СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изменение глагола по числам»: интегрированный урок по русскому языку и чтению в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект данного урока был опубликован в Сб. материалов специальной (коррекционной) школы №61г. Казани.-Казань,2011-

( Всероссийский конкурс «Вектор успеха-2011»: лучшие разработки метод. пособий,   номинация «Авторские образовательные программы для спец.(коррекционных) школ, Почётная грамота, 3 место)

 

 

Просмотр содержимого документа
««Изменение глагола по числам»: интегрированный урок по русскому языку и чтению в 7 классе»

С(К)ОШ № 61 г.Казани

















«Изменение глагола по числам»:

интегрированный урок по русскому языку

и чтению в 7 классе

Сб. материалов специальной (коррекционной) школы №61г. Казани.-Казань,2011-

( Всероссийский конкурс «Вектор успеха-2011»: лучшие разработки метод. пособий, номинация «Авторские образовательные программы для спец.(коррекционных) школ, Почётная грамота, 3 место)









Учитель: Судеркина А. Ю.












.

Тема: «Изменение глагола по числам» ( 7 класс)


Цели: - развивать умение изменять глаголы по числам, распознавать число

глагола, согласовывать существительное и глагол в числе;

- развивать мыслительные операции, память, внимание с помощью

словарно – логических упражнений; обогащать словарный запас уча-

щихся путем подбора синонимов и антонимов, активизировать связ-

ную и диалогическую речь учащихся в ходе составления короткого

рассказа по картине;

- формировать интерес к малым жанрам устного народного творчест-

ва и на этой основе корригировать и развивать эмоционально – воле-

вую сферу учащихся.


Оборудование: таблицы и опорные схемы по теме: «Глагол»

табличка «Малые жанры УНТ»

дидактический материал: 1) разрезные пословицы;

2) таблички и полоски со словами

3) опорные слова при работе над со-

ставлением рассказа по картине

творческие работы учащихся: загадки и рисунки к ним

учебники

ТСО: магнитофон и аудиокассета «Загадки»

картина «В зимнем лесу»


План урока:

Организация урока

Звучит загадка на аудиокассете: «По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, пыль поднимает,

В село мчится, в окно стучится,

Ворота отворяет, никто не поймает.»

Актуализация знаний (ветер)

-Как ведет себя ветер? Опишите его действия.

-Какой частью речи являются перечисленные вами слова? (глаголы)

-Что обозначают глаголы?

-На какие вопросы отвечают?

-Как изменяются глаголы? ( по ходу ответов уч-ся заполняется опорная таблица)

-Каким членом предложения бывает глагол?

- К какой группе по значению относятся глаголы: говорил, рассказывал? (глаголы речи)

-Назовите лишнее слово? Почему оно лишнее? Кричит, шепчет, рассказ, говорит

-Расположите эти глаголы по степени усиления действия (шепчет, говорит, кричит). Запись в тетради.

-Какое имя существительное можно подобрать к данным глаголам? (ученик)

-Можно ли подобрать существительное ученики? Почему?

Сообщение темы урока

Работа по решению учебной задачи

Распределительное упражнение. Заполнить таблицы , согласовать существительные с глаголами. Например:


существительные

глаголы

крапива

снегири

свеча

комары


горят

кусаются

горит

кусается

Найти словосочетания в переносном значении. Записать их. Указать число.

-Сравните, сколько предметов выражают действие, если глагол отвечает на вопрос что делают? и сколько предметов выполняет действие, когда глагол отвечает на вопрос что делает?

Вывод: Если глагол обозначает действие одного предмета, то стоит в ед. числе; если действие двух предметов, то стоит во мн. числе.


Проверка домашнего задания в форме игры «Лотерея». Два ученика ( с выиг-рышными лотерейными билетами) читают свои загадки, а остальные уч-ся отгадывают их, используя рисунки-отгадки. Задание: найти подлежащее и сказуемое, указать число глагола и время. Например,

Над бабушкиной избушкой

висит хлеба горбушка. (глагол: висит, наст. время; ед. число)


Этап проверки понимания уч-ся нового материала и обобщающего закрепления

Вставить противоположные по смыслу глаголы в предложения. Назвать малый жанр устного народного творчества:

  1. Труд кормит , а лень … .

  2. Весна сажает , а осень …. .

  3. Уж ползает, а орел … .


Сложить из отдельных слов пословицу, записать ее, найти глагол, указать число. Например:

слово

тысячи

исцеляет

сердец

одно

хорошее

раны


Физминутка (выполнение комплекса упражнений):

«Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Опустили руки вниз – это три,

Руки в стороны пошире поднимаем на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.»

Составление рассказа по картине «Зимой в лесу» (после прослушанного диалога)

-Эй, белка? Почему ты зимой не голодаешь?

-Это оттого, серый волк, что я с осени запасы на зиму делаю. Собираю орехи, сушу грибы на веточках. И ты бы делом занялся: сушил бы грибы на зиму, чем зайчиков есть. Тогда бы и голода не знал.

-Не подходит мне твой совет. Пойду я лучше поохочусь.

Вопросы:

-О чем хотел узнать голодный волк у белочки?

-Какие запасы делает белочка на зиму?

-Что посоветовала белочка волку?

-Как отнесся волк к ее совету?

примерный текст: Голодный волк спросил у белочки, почему она зимой

не голодает. Белочка всегда запасает на зиму грибы и

орехи. Она и волку посоветовала не есть зайчиков, а

запасы грибные делать. Но волку совет белочки не

понравился.

Выбрать подходящую пословицу к тексту:

а) Где много орехов, там и белки живут;

б) Волка ноги кормят;

в) Всяк по-своему живет.

Озаглавить текст и записать его в тетрадях самостоятельно. Ученикам, затрудняющимся в данной работе, предлагаются карточки с опорными словами :


Голодный волк спросил у белочки, почему...

запасает на зиму

посоветовала не есть зайчиков

-Можно ли назвать этот текст сказкой? Почему вы так думаете?

-Какие слова надо добавить в текст, чтобы из него получилась сказка? (зачин, диалог зверей, концовку).


Этап подведения итогов урока и объяснения домашнего задания

-Прочитайте и добавьте глаголы:

Пословицы (что делают?) сообщают,

помогают, обогащают, воспитывают, …, …

Загадка (что делает?) развивает, заставляет думать, заинтересовывает, …, …


- В каком числе стоят глаголы в 1 столбике? (во 2-м)? Докажите.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: прочитать правило в учебнике, выполнить упражнение №

(дифференцированное задание 1,2 столбика стихотворения переписать, подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении, указать число глагола)

Подведение итогов работы учеников класса.