СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Анализ 1-2 глав. 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет технологическую карту к уроку литературы "Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина "Дубровский". Это первое знакомство с романом в системе уроков, на котором проводится большая словарная работа, работа над понятиями роман, сюжет, эпизод, характеристика героев и т.д. Проводится подробная работа над первыми  главами произведения с использованием презентации "Роман А.С.Пушкина "Дубровский". Анализ 1-2 глав. 6 класс".

Просмотр содержимого документа
«Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Анализ 1-2 глав. 6 класс»

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Урок литературы в 6 классе.

Название предмета: литература

Класс 6

Урок

Тема: «А.С.Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства в романе».

Автор УМК: В.Я.Коровина

ЦЕЛИ:

Образовательные: познакомить с историей создания романа; выявить первоначальные впечатления о романе; в процессе сравнительного анализа образов Дубровского - старшего и Троекурова проследить, как изображено русское барство в романе.

Развивающие: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения, навыки выразительного чтения, составления устных пересказов, развивать логическое мышление, повторить литературные понятия.

Воспитательные: формировать нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям.

ЗАДАЧИ:

  • Учить выделению этапов развития сюжета.

  • Вырабатывать навык анализа эпизода.

  • Учить сравнительной характеристике героев.

Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок из 11

Тип урока:_вводный урок по теме – постановка учебной задачи.

Основные термины и понятия: роман, сюжет, эпизод

Наглядность: мультимедийная презентация «Роман А.С.Пушкина «Дубровский». Анализ 1-2 глав. 6 класс»

Оборудование: Альбом "А.С.Пушкин», компьютер, мультимедиа проектор, рабочие тетради учащихся.

Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, в группах, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, поисковый.

Планируемые результаты

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Роман, сюжет, эпизод.

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать: основные этапы развития сюжета, значение литературных терминов.

На основе знаний будут уметь: анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику героев, составлять тезисный план для пересказа.

Метапредметные умения

(УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: у меть планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.




Технология проведения


Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Планируемые результаты УУД

I.Организационный момент (1 мин)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


Приветствуют, настраиваются на урок.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.


II. Мотивация к учебной деятельности(2 мин)

Цели:

Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности

Объявление темы урока. Демонстрация слайдов презентации.


Помогает сформулировать цели и задачи урока


Запись учащимися числа, темы урока.


Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

III. Актуализация знаний (проверка и обобщение пройденного материала) (10 мин)


Цели: Обострить интерес к анализу романа, выделить вопросы, требующие развёрнутого доказательства, учить выявлять главное и уметь анализировать.

  • Проверка домашнего задания. Проверка знания текста романа. Назовите главных героев романа.

  • Укажите их социальное положение.

  • Какими качествами характера обладали Троекуров и Дубровский?

  • Какие у них были увлечения?

  • Как складывались отношения с соседями?

  • Как каждый из них относился к крепостным крестьянам?

  • Отметьте общее в судьбах героев.


Задаёт вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

IV. Изучение нового

(10 мин)

Цели: формирование представлений учащихся о главных героях произведения.

В чём причины ссоры Дубровского и Троекурова?

Кто виноват в ссоре?

Как во время ссоры проявились характеры Троекурова и Дубровского?

Почему не состоялось примирение?


Демонстрирует слайды презентации, объясняет.



Дополняют, уточняют ответы одноклассников. Дают объяснения «говорящих» имён героев (индивидуальное задание 2 ученикам). Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


IIV.Динамическая пауза (физкультминутка)

(2 мин)

Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, произвести смену вида деятельности


Организует выполнение действий физкультминутки и сам участвует в динамической паузе

Выполняют движения по образцу.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и выполнять требования учителя.

Коммуникативные УУД: Умение выполнять действия в коллективе


IIIV. Изучение нового материала

(10 мин)

Цель: формирование исследовательских навыков работы с текстом для решения основной проблемы урока.


Анализ эпизода «На псарне». Создание проблемной ситуации – ответ на вопрос «Кто виноват в ссоре?»

Организует работу в группах, предлагает задания для учащихся (слайд).

1группа находит цитаты, доказывающие виновность Троекурова, 2 – Дубровского, 3 – псаря Парамошки.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, выполнять практическую работу в группе. Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


IX. Обобщение изученного материала. (5 мин)


Цель: с помощью аналитической беседы помочь учащимся понять мотивы поведения героев произведения.


Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?

  • Сразу ли понял Троекуров, что обидел старого друга?

  • Сожалеет ли он о случившемся?

  • Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

Почему Троекуров воздержался от намерения разорить усадьбу Дубровского?

  • Почему Троекуров уверен, что его планы осуществятся?

  • Так кто же виноват в ссоре?

  • Кто же одержал победу в ссоре: Дубровский или Троекуров?


Задаёт вопросы и анализирует ответы учащихся, отслеживается индивидуальное усвоение материала учащимися


Отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: Умение правильно построить ответ на поставленный вопрос

Регулятивные УУД:

Умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

X. Рефлексия деятельности.

(3 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Продолжите фразу:

  • Этот урок помог мне понять…

  • На этом уроке я убедился в том, что…

  • На уроке мне было …, потому что…


1.Анализирует ответы учащихся



Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников, оценивают их.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

XI. Итог урока и домашнее задание

(2 мин)

Цель:

Выставить оценки за урок, прокомментировать домашнее задание.


Знать содержание 2, 3 глав. Подготовить пересказ сцены суда. «Троекуров в суде», «Дубровский в суде» (по выбору).

1.Выставляет оценки (комментарий), учитывает мнение учащихся.


2. комментарий по домашнему заданию.

Записывают задание в дневники.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!