СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках, быстро изменяющегося мира, творчество является основой полноценной жизни. Общество ставит задачи воспитания  активных, инициативных, творчески мыслящих людей.  Людей способных искать новые, неординарные  пути решения трудных задач, способных выдвигать свежие, необычные идеи. Поэтому формирование творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является первоочередной задачей. 

Просмотр содержимого документа
«Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала.»

Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала.



В рамках, быстро изменяющегося мира, творчество является основой полноценной жизни. Общество ставит задачи воспитания  активных, инициативных, творчески мыслящих людей.  Людей способных искать новые, неординарные пути решения трудных задач, способных выдвигать свежие, необычные идеи. Поэтому формирование творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является первоочередной задачей. Творческие способности присущи каждому человеку, однако преподавателю, учителю, воспитателю необходимо во время увидеть эти способности у ребенка, помочь развить их и создать необходимые условия для формирования, совершенствования этих способностей.

Для начала необходимо выяснить, что такое творческий потенциал. На сегодняшний день, многие ученные считают, что данный феномен не имеет однозначного толкования.

К примеру, в рамках деятельностного подхода осуществляется исследование данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера. В. Г. Рындак квалифицирует творческий потенциал как «систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии» [2].

По мимо этого творческий потенциал человека можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению.

В широком смысле – это ещё и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности.

Личность, которая обладает творческим потенциалом, называют, творческой личностью.

Творческая личность - это человек обладающий неординарным мышлением, у него выработан устойчивый интерес к творческой деятельности. Творческие люди способны найти оригинальные пути решения самых, обычных проблем, они умеют преподносить казалось бы, обыденные, привычные вещи нестандартным, интересным способом.

У творческой личности есть ряд признаков, к числу которых относятся:

  • Изобретательность – способность человека нестандартно решать жизненные задачи, создавать необычные вещи. Благодаря этому качеству творятся шедевры.

  • Любознательность – стремление постоянно пополнять свой «багаж знаний», интерес к различным сферам жизни, как человека, так  и просто окружающей среды. Это качество наделяет личность способностью быть активным в жизни, а также стимулирует к деятельности для новых открытий и знаний.

  • Настойчивость – волевая черта характера человека, способность добиваться поставленных задач, целей, несмотря на внешние или внутренние препятствия. Также это готовность и желание поменять мир в лучшую сторону. Это одно из качеств творческой личности помогает освободиться человека от вялости, нерешительности.

  • Воображение – способность мышления создавать новые образы на основе реальных объектов. Благодаря нему стираются границы между невозможным и возможным. Это качество дает свободу фантазии в любой сфере: искусство, кинематограф, литература и т.д.

  • Независимость. Благодаря этому качеству человек полностью свободен от мнения окружающих. Он способен принимать собственные решения и воплощать их в жизнь. В качества творческой личности оно не зря включено. За счет него любым идеям, даже самым безрассудным, на первый взгляд, человек может найти реальное применение.

В рамках школьного образовании согласно ФГОС, в результате процесса обучения у школьников должен быть сформирован «творческий потенциал».


Это понятие интегративно включает в себя нижеследующие личностные характеристики [5]:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

  • освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

  • навыки организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

  • владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Следовательно, обеспечить достижение результатов, заложенных в ФГОС-2, можно развивая творческий потенциал учащихся через следующие направления психолого-педагогической работы:

  1. Создание условий для самореализации учащихся:

  • создание развивающей творческой среды как особого способа организации взаимодействия всех субъектов процесса самореализации, сочетающей традиционные и развивающие методы обучения и самореализации ребенка,

  • обеспечение свободы в выборе творческой деятельности на основе собственных интересов, ценностей и целей,

  • рефлексивная направленность педагогического процесса, включающая рефлексивную деятельность, как психолога, учителя, так и ученика, основанную на выработке собственного мировоззрения, реализации своего собственного способа жизни и ответственности за свою субъективность,

  1. формирование положительного образа «Я». Основная цель развития положительной «Я» концепции помочь учащемуся самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения [4].

  1. Развитие творческой активности:

  • обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу,

  • организация коллективной творческой деятельности,

  • создание эмоциональной основы возникновения творческого процесса,

  1. использование на уроках наглядного моделирования и составление логико-смысловых (логико-образных) моделей [3].

  1. Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности:

  • создание условий для осознания оснований собственных действий, направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты,

  • организация совместной деятельности участников образовательного процесса (коммуникация и кооперации), где рефлексия является механизмом выхода в позиции «над», «вне», обеспечивающие координацию действий и организацию взаимопонимания партнеров,

  1. развитие самосознания учащихся, нуждающееся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я [1].





Так как я являюсь учителем иностранного языка, считаю, что у меня есть большие возможности для формирования творческого потенциала у учеников.

Однако, для того, чтобы развитие творческих способностей на занятиях по иностранному языку было более эффективным, нужно учитывать следующие факторы:

  • профессиональное мастерство, компетентность
    преподавателя;

  • наличие высокой материально-технической базы школы;

  • благоприятный климат в школе, классе, доверительные, дружеские отношения между детьми, между детьми и педагогами;

  • систематический характер проведения занятий по формированию творческого потенциала;

  • процесс формирования творческого потенциала должен быть непосредственно связан учебно-познавательной и практической деятельностью;

  • должны использоваться творческие задания разного вида и разного уровня сложности;

  • необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

  • формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения иностранного языка.

  • использование внеклассной работы.

Учитель должен развивать творческие умения на каждом уроке.

Мной были выделены следующие виды творческой работы:

  • Рефераты, презентации, доклады, приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.;

  • Практические занятия;

  • Использование на уроках песен, считалок, стихотворений;

  • Деловые игры, конференции;

  • Театральные постановки, инсценировки на иностранном языке, например по произведениям иностранных авторов(сказки братьев Гримм, приключения Тома Сойера и т.д.);

  • Письма, сочинения, развивают воображения учеников;

  • Рассказы по картинкам, работа с текстом, диалогом, монологом;

  • Дни иностранных языков, знакомство с культурой носителей языка;

  • Работа над различными проектами, их презентация, проектная деятельность способствуют формированию неординарного мышления, учит взаимодействовать друг с другом;

  • Проведение уроков рисования к различным праздникам, на которых ребята оформляют открытки, придумывают поздравления на иностранном языке;

Активно на уроках можно использовать увлечения и хобби учеников. Например, попросить принести на урок любимую фотографию, книгу, игрушку и описать ее.

Даже простая работа с текстом на уроке иностранного языка может содержать в себе творческий элемент. Например такие задания как:

  • Догадайтесь о чем текст по его заголовку, по иллюстрациям к тексту;

  • Придумайте заголовок текста;

  • Выразите собственное мнение по теме, освещенной в тексте;

  • Составьте диалоги опираясь на текст;

  • Придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);

  • Сделать рисунок по прочитанному;

  • Разыграть диалог между персонажами текста;

  • Сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык;

  • Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы и т.д. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?



Использование творческих заданий, не только позволяет развивать творческие способности у учеников, но и позволяет сделать уроки увлекательными, интересными, привить у учеников любовь к иностранным языкам, уважение к культуре и обычаям носителей языка.

Большую роль в формировании творческого потенциала играет внеурочная деятельность. В школах проводятся различные викторины в том числе и по иностранному языку, по культуре и истории различных стран. Большинство школ имеют театральные кружки, в которых ученики могут проявить и развить свои творческие способности, там часто разыгрываются произведения зарубежных авторов. К сожалению в нашей школе такого кружка нет, но ребята активно принимают участия в театральных постановках, проводимых учителями иностранного языка. Так недавно мы разыгрывали отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера», изучение это произведения предусмотрено программой по английскому языку для 6 классов. Также разыгрывали немецкие сказки Братьев Гримм. Дети с удовольствием принимают участия в подобных театральных постановках. Внеурочная работа так же способствует выявлению и развитию способных, талантливых детей, развитию коммуникативных навыков и умений.



Однако достигнуть желательного результата невозможно без наличия творческого потенциала у самого педагога. Современный педагог не мыслим вне творчества. Я считаю, что педагог должен не только формировать творческий потенциал у учащихся, но регулярно развивать и совершенствовать свои творческие способности. Творческий педагог- это прежде всего исследователь, педагог который стремится найти новые методики обучения, увеличить эффективность воспитательного воздействия. У такого педагога должно быть развито педагогическое чутье, интуиция, он должен обладать потребностью к саморазвитию, к совершенствованию педагогического мастерства. Учитель должен уметь увлекать детей, вызывать интерес к своему предмету.





Список литературы:


  1. В.В.Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А.Цукерман Младший школьник как субъект учебной деятельности // сайт журнала «Вопросы психологии». [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923014.htm, 13 ноября 2012 г.


  1. Рындак В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: автореф. …дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 1996. –с. 17

  2. Терехова В.Г. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. Челябинск, 2002.


  1. Е.Ю. Умярова Психолого – педагогические условия самореализации учащихся в системе дополнительного образования // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН», т.11, 4(4), 2009. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ssc.smr.ru/izv_2009_4.html, 10 ноября 2016 г.].


  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М. : просвещение, 2011. – 79 с.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!