СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение общественного устройства и хозяйственной жизни славян в VI-IX веках.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой категории собраны дидактические материалы по истории. Различные факты, статьи, подборки, выдержки из энциклопедий и литературы расскажут вам о различных этапах истории нашего государства. В помощь учителю и обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Изменение общественного устройства и хозяйственной жизни славян в VI-IX веках.»

Изменение общественного устройства и хозяйственной жизни славян в VI-IX веках.

В VI-IX вв.- изменение охватило общественное хозяйств. Устройство славян.

По мнению Ключевского, восточная ветвь славян, сосредоточившаяся на северо восточных склонах Карпат, кочевали мало по малу на северо восток и восток.

На новых местах жительства изменилось хозяйственное, общественное устройство, а так же быт славян. ПВЛ описывает расселение восточных славян пересчитывает племена на которые они делились, указывая где поселилось каждое. Так на западном берегу среднего Днепра - полян, к северо-западу от них в по южным притокам Припяти -древляне, к западу - волыняне или дулебы, против полян на восточном по Десне и Суле - северяне, в соседстве с ними, по притоку Днепра сидели радимичи, а к востоку от них по верхней Оке вятичи. На верховьях 3 рек Днепра, западной Двины и Волги обитали кривичи, между припяться и зап. Двиной дреговичи, к северу от них по зап. Двине поселилась ветвь Кривичей полочане, у озера Ильменя и далее по реке Волхову обитали славяне новгородские.

На Карпатах славяне жили еще родовыми союзами. Черты такого быта мелькают в неясных и скудных византийских известиях о славянах 6 нач 7 века. По этим известиям славяне управлялись царькамит.е племенными князьками родовыми старейшинами и имели обычай собираться для совещаний об общих делах.

По иг данным нет конкретного представления что такое были это племена, плотные ли политические союзы или простые географические группы населения ни чем не связанные политически. По видимому в эпоху расселения родовые союзы остались господствующей формой быта восточный славян как изображает его ПВЛ. Родовой союз держался на 2 опорах:

  1. На власти рядового старшины

  2. На нераздельности родового имущества.

Родовой культ почитания предков скреплял обе эти опоры, Основной формой общественного устройства- родовая община. Все владения общины делились на общественные и личные. восточные славяне расселялись по равнине разбросанными дворами. На такой порядок расселения указывает византийский писатель VI века Прокопий.

Постепенно происходило разрушение родовых союзов на дворы или семьи. В VIII веке эволюционирует семья- выделяются зажиточные и др.( свид-во –по арх. данным индивидуальные парные захоронения) . В IХ веке – процесс социальной дифференциации . Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Структура родового поселения была следующей :в центре град – укрепление, святилище для религиозных ритуалов. Поселения всегда располагались около воды на берегу реки или озера.

До появления государсва население делилось на 2 группы: свободные общинники, рабы – челядь.

Система управления была представлена: основным органом – вече (народное собрание); текущее управление осуществляли - старейшины. Военного вождя выбирали во время военных конфликтов и у него была дружина. В VIII - IХ вв. в ходе имущественной дифференциации сложилась ситуация конфликтов, и потребовался человек , кот бы их разрешал- им стал князь(в-вый вождь и его дружина).

В VI веке по мнению современной историографии основную роль играло скотоводство, не земледелие. Земледелие было примитивным подсечно-огневое земледелие, при которой с/х растения несколько лет выращивали на землях, освобожденных от леса путём его вырубки или выжигания. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали, и используя золу как удобрение сеяли зерно. Основными орудиями были топор, мотыга, соха, заступ, которым взрыхляли почву. После утраты плодородия участок забрасывали и осваивали новый. Плодородие почвы восстанавливалось под воздействием естественной растительности. К VII- начале IХ века появляется двуполье. Это старый способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли остается под паром. В результате чего появляется я маленький излишек продукта. Появляется возможность кормить большое количество людей, а так же обменивать продукты земледелия на ремесленные товары. Происходит первая промышленная революция т.е.е отделение ремесла от с/х. Торговля появляется не раньше VIII века – транзитная торговля. Первый торговый путь «из варяг в варяги» В начале IХ века славяне в торговле не участвовали. Славяне не могли между собой торговать, потому что хозяйство было натуральным. В ко 9 века появляется путь «из варяг в греки» - древний водный путь из Балтийского в Черное море, по которому в IХ - ХII вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; волоком до реки Западная Двина; волоком до реки Днепр и далее в Черное море. На пути находились гг. Новгород Великий, Киев и др.

Славяне были язычниками. По мнению Ключевского в мифологии восточных славян можно различить 2 вида верований. Первые можно признать остатками почитания природы. В русских памятников уцелели следы поклонения небу по именем Сварога, солнца под именем Дажбога, Хорса, Велеса ,грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы. Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами. Таким образом, на русском олимпе различались поколения богов – знак, что в народной памяти сохранились еще моменты мифологического процесса. Уже в VI веке славяне признавали повелителем вселенной одного бога громовержца Перуна. Ни храмов, ни жрецов не было. На открытых местах ставились изображения богов перед которыми совершались обряды и приносились жертвы. Так в Киеве на холму стоял идол перину, перед которым Игорь в 945 году приносил клятву в соблюдении заключенного с греками договора. Другой ряд верований – культ предков. В старинных средоточием этого культа является со знасчением охранителя родичейрод с его рожаницами.

Что касается нравов и обычаев славян то все писатели единогласно превозносят гостеприимство славян. Писателя хвалят обхождение славян с пленными. У славян пленные не рабствовали целый век, что у них был назначен определенный срок, по прошествии которого они были вольны либо возвратиться к своим, или остаться жить междц славянами в качестве людей или друзей.

Таким образом, главным изменением было изменение в родовой общине, из нее выделяются отдельные семьи, в хозяйственной жизни ремесло отделяется от с/х , происходит изменение в способах земледелия, переходят на двуполье.