2. Этап мотивации и актуализации знаний | Какие предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции сохранило время? Откуда мы знаем о ежедневной бытовой жизни греков? Об этом нам рассказали греческие вазы. Итак, тема нашего урока: Греческая вазопись | Отвечают на вопросы. |
3. Постановка учебной задачи | Прекрасные эти античные вазы Понравились нам почему-то не сразу. “Подумаешь, вазы!”, - подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала на них мы взглянули, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, Потом загляделись... И, может быть, час Никак не могли оторваться от ваз. ... То вазы-гиганты, то карлики вазы, и каждая ваза - с рисунком-рассказом! ... Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. Афина Паллада диктует законы. Сражается с Ректором грозный Ахилл (И Ректор, как видно, лишается сил) ... А вот Артемида, богиня охоты, из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей. А вот - Одиссей, подающий советы. А это - кентавры...А это...А это... Но мы описать, и не пробуем враз Крупнейшую в мире коллекцию ваз. Слова «сосуд», «посуда» на латинском – «ваза». Вазы в Древней Греции изготовлялись из обожжённой глины. Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос»-глина) сосудов. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Амфоры – сосуды для хранения оливкового масла и вина. Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили). Килики – чаши для пития. Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний. Наряду с кратерами и амфорами изготовлялись тарелки и большие блюда. | Слушают. |
4. Открытие учащимися новых знаний | В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого “чёрного лака” Чёрнофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожжённой глины. По поверхности глины рисовали чёрным лаком. Если же фон был чёрным, а изображения имели цвет обожжённой глины – такую роспись называли краснофигурной. Вазы покрывали разноцветными орнаментами, напоминающими восточные ковры. Сюжетами для росписей служили сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов, весёлый пир. Самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами. Греция является основоположником олимпийских игр. И на вазах очень часто выполняли роспись с элементами спортивных состязаний. Прекрасные расписные вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции. Великолепные амфоры вручали победителю на играх, стройные лекифы ставили на могилы. Керамика сопровождала человека на всём жизненном пути. Мы с вами попробуем выполнить вазу в технике аппликация. | Дети вспоминают греческий орнамент – меандр. |
5. Постановка учебной задачи | Алгоритм выполнения задания: 1. Выбрать форму для будущей вазы. 2. Подумать, в какой технике (краснофигурной или чёрнофигурной) она будет смотреться интереснее? 3. Выбрать сюжет для вазы. 4. Выполнить аппликацию. На столах лежат шаблоны, дети должны выбрать понравившуюся форму вазы. | |
6.Творческая практическая деятельность | Дети выполняют аппликацию | Выбирают шаблон. Выбирают сюжет, беря соответствующий лист цветной бумаги. Обводят шаблон, выполняют аппликацию. |
6. Рефлексия. Подведение итогов. | Мини-выставка работ: Ребята, посмотрите, у нас получился наш маленький “Эрмитаж”, где расположены разные виды ваз. Какая замечательная выставка у нас получилась. Оценки за урок. К сожалению, время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день, они радуют нас своими формами и блеском чёрного лака. На этом все. До свидания! | |