Этап урока | Смысловой блок | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
Организационный этап | | Диалог: учитель - класс | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место. | |
Мотивация интереса | | | Учитель предлагает задание по группам: изобразить море и сушу. | Ученики выполняют по группам задание на ватмане | |
Проверка знаний | | Задание на понимание фактов, понятий; задание на проверку понимания связей; задания на проверку умений индивидуальный опрос – работа с тестами; фронтальный опрос | Выявляет уровень знаний по ранее изученному материалу. Определяет уровень усвоения знаний и типичные ошибки. Выставление отметок | Проявляют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточках. Работа с тестом на интерактивной доске, выполнение индивидуальных тестов. Защита проектов «История российской картографии», «Эстафета олимпийского огня». | Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: ответы на вопросы. Защищать проекты |
Физкульт-минутка Мотивация | | | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! - Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрыть свои секреты. | Выполняют упражнения физкультминутки | |
Переход к изучению нового материала | | Подводящий диалог к теме урока Беседа Рассказ - вступление Объяснительно – иллюстративный Эвристический (частично-поисковый) | Создает проблемную ситуацию. - Что собой представляет земная поверхность? - Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности? - Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока. (записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока). Предлагает определить значимые цели урока. | Вступают в диалог, проговаривают и осознают, ставят учебную задачу под руководством учителя; высказывать суждения, подтверждая их фактами; Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности. Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | Ставить учебную задачу под руко-водством учителя, высказывать суждения, подтверждая их фактами; |
Изучение нового материала | познакомить с основными понятиями послойная окраска, изогипсы, изобаты; сформировать представление об изображении высот и глубин; ознакомить с отличиями изображения высот и глубин, устанавливать причинно – следственные связи | Рассказ - вступление Работа с текстом Объяснительно – иллюстративный | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. - Территории, расположенные в разных частях Земли, поднимаются на разную высоту над уровнем моря. - Как называется высота над уровнем моря или океана? Каких двух видов она бывает? (дети работают самостоятельно с учебником и отвечают: АБСОЛЮТНАЯ – положительная, отрицательная) - На физических картах показана абсолютная высота поверхности суши и глубины морей и океанов. Кто-нибудь из вас знает, каким способам на физических картах показана абсолютная высота и глубина территорий и объектов? - Прочитайте в учебнике параграф 13 и назовите способ, с помощью которого на картах изображена высота и глубина. - Как же определить абсолютную высоту отдельных точек? Анды, Кордильеры, Гималаи - На физических картах показывают не только абсолютную высоту, но и глубину. - Как определить глубину морей? (Дети – по шкале глубин) - Определите глубину морей: - (Баренцево море глубже, а Белое - слишком мелкое). | Читают текст и определение в учебнике Запись определения в тетрадь. | работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифициро-вать информа-цию по заданным признакам; выявлять причинно-следственные связи; решать проблемные задачи; поиск и отбор информации в учебных пособиях; работа с текстом: сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям |
Первичная проверка понимания | | Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий | Мобилизует учащихся на рефлексию своей деятельности. Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы | Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий | умения работать с географическими картами; умения выявлять географические особенности изображения высот и глубин, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. |
Закрепление знаний | | Самоконтроль | - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. - А теперь давайте проверим, удалось ли каждому из вас постичь этот секрет карты. Выполнив задания на определение абсолютной высоты и глубины по группам Защита творческих заданий. Организует работу учащихся с применением полученных знаний: работа по группам: в свете изученного материала внести изменения в изображения моря и суши. Выставление отмето | Демонстрируют знания, понимание. Формулируют ответ, применяя полученные знания. Выполняют работу по группам | Оценивать работу одноклассников; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. |
Домашнее задание | | Инструктаж | Предлагает домашнее задание на выбор: 1.§13 , вопросы после параграфа. 2.Определить и нанести на к/к отметки высот и глубин противоположного варианта 3.Познакомиться с произведением Ж.Верна «Путешествие к центру Земли» | Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. | Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях, картах. Знакомство с произведением Ж.Верна |
Подведение итогов Рефлексия | | Беседа | Предлагает дополнить предложение: -
Я знаю, что такое … -
Я могу … -
Я научился … -
4) Я хотел бы узнать… | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя | Сравнивать разные точки зрения и делать выбор |
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ | Географические модели, географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Определять на плане и карте высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов. |