СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовности и нравственности личности в процессе познания мира через уроки музыки и искусства.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках Федерального Государственного общеобразовательного стандарта для общеобразовательной школы основано на концепции духовно - нравственного развития и воспитания творческой личности.

Важнейшей целью современного музыкального образования  является воспитание  готовности и способности к художественно-творческому познанию мира, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, готовности  и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций, социальной и профессиональной мобильности, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше».

Педагоги и психологи доказали неоспоримую роль уроков музыки в школе в интеллектуальном развитии ребенка. В. Сухомлинский говорил: "Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие". Исполнение и слушание музыкальных произведений запускает в сознании одновременно несколько процессов. При этом в работу включаются оба полушария: лингвистическая и математическая точность, присущая левому полушарию и оригинальность и творчество правого. Нейробиологи  21 века исследовали мозг в момент восприятия музыкальных звуков. Они смогли увидеть, что в нем происходит взрыв, фейерверк  нейронов. Сразу несколько участков мозга включаются в работу,  раскладывая на ритм, мелодию, и собирая обратно в целое произведение, услышанное. Это происходит именно в ответ на музыкальные произведения, в отличие от восприятия слова, шума. Еще ученые Древней Греции пытались понять способность музыки оказывать столь сильное влияние на мозг людей. При этом, они пришли к выводу, что шумовые звуки, такие как звуки падающей воды, шелест листвы, шум ветра не так воздействуют на  человека. Именно поэтому Древние греки преклонялись перед музыкой, обожествляли ее, применяли в образовательных и воспитательных  целях, использовали для катарсиса (очищения души) и оздоровления.

Доказано на протяжении многих веков, что люди, изучающие музыку, более устойчивы к жизненным ситуациям, способны решать социальные проблемы, имеют высокие исполнительские способности, лучше справляются со сложными заданиями. У них сразу вырабатывается план стратегии, они внимательны к деталям, одновременно решают познавательные аспекты задачи. Музыка развивает память.

За основу своей методической системы я взяла воспитание ребенка как личности, которой необходимо адаптироваться в современном обществе.

Выделяю семь ступеней реализации этой системы. Почему семь? В музыке семь нот, в радуге семь цветов, программа по музыке в общеобразовательной школе рассчитана на семь лет. В 8-м и 9-м классах предмет называется "Искусство".

Опираясь на слова Аристотеля: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, она «музыка» должна быть включена в число предметов воспитания молодежи,"  я обозначила семь важных ступеней в своей работе, как учителя.

1. Восприятие ребенка как личности.

Прежде всего, к каждому ребенку нужно относиться уважительно, считаться с его мнением. Не отвергать категорично  какие-то ошибочные выводы, суждения. Он еще только учиться жить. Каждому необходим индивидуальный подход и уверенность в том, что он имеет право на свое суждение. На своих уроках я учу ребят уважительно относиться к чужому мнению, объясняю, что такое дружба, как правильно нужно общаться друг с другом. Помогает мне в этом пение. Обучающиеся на практике применяют свои умения при общении и взаимодействии в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) исполнительства.

2. Воспитание духовности через знакомство с классическими видами искусства.

Духовный мир определяет жизненную позицию человека. Чем больше заложено в ребенка доброго, позитивного, тем счастливее и успешнее будет он в жизни.

Чтобы заинтересовать учеников сочинением композитора, лучше рассказать историю создания этого произведения. Ни одно музыкальное произведение не появилось просто так, без каких-либо предшествующих обстоятельств. Композитор - это живой человек, преодолевающий жизненные сложности, а порой и удары судьбы (жизнь Бетховена, Шопена, Моцарта и т.д.) Когда ребенок узнает подробную информацию о композиторе-человеке, он старается понять его музыку, пытается проникнуть в глубину сочинения, желая пережить те чувства, которые переданы в музыке. Обучающийся сострадает и сопереживает. А значит, он запомнит это музыкальное произведение.

3. Реализация творческих умений обучающихся в любом виде деятельности на уроке.

Уроки музыки учат понимать и ценить «прекрасное». Когда ребенок сам становится творцом,  повышается его самооценка. Я даю различные творческие задания после прослушивания музыкального произведения: нарисовать схему темы произведения, используя разные цвета (это дает мне возможность отследить эмоциональный настрой обучающихся), передать цветными карандашами характер произведения, сочинить четверостишье, соответствующее содержанию произведения. Одним из творческих заданий является составление диалога выдуманных персонажей (при изучении темы "Полифония").

4. Музыка в мире современных технологий.

Активное использование на практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогают мне успешно осуществлять педагогическую деятельность.

5. Связь уроков музыки (искусства) с окружающей действительностью.

Проникновение музыки в области других видов искусства и науки. Союз музыки с литературой, изобразительным искусством, математикой, историей и другими предметами.

На уроке музыке существует прекрасная возможность выстраивания системы межпредметных и предметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной, исследовательской  деятельности.

Каждый свой урок я пытаюсь связать с другой областью знаний.

6. Влияние музыки на формирование нравственных качеств.  

Воспитание устойчивой гражданской позиции.

На своих уроках я особое внимание уделяю знакомству с историей , культурой своего народа. Начиная с принятия Христианства на Руси, музыка развивается по строгим правилам и законам. Подкрепляя теоретическую информацию музыкальными примерами, разучивая несложные песни, каноны, частушки, ребята соприкасаются с историей наших предков. Рассказы о героях сражений, знакомство с музыкальными произведениями- памятниками этим героям, заставляют задуматься о важности всего происходящего в истории нашего Отечества.  Это закладывает уважительное отношение к истории своей Родины, к традициям и обычаям прошлого, к геральдике, к своему народу. 

И самое главное, через песню закладывается патриотическое воспитание и гражданская позиция каждого обучающегося.

7.Воздействие музыки на организм человека. (Здоровьесбережение).

По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Музыка приводит мысли в порядок, отвлекает от проблем, успокаивает. Когда ребенок после других уроков приходит на  урок музыки, у него есть прекрасная возможность переключиться на иное восприятие окружающего:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  •  активизирует творческое мышление.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

         Большинство произведения школьной программы  входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова).

Все семь ступеней моей системы направлены на формирование ребенка как личности.

Все эти ступени " присутствуют" на моих уроках одновременно.

В заключении хочу сказать, что музыка имеет большое воздействие на подсознание (на неконтролируемом, эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают обучающихся. Важно правильно подбирать репертуар, который  воспитывает в ребенке любовь к своему городу, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей; помогают сформировать свое отношение к жизни, свою гражданскую позицию, ориентироваться в огромном потоке современной информации.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовности и нравственности личности в процессе познания мира через уроки музыки и искусства.»

Методическая система Костиной Юлии Андреевны, учителя музыки «МБОУ СОШ № 55 имени А.Невского»

Формирование духовности и нравственности личности в процессе познания мира через уроки музыки и искусства.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках Федерального Государственного общеобразовательного стандарта для общеобразовательной школы основано на концепции духовно - нравственного развития и воспитания творческой личности.

Важнейшей целью современного музыкального образования  является воспитание  готовности и способности к художественно-творческому познанию мира, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, готовности  и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций, социальной и профессиональной мобильности, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше».

Педагоги и психологи доказали неоспоримую роль уроков музыки в школе в интеллектуальном развитии ребенка. В. Сухомлинский говорил: "Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие". Исполнение и слушание музыкальных произведений запускает в сознании одновременно несколько процессов. При этом в работу включаются оба полушария: лингвистическая и математическая точность, присущая левому полушарию и оригинальность и творчество правого. Нейробиологи  21 века исследовали мозг в момент восприятия музыкальных звуков. Они смогли увидеть, что в нем происходит взрыв, фейерверк  нейронов. Сразу несколько участков мозга включаются в работу,  раскладывая на ритм, мелодию, и собирая обратно в целое произведение, услышанное. Это происходит именно в ответ на музыкальные произведения, в отличие от восприятия слова, шума. Еще ученые Древней Греции пытались понять способность музыки оказывать столь сильное влияние на мозг людей. При этом, они пришли к выводу, что шумовые звуки, такие как звуки падающей воды, шелест листвы, шум ветра не так воздействуют на  человека. Именно поэтому Древние греки преклонялись перед музыкой, обожествляли ее, применяли в образовательных и воспитательных  целях, использовали для катарсиса (очищения души) и оздоровления.

Доказано на протяжении многих веков, что люди, изучающие музыку, более устойчивы к жизненным ситуациям, способны решать социальные проблемы, имеют высокие исполнительские способности, лучше справляются со сложными заданиями. У них сразу вырабатывается план стратегии, они внимательны к деталям, одновременно решают познавательные аспекты задачи. Музыка развивает память.

За основу своей методической системы я взяла воспитание ребенка как личности, которой необходимо адаптироваться в современном обществе.

Выделяю семь ступеней реализации этой системы. Почему семь? В музыке семь нот, в радуге семь цветов, программа по музыке в общеобразовательной школе рассчитана на семь лет. В 8-м и 9-м классах предмет называется "Искусство".

Опираясь на слова Аристотеля: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души, она «музыка» должна быть включена в число предметов воспитания молодежи,"  я обозначила семь важных ступеней в своей работе, как учителя.

1. Восприятие ребенка как личности.

Прежде всего, к каждому ребенку нужно относиться уважительно, считаться с его мнением. Не отвергать категорично  какие-то ошибочные выводы, суждения. Он еще только учиться жить. Каждому необходим индивидуальный подход и уверенность в том, что он имеет право на свое суждение. На своих уроках я учу ребят уважительно относиться к чужому мнению, объясняю, что такое дружба, как правильно нужно общаться друг с другом. Помогает мне в этом пение. Обучающиеся на практике применяют свои умения при общении и взаимодействии в процессе ансамблевого, коллективного (хорового) исполнительства.

2. Воспитание духовности через знакомство с классическими видами искусства.

Духовный мир определяет жизненную позицию человека. Чем больше заложено в ребенка доброго, позитивного, тем счастливее и успешнее будет он в жизни.

Чтобы заинтересовать учеников сочинением композитора, лучше рассказать историю создания этого произведения. Ни одно музыкальное произведение не появилось просто так, без каких-либо предшествующих обстоятельств. Композитор - это живой человек, преодолевающий жизненные сложности, а порой и удары судьбы (жизнь Бетховена, Шопена, Моцарта и т.д.) Когда ребенок узнает подробную информацию о композиторе-человеке, он старается понять его музыку, пытается проникнуть в глубину сочинения, желая пережить те чувства, которые переданы в музыке. Обучающийся сострадает и сопереживает. А значит, он запомнит это музыкальное произведение.

3. Реализация творческих умений обучающихся в любом виде деятельности на уроке.

Уроки музыки учат понимать и ценить «прекрасное». Когда ребенок сам становится творцом,  повышается его самооценка. Я даю различные творческие задания после прослушивания музыкального произведения: нарисовать схему темы произведения, используя разные цвета (это дает мне возможность отследить эмоциональный настрой обучающихся), передать цветными карандашами характер произведения, сочинить четверостишье, соответствующее содержанию произведения. Одним из творческих заданий является составление диалога выдуманных персонажей (при изучении темы "Полифония").

4. Музыка в мире современных технологий.

Активное использование на практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии и формы интегрированного обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, театральные технологии, диспуты, дискуссии и т.д.) помогают мне успешно осуществлять педагогическую деятельность.

5. Связь уроков музыки (искусства) с окружающей действительностью.

Проникновение музыки в области других видов искусства и науки. Союз музыки с литературой, изобразительным искусством, математикой, историей и другими предметами.

На уроке музыке существует прекрасная возможность выстраивания системы межпредметных и предметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной, исследовательской  деятельности.

Каждый свой урок я пытаюсь связать с другой областью знаний.

6. Влияние музыки на формирование нравственных качеств.  

Воспитание устойчивой гражданской позиции.

На своих уроках я особое внимание уделяю знакомству с историей , культурой своего народа. Начиная с принятия Христианства на Руси, музыка развивается по строгим правилам и законам. Подкрепляя теоретическую информацию музыкальными примерами, разучивая несложные песни, каноны, частушки, ребята соприкасаются с историей наших предков. Рассказы о героях сражений, знакомство с музыкальными произведениями- памятниками этим героям, заставляют задуматься о важности всего происходящего в истории нашего Отечества.  Это закладывает уважительное отношение к истории своей Родины, к традициям и обычаям прошлого, к геральдике, к своему народу. 

И самое главное, через песню закладывается патриотическое воспитание и гражданская позиция каждого обучающегося.

7.Воздействие музыки на организм человека. (Здоровьесбережение).

По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Музыка приводит мысли в порядок, отвлекает от проблем, успокаивает. Когда ребенок после других уроков приходит на  урок музыки, у него есть прекрасная возможность переключиться на иное восприятие окружающего:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;

  • повышает и понижает мышечный тонус;

  • стимулирует появление эмоций;

  • улучшает вербальные и арифметические способности;

  • стимулирует процессы восприятия и памяти;

  •  активизирует творческое мышление.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

  Большинство произведения школьной программы  входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова).

Все семь ступеней моей системы направлены на формирование ребенка как личности.

Все эти ступени " присутствуют" на моих уроках одновременно.

В заключении хочу сказать, что музыка имеет большое воздействие на подсознание (на неконтролируемом, эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают обучающихся. Важно правильно подбирать репертуар, который  воспитывает в ребенке любовь к своему городу, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей; помогают сформировать свое отношение к жизни, свою гражданскую позицию, ориентироваться в огромном потоке современной информации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!