Изображение «маленького человека», его положения в обществе. ( по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). 7 класс
Цель урока:
активизировать самостоятельную работу учеников над произведениями Пушкина,
показать роль автора и рассказчика в повести «Станционный смотритель»,
показать значение библейского контекста,
дать понятие об образе «маленького человека» в русской Литературе,
рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы, поставленные в повести;
развивать умение определять роль детали в художественном тексте, совершенствовать навыки монологической речи.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение.
Оборудование урока: иллюстрации к «Повестям Белкина», репродукции лубочных картинок, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Дополнительная литература: статья В.И. Коровина о «Станционном смотрителе» // А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М., 1999.
Ход урока
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Вопросы 5-7 по «Борису Годунову»
Слово учителя
«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. С 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Цикл предваряет предисловие «От издателя». Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.», авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину.
Почему это важно? Какие художественные функции выполняет предисловие? Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то несуществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И.П. Белкин как автор?
Попробуем разобраться
IV. Проблема автора и рассказчика. Беседа
- Кто выступает в роли рассказчика (рассказчиков) в «ПовестяхБедкина»?
(Во-первых, некий Иван Петрович Белкин, затем несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), герои этих историй, наконец, сам Пушкин;)
- Что объединяет «особ», упомянутых в качестве рассказчиков историй: титулярного советника А.Г.Н., подполковника И Л.П., приказчика Б.В., девицу К.И.Т.?
(Все эти особы - люди примерно одного уровня миропонимания, интересов, духовного развития. У них разные занятия, но относятся они к одной провинциальной среде -деревенской или городской.)
- Зачем автору нужен такой рассказчик, как И.П. Белкин?
• Обсуждение.
Предварительный вывод:
Благодаря голосу провинциального помещика Белкина, повести отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная простота, безыскусность изложения; достоверность. Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал о разных лиц.)
V. Понятие об образе «маленького человека» в литературе
История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует и над героями, и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиграфе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».
Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. 01ужащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.
- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?
- Почему?
(«Диктатор» --правитель, пользующийся неограниченной властью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие.)
Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря. Обратим внимание на эту отсылку к Библии.
Герой Пушкина - ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.
По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы - темы «маленького человека».
VI. Беседа по вопросам
Примечание: Используем вопросы учебника (стр. 110).
1. В начале повести, рассказывая о «сословии смотрителей», рассказчик упоминает «общеудобное» правило: «чин чина почивай». Что оно значит? Какую роль оно сыграло в сюжете повести?
2. Повесть называется не «Самсон Вырин», не «Девушка и гусар» или как-то еще, а «Станционный смотритель». Почему?
3. Почему, описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Каких? Случайно ли это? Как связаны «картинки» с содержанием повести?
4. Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин?
5. Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необычность ее судьбы?
6. Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился: и умер? .
7. Какую роль играет пейзаж? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?
Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях»?
Комментарии к вопросам:
К вопросу №3:
Текст евангельской притчи.
Лк. 15.11-32: «Еще сказал : у некоторого человека было | два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю строну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же там он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И рад он был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, приду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А Отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сьш мой был мертв, и ожил; и пропадал, «нашелся». И начали веселиться. Старший же сьш его был в поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».
Рассказ о содержании картинок - Горькая ирония по поводу современных вариантов библейских историй. Эти картинки содержат в себе оценку главным событиям повести. По определению М.Гершензона, герои повести стали «жертвами ходячей морали», неких литературных моделей. Самсон Вырин, как тот отец из притчи, ждёт возвращения и раскаяния блудной дочери, и он готов её принять и простить, но не дождался, умер. Авдотья Самсоновна, Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с раскаянием в родной дом отца, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться некуда. Жизнь устроена проще и жестче самых мудрых и старых притч.
Квопросу №4: В начале повести станционный смотритель один из многих, «сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вырин - мелкий чиновник, бедный и почти бесправный человек. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли. Однако в начале повести Вырин — «человек свежий и бодрый», у него вид «довольного самолюбия»: у него была дочь-красавица, которой он гордился. После похищения Дуни он заболел, слег в горячке. В Петербурге он выглядит униженным, растоптанным, оскорбленным.
Прошло несколько лет. По-прежнему на стенах висят картинки г-иллюстрации к «Притче о блудном сыне». В доме смотрителя -ветхость, небрежение. Из бодрого мужчины Самсон Вырин превратился в убогого старика: «... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Беда сломила его. Потеряв дочь, отец навсегда потерял любовь, смысл жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Бедняк не просто ос лея бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство. А семейное, женское, материнское счастье дочери лишь
усугубляет в глазах читателей горе старика-отца. В конце повести рассказчик специально приезжает к смотрителю. А смотритель к тому времени уже спился и умер: «Старик не снес своего неечастья...»
К вопросу №5:
Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчивой бедной девушки богатым повесой), с Дуней происходит «чудесное» превращение: Дуня стала богатой и любимой, стала «прекрасной барыней. Но произошло, может быть, невольное, предательство отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь Самсона Вырина приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним.
«Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономерным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не 6т-I меняет трагедии в предыдущей». (По В.И. Коровину.)
В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Блудный сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощен им, а Дуня опоздала, прощения отца она не получила.
К вопросу №6:
Самсон Вырин уверен, что дочь ждет неминуемое несчастье, что Минский «подержит и бросит» Дуню. Патриархальные традиции в подобных историях предусматривали именно такой исход, и сюжет притчи это подтверждает: жизнь без благословения отца не может быть счастливой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.
VII. Итоговые вопросы
— Кто же виноват в трагедии Вырина?
Один из интереснейших исследователей творчества А. С. Пушкина М. Герщензон писал, что Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться его дочерью: «Станционного смотрителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совершенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в «Станционном смотрителе».
— Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? Почему?
- Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, - это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?
Домашнее задание
Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Пушкина.
Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина»; «Мой Пушкин»;
«Главная мысль в повести «Станционный смотритель».
3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о Лермонтове (по воспоминаниям современников).