечить должное образование в этом плане: квалифицированный педагог, корректная программа, соответствующий уровень подготовки и пр. далеко не всегда в штате учебного заведения есть «второй лингвист» или выбор иностранного языка. Поэтому в данном случае вариативность остается формальностью, а второй язык преподается с учетом укомплектованности школы и текущих условий.

Таким образом, внедрение ФГОСа третьего поколения несет как новые достоинства, так и очередные проблемы.



















Что касается конкретно русского языка и литературы:

Предметные результаты по предметной области «Русский язык и литература» (учебный предмет «Русский язык», «Литература») должны обеспечивать:

совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

  • создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог- рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным сообщением;

  • участие в диалоге разных видов: побуждение к действию,

обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации (создание не менее шести реплик); обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;

  • овладение различными видами аудирования

(выборочным, детальным, ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов

  • овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);

  • понимание прослушанных или прочитанных учебно- научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально- смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

  • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения

содержания текста в устной и письменной форме;

  • выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

  • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента;

  • передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение, рассуждение-размышление) с заданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов); устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150 слов;

  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме.

Примерная рабочая программа основного общего образования по
русскому языку: изменения в содержании

    • есть новые элементы содержания учебного предмета

    • распределение содержания учебного предмета по классам

    • новое в разделе «Планируемые результаты освоения рабочей

  • программы»: личностные и метапредметные результаты

  • (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета), предметные результаты

  • раскрываются по годам обучения

    • новые тематические блоки, новые темы внутри тематических

  • блоков

    • дополненное содержание внутри тематических блоков и тем

    • перенос материала из 6 класса в 5 (материал перераспределен)

    • тематическое планирование по классам с рекомендуемым количеством часов на изучение тем, повторение, контрольные работы: тематические блоки, темы; основное содержание;

  • основные виды деятельности учащихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов



Новинки государственной итоговой аттестации

Изменения в образовании, которые затронут нынешних выпускников, касаются процедуры и структуры ЕГЭ: 

-На ЕГЭ по литературе теперь можно пользоваться словарём.

-ФИПИ приступил к разработке заданий для ЕГЭ-2023. В основе — результаты экзаменов нынешнего года. Акцент в заданиях будет сделан на практических навыках, умении анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы.


-Министерство науки и высшего образования опубликовало проект приказа о минимальных баллах ЕГЭ для поступающих в вузы. Это нижний порог результатов ЕГЭ, с которыми университеты имеют право принимать абитуриентов.
— Русский язык — 40 баллов.
— Литература — 40 баллов.





Проект «Учебник в наушниках»

Изучение предмета в аудиоформате имеет ряд преимуществ:

Экономия времени, возможность «почитать» в общественных местах, на тренировке, в транспорте

Формируется научный стиль речи, правильное произношение и интонация

Здоровьесбережение, аудиоформат снижает нагрузку на зрение

Восприятие информации на слух формирует ассоциативные связи и тренирует внимание

Повышается качество освоения учебног материала аудиалами

Компактность и удобство использования аудиоучебников на различных носителях





Коллеги! Мы - учителя, не только учим детей, но и учимся сами, изучим обновленный ФГОС, преодолеем все преграды. Я желаю всем вдохновения и творческих успехов! Поздравляю всех с началом нового учебного года!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!