Открытый урок в 4 классе.
Тема урока. Изображение весны в искусстве. А.С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»
Цели урока. Соотнесение пробуждения природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи.
Продолжение отработки навыков анализа лирического текста и художественной прозы, освоение учащимися выразительных средств языка.
Материал для чтения.
А.С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»
Оборудование урока.
Портрет А.С. Пушкина, П.И.Чайковского.
Репродукции картин:
И.И. Левитан. «Март».
А.К. Саврасов. «Грачи прилетели».
Видеозапись с весенним пейзажем.
Таблица «Словарь настроений»
Картинки для работы в группах
Аудиозапись стихотворения
Карточки для самостоятельной работы
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас,
Готов к нему, вижу, каждый из вас
Улыбка, уверенность.
Что ж «Так держать! За парты садитесь, пора начинать!»
2.Введение в новую тему.
Просмотр видеозаписи о весеннем пробуждении природы.(1слайд) Сегодня 18 день весны по календарю. Но в природе весна еще не вступила в свои права. Еще лежит снег, могут ударить и морозы. Но в душу просится весна.
2. Работа в парах.(2слайд) Из предложенных глаголов выберите те действия, которые происходили с природой в этом фильме. (прорастают, распускаются, раскрываются, вырастают, расцветают, засыхают, погибают, засыпают).
- К данным глаголам подберите синоним – как все эти действия можно назвать одним словом? (пробуждаются, просыпаются - пробуждение)
- В какое время года это происходит? (весной)
2. Тема урока, цели, задачи.
- О чем будем говорить на уроке? (о весне)
- Как вы думаете, как весна связана с нашим уроком литературного чтения, ведь это не урок окружающего мира? (будем изучать произведение о весне)
- Что нам предстоит сделать, чтобы лучше раскрыть тему урока?
3. Беседа.
- По каким признакам мы узнаем, что наступила весна?
- Поднимите руку, кто из вас любит весну? За что?(Все устали от холода, хочется тепла, прекрасная пора, дает всем надежду)
-А как поэты, писатели, композиторы, художники показывают свое отношение,любовь к этому времени года? С помощью чего? (с помощью видов искусств: нарисовать картину, написать музыку, создать художественное произведение).
- Как вы думаете, какое литературное произведение мы будем сегодня изучать: поэтическое или прозаическое? Почему вы так думаете? (в поэтическом лучше передать свои чувства, лучше нарисовать образ весны)
- А кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин)
4. Слово учителя.
- Весна – удивительное и всеми любимое время года. Вот почему она не может оставить равнодушными поэтов и писателей, художников, композиторов. На наших уроках мы уже неоднократно наблюдали, как они, каждый своими средствами, изображают это чудесное время года и А.С.Пушкин в том числе. Кто перед вами?(3слайд)
Что вы можете о нем рассказать?
(Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня
1799г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит не мало литературных произведений. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми. После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила». В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Находясь в ссылке Александр Сергеевич узнаёт о восстании друзей декабристов, многие из которых в последствии были казнены и отправлены в ссылку.4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья. В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров, такие как «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие другие. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме .)
3.Работа по учебнику. ( 4слайд)Музыка Чайковского. Закройте глаза и представьте, какие картины вам рисуются, слушая это стихотворение.
(стихи читает учитель наизусть.)(5 слайд)
- Какое настроение вызывает стихотворение?
- А какие картины можно представить, слушая это стихотворение?
- Какие звуки услышали?
- Какими средствами художественной выразительности пользуются поэты и писатели, чтобы нарисовать весну? (6 слайд)
Прочитайте стихотворение.(читают дети)
Физкульминутка.
4.Работа над анализом лирического произведения.(7слайд)
1. Работа в группах. Составление мини- проекта.
А) Лингвисты – ученые, специалисты по языкознанию) Работа со словарем. ВЕ́ШНИЙ, вешняя, вешнее (поэт., обл.). То же, что весенний. Вешние воды. «В дымке-невидимке выплыл месяц вешний.» Фет.
ОКРЕ́СТНЫЙ [окресный], окрестная, окрестное.
1. прил. к окрестность в 1 знач. Окрестное население.
|| Находящийся в окрестности чего-нибудь. «Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежалимутными ручьями.» Пушкин.
2. Находящийся вокруг, окрест чего-нибудь, окружающий что-нибудь (книжн.). «Ужасен он в окрестноймгле!» Пушкин.
ДАНЬ — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVIвв. слово "Д." означало налог и феодальную ренту. В XIII-XV вв. собиралась с русских княжеств в пользуЗолотой Орды.
КЕЛЬЯ — (ново греч. kelleion, от лат. cella комната). Жилище монаха. В переносном значении: маленькое, скромное помещение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.
КЕЛЬЯ комната монаха или монахини. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
В БЕЗМОЛВИИ - в полной тишине.
Б) Художники- река, солнце, синее небо, пчелы летят, птицы поют….рисунок.
В)Литераторы – писатель, занимающийся литературном трудом. Найти средства художественной выразительности.
Олицетворение | |
Сравнение | |
Эпитет | |
Метафоры | |
Г) Чтецы- артисты ,выразительное чтение стихотворения
Все группы защищают свои проекты.( Если остается время, составляем синквейн на тему Весна.)
Итог урока. Рефлексия.
- Ваше отношение к этому произведению?
- Какова главная мысль этого стихотворения?
-Чему учит стихотворение?
Стихотворение входит в 7 главу романа «Евгений Онегин», жанр- пейзажная лирика. Вы будете читать этот замечательный роман в старших классах.
Домашнее задание.(8слайд)
1.Выучить наизусть стихотворение.
2. Творческое задание ( по выбору) нарисовать весеннюю картину и попробовать сочинить несколько предложении к своей картине или четверостишие.
- (9слайд) Я вам дарю картинки, оцените свою активность на уроке. ( прикрепляют на вербу)