УРОК 83
Тема: Изменение прилагательных по числам.
Цель: формирование понятия об изменении прилагательных по числам; умение определять число прилагательных.
Оборудование урока: интерактивная доска, картинки, тетради, учебник русского языка.
Межпредметные связи: ИЗО, познание мира, литература, математика.
Планируемые результаты:
предметные: умение определять число прилагательных (по значению и вопросу), по числу имени существительного, с которым связано прилагательное;
личностные: проявление интереса, доброты, сочувствия к животным и птицам; умение выражать эти чувства с помощью прилагательных;
системно-деятельностные: осуществление наблюдения за признаками имени прилагательного, использование приемов сравнения языковых фактов, умение делать выводы и обобщения по теме.
Ход урока
1.Психологический настрой.
2. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
3Сообщение темы и цели урока.
4.Определение критериев успеха
5.Постановка учебных задач урока: Как изменяются имена прилагательные? Как определить число имен прилагательных?
6.Минутка чистописания. Буква Ээ.
7.Словарно-орфографическая работа.
8.Актуализация знаний учащихся.
Что называется именем прилагательным? На какие вопросы отвечает имя прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное?
II.Работа над новой темой.
Наблюдение и анализ, упр. 410. Рассмотри рисунки. Что общего? (Цветы розы) Чем они различаются? (Числом роз) Напиши ответы на вопросы: Роза какая? Розы какие?
Определи число имен существительных. На какие вопросы отвечают имена прилагательные единственного и множественного числа?
Роза какая? Красная... Розы какие? Красные...
Чтение и комментирование правила. Имена прилагательные изменяются по числам: единственное и множественное число: ед.ч. мн. ч.
Длинный (какой?) день длинные (какие?) дни
Длинная (какая?) дорога Длинное (какое?) полотенце
Как определить число имен прилагательных? Число имен прилагательных можно определить по значению (один-много), по вопросу: какой? какая? какое? - единственное число; какие? - множественное число. В предложении число прилагательных нужна определять по числу имени существительного, с которым прилагая тельное связано по смыслу.
Имя прилагательное ставится в том же числе, что и существи! тельное, с которым оно связано по смыслу: ед.ч. ед.ч.
зимний вечер
мн.ч. мн.ч.
горячие пирожки
Упражнения по закреплению новой темы.
Упр. 411. Измени по образцу число имен прилагательных. Обозначь окончания существительных и прилагательных.
Упр. 412. Допиши окончания в словах, которые отвечают на вопрос какие? Определи число существительных и прилагательных.
Работа с текстом, упр. 413. Прочитай текст. Озаглавь его. Выпиши прилагательные вместе с существительными. Определи их число.
Работа с загадками, упр. 414. Отгадай загадки. Какие прилагательные помогли их отгадать? Поставь к прилагательным вопрос. Определи их число.
Развитие связной речи, упр. 416. Работа с текстом «Весна». Вставь прилагательные по смыслу. Укажи их число. Выскажи свои чувства к весне с помощью прилагательных.
Рефлексия урока
Как изменяются имена прилагательные? От какой части речи зависит число имен прилагательных?
Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов.
Результаты учебной работы:
Предметные: умеют определять число прилагательных (по значению и вопросу), а в предложении по числу имени существительного, с которым связано прилагательное.
Личностные: проявляют интерес, доброту, сочувствие к животным и птицам; выражают эти чувства с помощью прилагательных.
Системно-деятельностные: осуществляют наблюдение за признаками имени прилагательного, используют приемы сравнения языковых фактов, делают выводы и обобщения по теме.