Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор МБОУ СШ № 6
педагогического совета ____________О.А.Семина
Протокол № Приказ № _____________
от «________» августа 2017 г от «____» августа 2017 г.
Рабочая программа
Наименование курса: Изобразительное искусство
Класс: 2 А
Уровень общего образования: начальное общее
Учитель начальных классов: Колесникова Тамара Ивановна
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство.1 – 4 классы» (учебно – методический комплект «Школа России»)
Рабочую программу составил (а) _________________________________ Колесникова Тамара Ивановна
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы( личностным, метапредметным, предметным); программы по Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. «Изобразительное искусство.1 – 4 классы» (учебно – методический комплект «Школа России»)
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Изобразительное искусство» относится к области» Искусство» и на его изучение во 2 классе отводится 34 часа (34 учебных недели), из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России», 2 класс, М.: «Просвещение», 2015 г.
Планируемые результаты
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой дея- тельности:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполне- ние творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред- мета:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
-понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-овладение элементарными практическими умениями и нвыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструи- ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, че- ловека, народных традиций;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
- будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
- начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
-сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
-появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
-установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много-национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, от- ветственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
-овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;
-смогут понимать образную природу искусства;
-давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
-научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
-будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание учебного предмета.
ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник?(8ч.) (8ч.) Три основных цвета — желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). Реальность и фантазия.(7ч.) Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всег- да работают вместе (обобщение темы). О чем говорит искусство.(11ч.) Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обоб- щение темы). Как говорит искусство.(8ч.) Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства вырази- тельности. Обобщающий урок года.
№ | Содержание | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Как и чем работает художник? | 8 | 8 |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 7 |
3 | О чём говорит искусство | 11 | 11 |
4 | Как говорит искусство | 8 | 8 |
| Итого | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока | Дата |
план | факт |
Раздел 1.Как и чем работает художник? (8 ч) |
-
| Три основных цвета — желтый, красный, синий | | |
-
| Белая и черная краски | | |
3. | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | | |
4. | Выразительные возможности аппликации | | |
5. | Выразительные возможности графических материалов | | |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме | | |
7. | Выразительные возможности бумаги | | |
8. | Неожиданные материалы (обобщение темы) | | |
Раздел 2.Реальность и фантазия (7 ч) |
9. | Изображение и реальность | | |
10. | Изображение и фантазия | | |
11. | Украшение и реальность | | |
12. | Украшение и фантазия | | |
13. | Постройка и реальность | | |
14. | Постройка и фантазия | | |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | | |
Раздел 3.О чем говорит искусство (11 ч) |
16. | Изображение природы в различных состояниях | | |
17. | Изображение характера животных | | |
18. 19. | Изображение характера человека: женский образ | | |
20. 21. | Изображение характера человека: мужской образ | | |
22. | Образ человека в скульптуре | | |
23. | Человек и его украшения | | |
24. | О чем говорят украшения | | |
25. | Образ здания | | |
26. | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | | |
Раздел 4.Как говорит искусство (8 ч) |
27. | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | | |
28. | Тихие и звонкие цвета | | |
29. | Что такое ритм линий? | | |
30. | Характер линий | | |
31. | Ритм пятен | | |
32. | Пропорции выражают характер | | |
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | | |
34. | Обобщающий урок года. | | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебник
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь 2 класс Неменская Л.А. Изобразительное искусство «Твоя мастерская» Просвещение, Москва 2016 г.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Технические средства обучение:
- Классная доска, магнитная доска, смарт доска
- Персональный компьютер, принтер, ксерокс
Методы и формы оценки освоения программы
Проведение выставок, итоговый просмотр работ, участие в творческих олимпиадах, конкурсах.