СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изменения в структуре Кимов по литературе в 11 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об изменениях в ЕГЭ по литературе в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Изменения в структуре Кимов по литературе в 11 классе"»

МБОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

городского округа Серебряные Пруды Московской области







Сообщение на тему

«Знакомство с изменениями в демонстративных вариантах 2023 года по литературе в 11 классе»







Подготовила: Полухина Екатерина Олеговна,

учитель русского языка и литературы













2022 г.

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая ду­ховный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропони­мания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика литературы как школьного пред­мета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многооб­разие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы в старших классах предполагает система­тическое чтение художественных произведений, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, ее законами, на­блюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, поступ­ками в определенных ситуациях, способствует воспитанию духов­но-нравственному, эстетическому, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.

Назначение экзаменационной работы по литературе – оценить общеобразовательную подготовку выпускников основной школы общеобразовательных учреждений с целью государственной итоговой  аттестации.

Структура КИМов по литературе в 2023 году.

Работа состоит из 2 частей. Выпускникам предстоит выполнить всего 12 заданий (7 – базовых, 4 – повышенной сложности и 1 – высокой); в КИМе нет вопросов тестового характера с одним правильным ответом; три задания будут вариативными (№ 5, 10 и 12) это значит, что экзаменуемым предложат несколько вариантов задания на выбор.

I часть КИМа содержит 11 вопросов: 7 – с кратким ответом и 4 – с развернутым. Задания выстроены по ступенчатой системе, от более простых к более сложным. При этом № 1 – 4 и 7 – 9 нацелены на проверку теоретических знаний из курса литературы, а № 5, 10 и 11 – на обобщение материала (это вопросы повышенного уровня сложности).

II часть состоит только из одного задания – это сочинение по одной из 5 предложенных тем, которое должно быть написано с опорой на литературный материал. Именно это задание считается самым сложным, ведь в отличие от итогового сочинения и сочинения по русскому языку, в литературе необходимо не просто ссылаться на произведение, а цитировать. Также особое внимание эксперты уделяют при проверке работы ЕГЭ композиционной целостности и соблюдению речевых норм.

Оценивание.

Максимальный ПБ в 2023 году сохранится – за выполнение 12 заданий можно получить 53 ПБ: 35 ПБ (66%) за первую часть 18 ПБ (34%) за сочинение.

Все краткие ответы, а это №1 – 4 и 7 – 9, оценивают с помощью аппаратных средств, а развернутые проверяют эксперты.

За каждое выполненное задание с кратким ответом школьник получает 1 балл.

Задания №5 и №10 требуют написание развернутого ответа объемом 5-10 предложений; оцениваются по трем критериям. Максимальное количество баллов за эти задания — 6.

Задания №6 и №11 требуют написание развернутого ответа объемом 5-10 предложений; оцениваются по трем критериям, главным из которых является "сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом". Максимальное количество баллов за эти задания — 8.

За 12-е задание, сочинение, выпускник получает максимум 18 баллов. Сочинение оценивается по 8 критериям, среди которых "соблюдение речевых норм" и "соответствие сочинения теме и ее раскрытие".



Изменения 2023 года

В преддверии 2022-2023 ученого года ФИПИ представил новые демоверсии экзаменационных КИМов и список нововведений грядущего сезона, которые затронут и ЕГЭ по литературе. Изменения не будут очень глобальными, но в ходе подготовки их стоит учитывать.

Изменена формулировка задания 9: снято указание точного количества правильных ответов, которое теперь в зависимости от анализируемого произведения (фрагмента произведения) может варьироваться от 2 до 4 (ранее в задании требовалось выбрать 3 правильных ответа из 5 предложенных).

Пример: прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

СОНЕТ 116

Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь –– не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжёт мой стих,

То нет любви – и нет стихов моих!

(У. Шекспир, переводС.Я. Маршака)


Задание 9 Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анафора

2) риторический вопрос

3) гротеск

4) инверсия

5) эпитет

Ответ: ___________________________.


Выводы

Одна из основных сложностей в подготовке к ЕГЭ по литературе — это нехватка времени. Выпускники сильно загружены. Времени на основательную подготовку мало. ЕГЭ по литературе проверяет множество умений выпускника, но даже элементарная нехватка жизненного опыта может сказаться на результате экзамена.
У педагогов тоже есть ряд сложностей.

Во-первых, все силы в выпускном классе отдаются подготовке к ЕГЭ по русскому языку. А это огромный спектр работы и большое количество проверок. На литературу просто времени не остается.

Во-вторых, литературу выбирают нечасто, поэтому с каждым выпуском учитель по-новому выстраивает подготовку к экзамену по данному предмету. Связано это с индивидуальными способностями обучающегося, с его уровнем подготовки и начитанности.
На мой взгляд, экзамен по литературе очень хорошо продуман. Первая часть позволяет проверить умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений. Вторая часть требует от участников ЕГЭ развернутого сочинения на литературную тему. Выпускник выбирает одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению.

Все это требует большой самостоятельности, эстетического вкуса и духовно-нравственного и культурного развития.