Технология проведения Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Планируемые результаты УУД |
I.Организационный момент (1 мин) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Приветствуют, настраиваются на урок. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
II. Мотивация к учебной деятельности(2 мин) Цели: Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности | Объявление темы урока. Демонстрация слайдов презентации. | Помогает сформулировать цели и задачи урока | Запись учащимися числа, темы урока. | Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование |
III. Актуализация знаний (проверка и обобщение пройденного материала) (10 мин) Цели: Обострить интерес к анализу романа, выделить вопросы, требующие развёрнутого доказательства, учить выявлять главное и уметь анализировать. | -
Проверка домашнего задания. Проверка знания текста романа. Назовите главных героев романа. -
Укажите их социальное положение. -
Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский? -
Какие у них были увлечения? -
Как складывались отношения с соседями? -
Как каждый из них относился к крепостным крестьянам? -
Отметьте общее в судьбах героев. | Задаёт вопросы. | Учащиеся отвечают на вопросы. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
IV. Изучение нового (10 мин) Цели: формирование представлений учащихся о главных героях произведения. | В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова? Кто виноват в ссоре? Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского? Почему не состоялось примирение? | Демонстрирует слайды презентации, объясняет. | Дополняют, уточняют ответы одноклассников. Дают объяснения «говорящих» имён героев (индивидуальное задание 2 ученикам). Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость). | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
IIV.Динамическая пауза (физкультминутка) (2 мин) Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену вида деятельности | | Организует выполнение действий физкультминутки и сам участвует в динамической паузе | Выполняют движения по образцу. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и выполнять требования учителя. Коммуникативные УУД: Умение выполнять действия в коллективе |
IIIV. Изучение нового материала (10 мин) Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока. | Анализ эпизода «На псарне». Создание проблемной ситуации – ответ на вопрос «Кто виноват в ссоре?» | Организует работу в группах, предлагает задания для учащихся (слайд). | 1группа находит цитаты, доказывающие виновность Троекурова, 2 – Дубровского, 3 – псаря Парамошки. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
IX. Обобщение изученного материала. (5 мин) Цель: с помощью аналитической беседы помочь учащимся понять мотивы поведения героев произведения. | Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря? -
Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга? -
Сожалеет ли он о случившемся? -
Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова? Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского? -
Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся? -
Так кто же виноват в ссоре? -
Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров? | Задаёт вопросы и анализирует ответы учащихся, отслеживается индивидуальное усвоение материала учащимися | Отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: Умение правильно построить ответ на поставленный вопрос Регулятивные УУД: Умение анализировать и делать выводы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
X. Рефлексия деятельности. (3 мин) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Продолжите фразу: -
Этот урок помог мне понять… -
На этом уроке я убедился в том, что… -
На уроке мне было …, потому что… | 1.Анализирует ответы учащихся | Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников, оценивают их. | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
XI. Итог урока и домашнее задание (2 мин) Цель: Выставить оценки за урок, прокомментировать домашнее задание. | Знать содержание 2, 3 глав. Подготовить пересказ сцены суда. «Троекуров в суде», «Дубровский в суде» (по выбору). | 1.Выставляет оценки (комментарий), учитывает мнение учащихся. 2. комментарий по домашнему заданию. | Записывают задание в дневники. | Личностные УУД: Самооценка на основе успешности Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |