СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние православного воспитания на формирование личности ребёнка

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое важное время в жизни человека это время воспитания, так как в это время часто решается судьба человека не только на всю настоящую жизнь, но и на всю вечность. Поэтому всякий здравомыслящий и понимающий важность своей обязанности учитель и родитель должен подумать, как поступить при воспитании вверенных ему детей, если не хочет и их сделать несчастными на всю жизнь, и себя виноватым перед ними и перед Богом.

Руководимые любовью к Богу, древние христиане направляли все действия воспитания не к земным и временным целям, но единственно к славе имени Божия, поскольку почитали своих детей освящёнными и посвящёнными Богу. По их понятиям дети суть залог, вверенный воспитателям Богом для сохранения, и храм Божий, который должен быть свят.

Страх, руководивший родителей в деле воспитания детей, не был рабский, который заставляет человека действовать против воли, без сердечного расположения, без должного внимания и усердия, но проистекал из искренней и святой любви к Иисусу Христу и детям.

Учителя воспитания руководствовались любовью христианской, которая, очищая и возвышая естественную любовь к детям, часто слепую и безрассудную, предупреждала бы побуждения внешние и торжествовала над естественными побуждениями сердца.

Предметом внимания воспитателей относительно детского сердца было то, чтобы к добрым естественным потребностям и расположениям сердца: чувству вины, добра и красоты привить силу благодати, подавить в нём врождённое расположение к злу и предохранить его от вредных посторонних влияний.

К прирождённому душе чувству истины, под влиянием воспитателей прививалась живая вера в Иисуса Христа и Его учение. Потребность к чувству добра развиваемы были в христианскую любовь к Богу и ближнему. Потребность к чувству красоты питаемы были предметами Божественными. Естественное чувство любви к себе самому не было простираемо далее простого удовлетворения необходимых потребностей тела и внешней жизни, и удовольствий невинных и позволительных.

Воспитание детей в первые времена Церкви Христовой было делом не одних родителей и ближайших родственников, но делом всей Церкви, руководимой и одушевляемой Духом Божиим.

Сегодня преподавание и воспитание становится всё более трудным делом. Наши ученики всё менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в учениках, сколько в учителях: «соль оскудевает». На смену умудрённым, но оскудевшим силой приходят молодые педагоги, которые не в состоянии питать детей «здоровой пищей», то есть положительными нравственными установками.

Сегодня каждый педагог России должен быть примером для подражания, источником вдохновения для своих учеников. Вот почему можно и должно говорить о помазании Духа, которым мы все запечатлены в Таинствах Крещения и Миропомазания. Каждый педагог и учитель должен особенно глубоко размышлять об этих Таинствах и всей своей жизнью приобщаться к сокрытой в них силе. Необходимо войти в силу Духа и обрести уже не поэтическое, а педагогическое, творческое вдохновение.

Педагогическое вдохновение – та духовная сила, которой больше всего ждут ученики. Благодать, дарованная христианам в Таинствах Церкви, помогает учителю учить, а воспитателю воспитывать. Без этой помощи каждый из нас может потерпеть лишь поражение на нашем святом поприще.

Сегодня мы приступаем к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением нашей духовной беспомощности. Мы признаём, что приобретёнными нами земные знания вовсе не гарантируют нам успеха. Эти знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, которой причастен каждый крещёный человек. Эта сила явит в нас своё действие только тогда, когда мы восчувствуем полную свою беспомощность пред лицем Божиим, когда мы осознаём великую меру ответственности пред нашими учениками.

Приготовляя себя к педагогическим будням постом и молитвою, покаянием и конечно же участием в Божественной Евхаристии; пересматривая накопленные нами земные знания и отбирая те, которые необходимы для сегодняшнего дня, мы призываем на помощь Господа и выходим на ристалище. Мы живём в такое время, когда от нас требуется явить чудеса духа, веры, любви и премудрости не пред лицом мучителей и гонителей, не пред лицом сильных мира сего, но пред лицом наших собственных детей: они более всего нуждаются в нравственном возрождении, в явлениях силы Божией, которая находится не где-нибудь, а в нашем собственном сердце, если мы крещены во имя Святой Троицы.

Призывая на помощь Господа, мы осмысляем, как именно Божия сила помогает нам в деле обучения и воспитания. Эта сила, являясь живой и действенной через подвиг смирения и молитвы, открывает, что перед нами – бессмертные человеческие души. Каждая из них свободна в своём выборе, свободна к различению добра и зла, алчет и жаждет благодати Божией. За каждую из них Владыка-Христос пролил Свою драгоценную Кровь. Вот такое восприятие учителем его учеников как бесценных созданий Господа, искупленных Кровию Спасителя и предназначенных для наследия Царства благодати и любви, во многом меняет ход и атмосферу урока.

Если мы вверимся силе Божией, внушающей нам бережное, трепетное, осторожное, благоговейное, тактичное, а главное, тёплое расположение к детям, они невольно встрепенуться и почувствуют в нас что-то такое, чего ещё не чувствовали, не имели, не осознавали в себе.

Педагог, осенённый благодатью Божьей, от Господа получает дар общения, дар проникновения в души людские. Общение душ – вот тайна педагогического творчества. Дух Господень вразумляет и простой человеческий разум подсказывает тебе, что преподавать, как вести уроки, дабы детей укрепить, защитить, влить им некую «инъекцию добра», чтобы они, оперившись, сделались сильными, способными к выбору, сумели противостать тем соблазнам, которые вторгнутся в их жизнь через несколько лет.

Божья благодать внушит нам и жанр, и стиль общения, и слово, простое или высокое, но всегда ясное, то слово, посредством которого нам будет дано достучаться, согреть и осветить человеческую душу.

Никакие теоретические разработки, методички и внушительные трактаты по воспитанию человека-семьянина, человека-патриота и гражданина не заменят тех основ морально-нравственного Закона, который был дан Богом человечеству ещё через пророка Моисея, а затем Богочеловеком Иисусом Христом.

Сегодня Закон заменён Конституцией, как «гениальным» актом законотворчества безбожного и погрязшего в грехах социума, доведшего самого себя до крайней точки экономического и нравственного падения. Человек сам себя хвалит, сам себя награждает, сам оценивает собственную деятельность по шкале, им же изобретённой. Он живёт жизнью организма, который высасывает энергию для поддержания деятельности самого себя, отказываясь питаться от Источника Вечной Жизни.

Но если мы отвергли Камень, поставляемый во главу угла, то фундамент, на котором общество возводит свой дом, будет непрочным, а это может привести нас к опасности погребения всех наших надежд и упований под обломками горе-сооружения.

Однако на вопросы, поставляемые самой жизнью, взрослым людям всё же необходимо давать ответ и обозначать те ориентиры, по которым необходимо будет выстраивать наши взаимоотношения с нашими детьми.

Перед обществом стоит трудная задача самовыживания: разрушив дом, в котором поддерживался определённый порядок, мы оказались  под сомнительной сенью демократии и вседозволенности.

Определяя влияние православной культуры на процесс духовно нравственного и социального развития личности ребёнка, необходимо учитывать тот факт, что именно православие являлось для российского общества тем культурообразующим элементом, которое сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего общества и государства.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век.

Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа.

По канонам православного миропонимания, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, к всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.

 За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор.

 Ценности православного мира   утверждались   в таких социальных институтах как: семье, образовании, армии, государстве. Мировоззрение русского человека было неотделимо от восприятия мира, созданного Творцом. Основными целями православного воспитания подрастающего поколения являются формирование духовно-нравственного здоровья детей, передача им ценностей семейной, религиозной жизни.

Воспитание детей на основе православных ценностей способствует формированию у них целостного исторического сознания, более полного осмысления исторических событий, религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма. Православное воспитание учит детей любви к Родине, формирует способность и готовность защищать свою страну, и, если будет необходимо, отдать за нее жизнь. Такой пример нам показывает вся история России, ее герои, святые, князи, цари и простой народ, в тяжелых условиях прошедшие через испытания, но отстоявшие как государство, так и православную веру, русскую культуру и традиции.

 Вся российская дореволюционная педагогика, а также советская образовательная школа, исходила из положения необходимости всестороннего развития ребёнка, приобщении детей не только к миру знаний, науки, но и к миру прекрасного, к воспитанию нравственной чистоты, телесного и духовного возрастания.  С раннего возраста закладывались духовные ценности - православные добродетели, о чём, конечно в советское время не афишировалось, но тем не менее неуклонно выполнялось, через знакомство с русской классической литературой, народным творчеством (баснями, сказками, песнями). В душе ребёнка закладывались понимания добрых и честных поступков, через игру, общение формировались терпение, отзывчивость, милосердие, сострадание.

Современная православная педагогика исходит их того, что необходимо:

- учить детей избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь. Уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

- формировать интерес к изучению Православия, открывать им путь к духовному совершенствованию и познанию православной культуры;

- формировать навыки подготовки и празднования совместно с родителями православных календарных праздников;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.

Общая задача духовно-нравственного религиозного воспитания детей состоит в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей, дать им окрепнуть и созреть. Этой главной задаче духовно-нравственного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Таким образом, православное семейное воспитание – это целенаправленная система воспитания ребенка для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи.

Именно в семье происходит самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, формирует ответственность личности перед близкими и обществом.

Знания о позитивной роли семьи в становлении и развитии личности и общества являются чрезвычайно актуальными, так как способствуют пониманию закономерностей развития отношений между людьми, формируют активную гражданскую позицию, осознание себя гражданином, ответственным за все, что происходит вокруг.

Просмотр содержимого документа
«Влияние православного воспитания на формирование личности ребёнка»

Влияние православного воспитания на формирование личности ребёнка


Самое важное время в жизни человека это время воспитания, так как в это время часто решается судьба человека не только на всю настоящую жизнь, но и на всю вечность. Поэтому всякий здравомыслящий и понимающий важность своей обязанности учитель и родитель должен подумать, как поступить при воспитании вверенных ему детей, если не хочет и их сделать несчастными на всю жизнь, и себя виноватым перед ними и перед Богом.

Руководимые любовью к Богу, древние христиане направляли все действия воспитания не к земным и временным целям, но единственно к славе имени Божия, поскольку почитали своих детей освящёнными и посвящёнными Богу. По их понятиям дети суть залог, вверенный воспитателям Богом для сохранения, и храм Божий, который должен быть свят.

Страх, руководивший родителей в деле воспитания детей, не был рабский, который заставляет человека действовать против воли, без сердечного расположения, без должного внимания и усердия, но проистекал из искренней и святой любви к Иисусу Христу и детям.

Учителя воспитания руководствовались любовью христианской, которая, очищая и возвышая естественную любовь к детям, часто слепую и безрассудную, предупреждала бы побуждения внешние и торжествовала над естественными побуждениями сердца.

Предметом внимания воспитателей относительно детского сердца было то, чтобы к добрым естественным потребностям и расположениям сердца: чувству вины, добра и красоты привить силу благодати, подавить в нём врождённое расположение к злу и предохранить его от вредных посторонних влияний.

К прирождённому душе чувству истины, под влиянием воспитателей прививалась живая вера в Иисуса Христа и Его учение. Потребность к чувству добра развиваемы были в христианскую любовь к Богу и ближнему. Потребность к чувству красоты питаемы были предметами Божественными. Естественное чувство любви к себе самому не было простираемо далее простого удовлетворения необходимых потребностей тела и внешней жизни, и удовольствий невинных и позволительных.

Воспитание детей в первые времена Церкви Христовой было делом не одних родителей и ближайших родственников, но делом всей Церкви, руководимой и одушевляемой Духом Божиим.

Сегодня преподавание и воспитание становится всё более трудным делом. Наши ученики всё менее готовы к восприятию уроков добра. У детей гаснет любознательность и пропадает тяга к знаниям. Но дело, конечно, не только в учениках, сколько в учителях: «соль оскудевает». На смену умудрённым, но оскудевшим силой приходят молодые педагоги, которые не в состоянии питать детей «здоровой пищей», то есть положительными нравственными установками.

Сегодня каждый педагог России должен быть примером для подражания, источником вдохновения для своих учеников. Вот почему можно и должно говорить о помазании Духа, которым мы все запечатлены в Таинствах Крещения и Миропомазания. Каждый педагог и учитель должен особенно глубоко размышлять об этих Таинствах и всей своей жизнью приобщаться к сокрытой в них силе. Необходимо войти в силу Духа и обрести уже не поэтическое, а педагогическое, творческое вдохновение.

Педагогическое вдохновение – та духовная сила, которой больше всего ждут ученики. Благодать, дарованная христианам в Таинствах Церкви, помогает учителю учить, а воспитателю воспитывать. Без этой помощи каждый из нас может потерпеть лишь поражение на нашем святом поприще.

Сегодня мы приступаем к детям с искренним, ясным сознанием и ощущением нашей духовной беспомощности. Мы признаём, что приобретёнными нами земные знания вовсе не гарантируют нам успеха. Эти знания должны быть погружены в нечто более существенное, важное, что составляет основу педагогического, воспитательского дела. Такой основой является благодатная сила Духа Святаго, которой причастен каждый крещёный человек. Эта сила явит в нас своё действие только тогда, когда мы восчувствуем полную свою беспомощность пред лицем Божиим, когда мы осознаём великую меру ответственности пред нашими учениками.

Приготовляя себя к педагогическим будням постом и молитвою, покаянием и конечно же участием в Божественной Евхаристии; пересматривая накопленные нами земные знания и отбирая те, которые необходимы для сегодняшнего дня, мы призываем на помощь Господа и выходим на ристалище. Мы живём в такое время, когда от нас требуется явить чудеса духа, веры, любви и премудрости не пред лицом мучителей и гонителей, не пред лицом сильных мира сего, но пред лицом наших собственных детей: они более всего нуждаются в нравственном возрождении, в явлениях силы Божией, которая находится не где-нибудь, а в нашем собственном сердце, если мы крещены во имя Святой Троицы.

Призывая на помощь Господа, мы осмысляем, как именно Божия сила помогает нам в деле обучения и воспитания. Эта сила, являясь живой и действенной через подвиг смирения и молитвы, открывает, что перед нами – бессмертные человеческие души. Каждая из них свободна в своём выборе, свободна к различению добра и зла, алчет и жаждет благодати Божией. За каждую из них Владыка-Христос пролил Свою драгоценную Кровь. Вот такое восприятие учителем его учеников как бесценных созданий Господа, искупленных Кровию Спасителя и предназначенных для наследия Царства благодати и любви, во многом меняет ход и атмосферу урока.

Если мы вверимся силе Божией, внушающей нам бережное, трепетное, осторожное, благоговейное, тактичное, а главное, тёплое расположение к детям, они невольно встрепенуться и почувствуют в нас что-то такое, чего ещё не чувствовали, не имели, не осознавали в себе.

Педагог, осенённый благодатью Божьей, от Господа получает дар общения, дар проникновения в души людские. Общение душ – вот тайна педагогического творчества. Дух Господень вразумляет и простой человеческий разум подсказывает тебе, что преподавать, как вести уроки, дабы детей укрепить, защитить, влить им некую «инъекцию добра», чтобы они, оперившись, сделались сильными, способными к выбору, сумели противостать тем соблазнам, которые вторгнутся в их жизнь через несколько лет.

Божья благодать внушит нам и жанр, и стиль общения, и слово, простое или высокое, но всегда ясное, то слово, посредством которого нам будет дано достучаться, согреть и осветить человеческую душу.

Никакие теоретические разработки, методички и внушительные трактаты по воспитанию человека-семьянина, человека-патриота и гражданина не заменят тех основ морально-нравственного Закона, который был дан Богом человечеству ещё через пророка Моисея, а затем Богочеловеком Иисусом Христом.

Сегодня Закон заменён Конституцией, как «гениальным» актом законотворчества безбожного и погрязшего в грехах социума, доведшего самого себя до крайней точки экономического и нравственного падения. Человек сам себя хвалит, сам себя награждает, сам оценивает собственную деятельность по шкале, им же изобретённой. Он живёт жизнью организма, который высасывает энергию для поддержания деятельности самого себя, отказываясь питаться от Источника Вечной Жизни.

Но если мы отвергли Камень, поставляемый во главу угла, то фундамент, на котором общество возводит свой дом, будет непрочным, а это может привести нас к опасности погребения всех наших надежд и упований под обломками горе-сооружения.

Однако на вопросы, поставляемые самой жизнью, взрослым людям всё же необходимо давать ответ и обозначать те ориентиры, по которым необходимо будет выстраивать наши взаимоотношения с нашими детьми.

Перед обществом стоит трудная задача самовыживания: разрушив дом, в котором поддерживался определённый порядок, мы оказались под сомнительной сенью демократии и вседозволенности.

Определяя влияние православной культуры на процесс духовно нравственного и социального развития личности ребёнка, необходимо учитывать тот факт, что именно православие являлось для российского общества тем культурообразующим элементом, которое сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего общества и государства.

Самым актуальным обстоятельством, характеризующим православную культуру, является то, что вся она, даже в мельчайших своих компонентах, была и остается духовно, нравственно, эстетически значимой, и одно это определяет необходимость ее изучения в наш прагматический век.

Без понимания сущности православия и идеалов Святой Руси, несводимых к чистой церковности и образцам древней русской святости, нельзя понять всю духовно-нравственную сферу русского народа.

По канонам православного миропонимания, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, к всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.

За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор.

Ценности православного мира утверждались в таких социальных институтах как: семье, образовании, армии, государстве. Мировоззрение русского человека было неотделимо от восприятия мира, созданного Творцом. Основными целями православного воспитания подрастающего поколения являются формирование духовно-нравственного здоровья детей, передача им ценностей семейной, религиозной жизни.

Воспитание детей на основе православных ценностей способствует формированию у них целостного исторического сознания, более полного осмысления исторических событий, религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма. Православное воспитание учит детей любви к Родине, формирует способность и готовность защищать свою страну, и, если будет необходимо, отдать за нее жизнь. Такой пример нам показывает вся история России, ее герои, святые, князи, цари и простой народ, в тяжелых условиях прошедшие через испытания, но отстоявшие как государство, так и православную веру, русскую культуру и традиции.

Вся российская дореволюционная педагогика, а также советская образовательная школа, исходила из положения необходимости всестороннего развития ребёнка, приобщении детей не только к миру знаний, науки, но и к миру прекрасного, к воспитанию нравственной чистоты, телесного и духовного возрастания. С раннего возраста закладывались духовные ценности - православные добродетели, о чём, конечно в советское время не афишировалось, но тем не менее неуклонно выполнялось, через знакомство с русской классической литературой, народным творчеством (баснями, сказками, песнями). В душе ребёнка закладывались понимания добрых и честных поступков, через игру, общение формировались терпение, отзывчивость, милосердие, сострадание.

Современная православная педагогика исходит их того, что необходимо:

- учить детей избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь. Уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

- формировать интерес к изучению Православия, открывать им путь к духовному совершенствованию и познанию православной культуры;

- формировать навыки подготовки и празднования совместно с родителями православных календарных праздников;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.

Общая задача духовно-нравственного религиозного воспитания детей состоит в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей, дать им окрепнуть и созреть. Этой главной задаче духовно-нравственного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Таким образом, православное семейное воспитание – это целенаправленная система воспитания ребенка для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи.

Именно в семье происходит самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, формирует ответственность личности перед близкими и обществом.

Знания о позитивной роли семьи в становлении и развитии личности и общества являются чрезвычайно актуальными, так как способствуют пониманию закономерностей развития отношений между людьми, формируют активную гражданскую позицию, осознание себя гражданином, ответственным за все, что происходит вокруг.



Список литературы:


  1. Православное воспитание девочек переходного возраста, священник Виктор Грозовский, издательство «САТИСЪ», 2001. – 48 с.

  2. В начале пути…, - М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002. – 320 с. – (Уроки воспитания)

  3. Как правильно воспитать православного ребёнка. М.: Православный приход Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002. – 128 с.

  4. Георгиева, Т.С. Культура России и русское православие. Очерки [Текст] /Т.С. Георгиева. – М.: Издательство:Крафт+, 2019. – 496 с.

  5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:[Текст]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.