СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в практике обучения и преподавания. Эффективность обучения в сотрудничестве

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию статью на тему "Изменения в практике. Эффективность обучения в сотрудничестве".В статье анализируется значение коллективного способа обучения, выделяются достоинства групповой формы работы на уроке, обобщается опыт педагогической деятельности по организации работы в группе и ее результаты.

Просмотр содержимого документа
«Изменения в практике обучения и преподавания. Эффективность обучения в сотрудничестве»


Раимбекова Жанета Мырзатаевна

учитель русского языка и литературы

Алматинская область

Ескельдинский район

Карабулакская средняя школа

87012521702 8(72836)30087

raimbekova_69




Изменения в практике обучения и преподавания.

Эффективность обучения в сотрудничестве


Аннотация: в статье анализируется значение коллективного способа обучения, выделяются достоинства групповой формы работы на уроке, обобщается опыт педагогической деятельности по организации работы в группе и ее результаты.


«Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера».

Джон Дьюи

Как добиться внимание детей на уроке? Что влияет на познавательную

деятельность учащихся? Как сделать так, чтобы наши ученики не из- под

палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд, и, в конечном счете, показывать высокие результаты по предмету?Как научить детей учиться?

Ответы на вопросы я нашла, обучаясь на уровневых курсах повышения квалификации учителей. «Руководство для учителя» стало для меня настольной книгой.Изучив достоинства и преимущества семи модулей на первом этапе обучения я поняла, чтодля того, чтобы научить детей учиться, чтобы заинтересовать их своим предметом, чтобы способствовать повышению их интереса- необходимо применять новые формы работы с учащимися. Помочь в этом могут игровые элементы на уроках, применение различных стратегий: стратегии критического мышления, стратегии диалогового обучения, активные методы обучения и т.д.Одним из таких подходов является групповая форма работы.

Мерсер отмечал, что «взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении»,[1].Изучив теоретическое обоснование преимуществ такой деятельности, я считаю, что организация групповой работы на уроке – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

Новые подходы в обучении детей, соответственно, требуют и новых подходов в обучении учителей. Своей основной деятельностью я считаю- донести до членов коллектива идейные направления Программы уровневых курсов, на собственном примере, через проведение коучингов и менторингов повлиять на изменения стиля работы коллег, дать понять учителям, что перемены в нашей работе необходимы. Я понимаю, что как учитель-лидер, несу ответственность за прогресс преобразований в моей школе, за реализацию и верную направленность менторингов и коучингов. И сотрудничество между учителями является необходимым фактором для преобразования школьной практики.

Каждый модуль по - своему уникален и интересен, и что важно они взаимосвязаны. Тематика коучинг –сессий выбрана таким образом, чтобы помочь учителям, присутствующим на них расширить свои знания о новых методах и приемах, способствующих повышению познавательной деятельности, привлечь внимание учителей к использованию на уроках работы в группах, что позволит развивать навыки сотрудничества, партнерства. Для доведения данной работы до автоматизма мне стоило только направить учителей через построение уроков в данной форме.

Поначалу не все получалось, не все шло гладко, были барьеры, которые нужно было преодолевать: моих коллег настораживало, что при групповой работе нарушается дисциплина на уроке, это мешает усвоению знаний, что знания будут не глубокие, а поверхностные, нехватка времени на уроке и каковы критерии оценки групповой работы?

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

В процессе первого коучинга «Сущность коллаборативного обучения» мы пришли к единому мнению, что организация групповой работы на уроках действительно поможет учителям по новому подходить к преподаванию и соответственно ученики станут активными, способными к постановке вопросов и анализу доказательств, будут открытыми для новых идей, что приведет к повышению познавательной интереса к обучению, и в конечном счете результатом будет повышение качества знаний учащихся в нашей школе. Желание учителей применять групповую форму работы на уроках, говорило нам об эффективности этого занятия. А самое главное практическое применение данного подхода, что прослеживается при наблюдении посещенных уроков, например, урока биологии в 6-а классе я обратила внимание на то, как изменился психологический климат в классе, и что дети стали более раскрепощенными и естественными, что учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности.

Учитель начинает урок с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения; проверка домашнего задания построена не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей); в вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока; в основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока); заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения; итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

При групповой форме обучения меняется и роль учителя. Он меньше говорит, больше слушает, наблюдает, учится молчать во время выполнения заданий учениками, он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы. На таких уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. А это, по моему мнению, является главным в обучении.

Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты школьников, я обнаружила следующее: 69 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 63 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 82 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.

Об этом также свидетельствует проведенное интервьюирование с учащимися по окончании урока математики, на котором им задавались такие вопросы:

-Понравилось ли тебе на уроке?

-Отличался ли этот урок от предыдущих?

-Каким образом?

При ответе, на которые учащиеся отметили, что им понравилось на уроке, было интересно работать в группе, что они были, не только активны, но и получили за это хорошие оценки.

Тематика следующих коучинг- сессий стали как бы логическим продолжением предыдущей. Понимая, что мы не добьемся повышения качества знаний, если не введем активные формы проведения уроков, мы второй коучинг провели по теме: "Методы активного обучения и техники обратной связи", а третий «Применение стратегий критического мышления». Данные коуч - сессии вызвали неподдельный интерес у учителей к предложенным приемам и стратегиям. Присутствующие педагоги были заинтересованы, активно принимали участие во всем процессе коучинга, произошла эффективная обратная связь. Результат не стал долго себя ждать, учителя начали активно, с пользой применять стратегии критического мышления и обратную связь на своих уроках, например, урок русского языка- учитель применилстратегии, которые ранее не использовала: «Прогнозирование»- заключается в том, что дети учатся ставить перед собой цель урока; «Корзину идей», куда ученики «сбрасывают» всё, что знают по теме, что позволяет актуализировать их знания; «Составление кластера»; « Верные – неверные утверждения».

Четвертый коучинг решили провести мои подопечные, то есть моя команда.Эта сессия преследовала цель, обучения учителей использованию формативного оценивания, как способа повышения познавательной активности учащихся на уроке. Результатом коучинга стало то, что наши учителя освоили понятие формативного оценивания, они начали использовать на своих уроках: групповую форму работы, обратную связь и формативное оценивание повышая активность учащихся на уроке, оказывая учащимся поддержку и развивая их самооценку.

Выводы, которые мы сделали посещая уроки и анализируя поурочные планы учителей, что учителя- слушатели начали применять новые подходы на уроках,медленно, но верно они перестраиваются, наши дети стали активнее на уроках, готовы оказать помощь другим ученикам, стали смелее участвовать в обсуждении процессов обучения. Если ввести в системность, то групповая работа будет эффективна, что подразумевает понимание групповой работы как полноценной формы организации обучения на уроке. Сотрудничество в группах совместно работающих детей учит их самостоятельно мыслить, повышает познавательную активность ребенка.

Наша работа только начинается. Поэтому, я думаю, все впереди. И я вместе со своими единомышленниками смогу внедрять ключевые идеи Программы в школьную практику, работать над усовершенствованием квалификации как собственной, так и своих коллег.


Использованная литература:

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание, 2014 стр. 129.