Просмотр содержимого документа
«Изображение пространства»
Изображение пространства
6 класс. Искусство в жизни человека .
Выполнила: Ширяева Ольга Александровна,
учитель ИЗО, ВКК
Пейзаж – это прежде всего изображение пространства.
- Настенная роспись Древнего Египта
Понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.
В эпоху Древнего Египта изображения следовали вдоль плоскости стены, располагаясь рядами, подобно строкам письма - (фризами).
Изображения шествовали, ритмически повторяя жесты. При этом величина фигуры указывала на ее значимость: самыми крупными были боги и фараоны.
В Древнем Египте изображалось всегда то, что предметно, а даль, протяженность земли и воздуха не передавались, будто сами по себе не существовали.
В древней Греции и Древнем Риме
- Девушка, собирающая цветы.
- Фреска. Древний Рим. I век.
пространственными стали изображения человека: развернулись в пространстве плечи, правдоподобными стали движения людей, между их действиями на рисунках появились пространственные связи. Но изображали только то, что имеет телесную, предметную форму.
В позднее римское время в росписях стен появился своеобразный пейзаж.
Однако нарисованное пространство не выглядело единым – оно украшало стены и легко переходило в орнамент.
Искусство Средних веков
- Райский сад. Германия XVв.
Искусство Средних веков стало по преимуществу религиозным и по сюжетам, и по назначению. Изображения несли символический и рассказывающий, повествовательный смысл. При этом они должны были воздействовать на чувства воспринимающего, поэтому их музыкальная, ритмическая организация поднялась на высочайший уровень.
Искусство Средних веков
- Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре.
- Икона Россия. XV в.
У пространства иконы свои законы построения. Икона будто открывается навстречу стоящему перед ней человеку. Линии в иконе, если их продолжить, сходятся впереди — на молящемся человеке, как бы замыкаются им и, наоборот, расширяются в пространстве иконы.
Такой метод принято называть обратной перспективой .
Эпоха Возрождения
- В эпоху Возрождения в европейском искусстве появился интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Эти устремления потребовали создания нового изобразительного языка на основе обращения к искусству Античности. И вот появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, и родились понятия точка зрения ( взгляд на вещи из одной неподвижной точки) и линия горизонта ( линия положения глаза человека, наблюдающего все видимое из определенного места). Художники стремились изобразить расстояние, используя правило уменьшения предметов по мере удаления их от наблюдателя. Пространство, уходящее вдаль, стало изображаемой реальностью.
- Теперь пространство в картине стали строить по строгим законам линейной перспективы , размещая в нем в соответствии с этими правилами и людей, и здания, и горы.
- Чтобы этому научиться, итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти придумал такой способ изображения: «Перспектива есть не что иное, как наблюдение местности или предметов сквозь прозрачное стекло, на поверхности которого и рисуются лежащие за ним предметы». То есть художник представляет себе картинную плоскость как бы прозрачной, а все, что изображается на ней, — расположенным позади этой плоскости.
« Сетка Альберти» для исследования перспективных сокращений
Эпоха Возрождения
- Охотники на снегу. П.Брейгель Старший.
- Масло. Нидерланды. XVI в.
Правда, очень скоро художники осознали, что плоскость картины не «прозрачная завеса» и не «открытое окно». Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы, это особый мир, построенный и организованный художником так, чтобы вызвать у нас определенные впечатления, а соответственно мысли и переживания. Именно умение объединить изображение в единую композицию есть воплощение виртуозности мастера.