МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ
«ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ФИЗИЧЕСКИХ КАРТАХ
ВЫСОТ И ГЛУБИН»
Урок подготовила и провела
учитель географии
Щурова Г.А.,
2019-2020 учебный год
Тема урока «Изображение на физических картах высот и глубин»
Дата проведения 29 ноября 2020г.
Место проведения кабинет №14
Предварительная подготовка учителя географии создание мультимедийной презентации к уроку, дидактических карточек и тестовых заданий для проверки знаний учащихся, подборка музыкального сопровождения.
Оформление кабинета: физическая карта полушарий, физическая карта России..
Цель:
-
сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);
-
учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.
Задачи урока:
-
образовательные: ввести новые понятия абсолютная высота, послойная окраска, шкала высот и глубин.
-
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
-
воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, в группах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
-
личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
-
метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
-
предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий абсолютная высота, послойная окраска, шкала высот.
Универсальные учебные действия:
-
личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;
-
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
-
познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
-
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс, физическая карта мира, физическая карта России, атласы, контурные карты, раздаточный дидактический материал, учебники, проектор, мультимедиа презентация, ЭОР
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-диалог с элементами проектной деятельности
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Использование здоровьесберегающих технологий:
смена видов деятельности во время урока;
правильность осанки во время урока;
соблюдение правил САНПиНа и техники безопасности при работе с интерактивной доской.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация интереса.
III. Проверка знаний.
-
План и карта.
-
Проект «История Российской картографии»
-
Масштаб
-
Градусная сеть, географические координаты.
-
Проект «Эстафета олимпийского огня»
IV. Изучение нового материала.
1) Отметки высот
2) Послойное окрашивание
3) Изогипсы, изобаты
V. Закрепление знаний.
VI. Домашнее задание
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Ход урока:
-
Организационный этап
- Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости! Добро пожаловать в этот замечательный кабинет на наш сегодняшний урок. Я надеюсь на ваше понимание, работоспособность, и уверена, что вы сможете показать все свои знания, умения и навыки в полной мере. (Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха)
-
Мотивация интереса.
Учитель географии: Наш сегодняшний урок мы начнем не совсем обычно. Вы сегодня будете работать по группам, и я сразу предлагаю вам подойти к столам, где находится по листу ватмана, краски и кисти. Изобразите, пожалуйста, как вы себе представляете – 1 группа – сушу, 2 группа – море.
Ученики выполняют по группам задание на ватмане
- Вы выполнили задание, занимайте свои места за партами, а к вашим работам мы вернемся позже.
-
Проверка знаний
Чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, отгадайте загадку:
Моря есть — плавать нельзя
Дороги есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
В лугах травы ты не накосишь,
В лесах грибов не наберёшь
И с гор на землю взор не бросишь.
О чем идет речь в этой загадке?
Ответы учеников: В загадке говорится о карте, значит сегодня мы будем изучать карту дальше.
-Верно, ребята. И сегодня мы с вами продолжим изучать карту. Но для начала дайте определение карте и плану.
Ответы учащихся по определению карты и плана.
-Чтобы проверить ваши знания об условных знаках, вы выполните тестовое задание на местах, а один ученик возле интерактивной доски. (Приложение 1)
-Но карта в том виде, в каком она перед нами, появилась не сразу. И сейчас вашему вниманию Григорьев Иван представит часть своего проекта «История Российской картографии», а вы по ходу будете делать в тетрадях необходимые записи.
-Благодарим Ивана за столь интересный и содержательный материал.
Но ведь карта – это не только обобщенное изображение земной поверхности, но и уменьшенное. Что позволяет большие площади размещать на небольшой плоскости?
Ответы учащихся про масштаб, определение, виды масштабов.
-Молодцы, ребята. И для того, чтобы проверить, как вы умеете переводить один масштаб в другой, предлагаю вам несколько заданий. (Приложение 2)
-Сегодня у нас урок начался не совсем обычно, и также продолжается. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие. А необыкновенное оно ещё и потому, что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте.
-Но для того, чтобы отправиться в путешествие необходимо проверить, какой багаж знаний вы с собой берете.
Вопросы на знание понятий:
-Что такое параллели?
-Что такое меридианы?
-Что такое географическая широта?
- Что такое географическая долгота?
- Какая бывает широта относительно экватора?
-Какая бывает долгота?
-Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. Ведь все вы знаете, что наша страна в 2014 году принимает Зимние Олимпийские игры в г. Сочи. И Блинов Александр работал над проектом «Эстафета олимпийского огня». (По ходу мультимедийной презентации проекта ученикам предлагается определить географические координата г.Афины, г.Москвы, г. Казани, г.Курска, г.Сочи).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Наши спортсмены готовятся к предстоящим олимпийским играм, и мы с вами сделаем небольшую зарядку.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
- Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрыть свои секреты.
4. Изучение нового материала.
Учитель создает проблемную ситуацию.
- Что собой представляет земная поверхность?
- Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.
(На доске «Тема - ?» записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока).
Предлагает определить значимые цели урока. Рассказ учителя с элементами беседы, с использованием метода сравнения изображения рельефа на плане местности, физической карте полушарий и физической карте России.
-Мы с вами выяснили, что на топографическом плане абсолютные высоты отдельных точек местности показывают и помощи отметок высот, такие же отметки высот можно и на физических картах. Но как быть с отдельными холмами или оврагами, можно ли их изобразить на физической карте? Оказывается, нет, это можно сделать только на топографической карте. На физической карте можно изображать равнины, горные хребты, т. е. обширные разновысотные участки Земли. Горизонтали на картах, как правило, находятся друг от друга на больших расстояниях.
— Посмотрите на карту, а чем заполнены эти расстояния между горизонталями? (Предполагаемый ответ: окраской в различные цвета.)
— Как выбираются эти цвета?
Если мы посмотрим с вами на легенду карты, то увидим, что здесь существует шкала высот и глубин. На ней показаны высоты, но уже с послойной окраской: низменности — зелеными тонами, впадины, находящиеся ниже уровня океана, — темно-зелеными.
В ходе рассказа учащиеся находят на карте равнины, впадины, горы — Восточно-Европейскую равнину, Амазонскую низменность, Прикаспийскую низменность, Тибет, Гималаи, Анды, Уральские горы.
О том, как изображены глубины Мирового океана, дети рассказывают сами. Ученики должны сделать вывод о том, что чем глубже, тем цвет становится темнее, а неглубокие места отмечены более слабой голубой окраской. Слабая голубая окраска особенно характерна у берегов материков, очень темный синий цвет — это океанические впадины — Марианская, Перуанская.
Шкала высот и глубин. «Основная система условных знаков гипсометрической, батиметрической и физической карт. Содержит нанесенные на карту изогипсы и изобаты и цветовые обозначения высот и глубин. Темные тона выглядят более удаленными от наблюдателя, поэтому интенсивность синий окраски водоемов увеличивается с глубиной, низменности закрашивают зеленым; впадины ниже уровня моря — темно-зеленым; возвышенности — желтовато-коричневым; горы — коричневые, чем выше, тем окраска интенсивнее, на некоторых картах с красным оттенком. Раскраска по ступеням часто дополняется отмывкой - нанесение на склоны гор теней, которые получились бы, если б рельеф был освещен из верхнего левого угла карты; отмывка делает рисовку рельефа очень выразительной».
-
Закрепление знаний.
- Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.
- А теперь давайте проверим, удалось ли каждому из вас постичь этот секрет карты.
На плане характер рельефа показан более подробно с помощью горизонталей. Горизонтали расположены относительно друг друга близко, поэтому можно более детально охарактеризовать рельеф, например, какие склоны у холмов крутые, а какие пологие. На физических картах полушарий и России (мелкомасштабные) дается характеристика крупных форм рельефа — равнин, низменностей, впадин, гор с помощью послойной окраски.
Для закрепления изученного материала ученикам предлагается самостоятельная работа по вариантам (Приложение 3)
Сделайте вывод и ответьте на вопросы:
— Какие абсолютные высоты преобладают на суше Земли?
— Какие глубины характерны для Мирового океана?
— В каких районах Земли наблюдаются минимальные значения глубин мopeй и океанов?
— В каких районах Земли наблюдаются максимальные значения глубин?
А теперь, ребята, я предлагаю вам вернуться к творческому заданию, которое вы начали выполнять вначале урока, и внесите дополнении и изменения в ваши работы свете изученного материала (обучающиеся используют послойное окрашивание, наносят отметки высот и глубин, изогипсы и изобаты)
Защита творческих заданий.
6. Домашнее задание.
Предлагает домашнее задание на выбор:
1.§13 , вопросы после параграфа.
2.Определить и нанести на к/к отметки высот и глубин противоположного варианта
3.Познакомиться с произведением Ж.Верна «Путешествие к центру Земли».
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали на уроке. Но на этом наш разговор о карте не окончен, его мы продолжим на следующих уроках. А сейчас мне хотелось бы от вас услышать, что вам понравилось на сегодняшнем уроке, что нового вы узнали.
Обучающимся предлагается дополнить предложение:
-
Я знаю, что такое …
-
Я могу …
-
Я научился …
4) Я хотел бы узнать…
Мне с вами было очень приятно работать, спасибо всем за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.