С(К)ОШ № 61 г.Казани
«Изменение глагола по числам»:
интегрированный урок по русскому языку
и чтению в 7 классе
Сб. материалов специальной (коррекционной) школы №61г. Казани.-Казань,2011-
( Всероссийский конкурс «Вектор успеха-2011»: лучшие разработки метод. пособий, номинация «Авторские образовательные программы для спец.(коррекционных) школ, Почётная грамота, 3 место)
Учитель: Судеркина А. Ю.
.
Тема: «Изменение глагола по числам» ( 7 класс)
Цели: - развивать умение изменять глаголы по числам, распознавать число
глагола, согласовывать существительное и глагол в числе;
- развивать мыслительные операции, память, внимание с помощью
словарно – логических упражнений; обогащать словарный запас уча-
щихся путем подбора синонимов и антонимов, активизировать связ-
ную и диалогическую речь учащихся в ходе составления короткого
рассказа по картине;
- формировать интерес к малым жанрам устного народного творчест-
ва и на этой основе корригировать и развивать эмоционально – воле-
вую сферу учащихся.
Оборудование: таблицы и опорные схемы по теме: «Глагол»
табличка «Малые жанры УНТ»
дидактический материал: 1) разрезные пословицы;
2) таблички и полоски со словами
3) опорные слова при работе над со-
ставлением рассказа по картине
творческие работы учащихся: загадки и рисунки к ним
учебники
ТСО: магнитофон и аудиокассета «Загадки»
картина «В зимнем лесу»
План урока:
Организация урока
Звучит загадка на аудиокассете: «По полю рыщет, поет да свищет,
Деревья ломает, пыль поднимает,
В село мчится, в окно стучится,
Ворота отворяет, никто не поймает.»
Актуализация знаний (ветер)
-Как ведет себя ветер? Опишите его действия.
-Какой частью речи являются перечисленные вами слова? (глаголы)
-Что обозначают глаголы?
-На какие вопросы отвечают?
-Как изменяются глаголы? ( по ходу ответов уч-ся заполняется опорная таблица)
-Каким членом предложения бывает глагол?
- К какой группе по значению относятся глаголы: говорил, рассказывал? (глаголы речи)
-Назовите лишнее слово? Почему оно лишнее? Кричит, шепчет, рассказ, говорит
-Расположите эти глаголы по степени усиления действия (шепчет, говорит, кричит). Запись в тетради.
-Какое имя существительное можно подобрать к данным глаголам? (ученик)
-Можно ли подобрать существительное ученики? Почему?
Сообщение темы урока
Работа по решению учебной задачи
Распределительное упражнение. Заполнить таблицы , согласовать существительные с глаголами. Например:
существительные | глаголы |
крапива снегири свеча комары | |
горят | кусаются | горит | кусается |
Найти словосочетания в переносном значении. Записать их. Указать число.
-Сравните, сколько предметов выражают действие, если глагол отвечает на вопрос что делают? и сколько предметов выполняет действие, когда глагол отвечает на вопрос что делает?
Вывод: Если глагол обозначает действие одного предмета, то стоит в ед. числе; если действие двух предметов, то стоит во мн. числе.
Проверка домашнего задания в форме игры «Лотерея». Два ученика ( с выиг-рышными лотерейными билетами) читают свои загадки, а остальные уч-ся отгадывают их, используя рисунки-отгадки. Задание: найти подлежащее и сказуемое, указать число глагола и время. Например,
Над бабушкиной избушкой
висит хлеба горбушка. (глагол: висит, наст. время; ед. число)
Этап проверки понимания уч-ся нового материала и обобщающего закрепления
Вставить противоположные по смыслу глаголы в предложения. Назвать малый жанр устного народного творчества:
Труд кормит , а лень … .
Весна сажает , а осень …. .
Уж ползает, а орел … .
Сложить из отдельных слов пословицу, записать ее, найти глагол, указать число. Например:
слово | тысячи | исцеляет | сердец | одно | хорошее | раны |
Физминутка (выполнение комплекса упражнений):
«Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Опустили руки вниз – это три,
Руки в стороны пошире поднимаем на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.»
Составление рассказа по картине «Зимой в лесу» (после прослушанного диалога)
-Эй, белка? Почему ты зимой не голодаешь?
-Это оттого, серый волк, что я с осени запасы на зиму делаю. Собираю орехи, сушу грибы на веточках. И ты бы делом занялся: сушил бы грибы на зиму, чем зайчиков есть. Тогда бы и голода не знал.
-Не подходит мне твой совет. Пойду я лучше поохочусь.
Вопросы:
-О чем хотел узнать голодный волк у белочки?
-Какие запасы делает белочка на зиму?
-Что посоветовала белочка волку?
-Как отнесся волк к ее совету?
примерный текст: Голодный волк спросил у белочки, почему она зимой
не голодает. Белочка всегда запасает на зиму грибы и
орехи. Она и волку посоветовала не есть зайчиков, а
запасы грибные делать. Но волку совет белочки не
понравился.
Выбрать подходящую пословицу к тексту:
а) Где много орехов, там и белки живут;
б) Волка ноги кормят;
в) Всяк по-своему живет.
Озаглавить текст и записать его в тетрадях самостоятельно. Ученикам, затрудняющимся в данной работе, предлагаются карточки с опорными словами :
Голодный волк спросил у белочки, почему... запасает на зиму посоветовала не есть зайчиков |
-Можно ли назвать этот текст сказкой? Почему вы так думаете?
-Какие слова надо добавить в текст, чтобы из него получилась сказка? (зачин, диалог зверей, концовку).
Этап подведения итогов урока и объяснения домашнего задания
-Прочитайте и добавьте глаголы:
Пословицы (что делают?) сообщают, помогают, обогащают, воспитывают, …, … | Загадка (что делает?) развивает, заставляет думать, заинтересовывает, …, … |
- В каком числе стоят глаголы в 1 столбике? (во 2-м)? Докажите.
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: прочитать правило в учебнике, выполнить упражнение №
(дифференцированное задание 1,2 столбика стихотворения переписать, подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении, указать число глагола)
Подведение итогов работы учеников класса.