СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. ( по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

     1.активизировать самостоятельную работу учеников над произведениями Пушкина  

  2.показать роль автора и рассказчи­ка в повести «Станционный смотритель»,

Просмотр содержимого документа
«Изображение «маленького человека», его положения в обществе. ( по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). 7 класс»

Изображение «маленького человека», его положения в обществе. ( по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). 7 класс

Цель урока:

  1. активизировать самостоятельную работу учеников над произведениями Пушкина,

  2. показать роль автора и рассказчи­ка в повести «Станционный смотритель»,

  3. показать значение биб­лейского контекста,

  4. дать понятие об образе «маленького челове­ка» в русской Литературе,

  5. рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы, поставленные в повести;

  6. развивать умение определять роль детали в художествен­ном тексте, совершенствовать навыки монологической речи.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Оборудование урока: иллюстрации к «Повестям Белкина», реп­родукции лубочных картинок, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Дополнительная литература: статья В.И. Коровина о «Стан­ционном смотрителе» // А.С. Пушкин. Школьный энциклопеди­ческий словарь. М., 1999.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

Вопросы 5-7 по «Борису Годунову»

  1. Слово учителя


«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое про­изведение Пушкина. Пушкин так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость — вот первые досто­инства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. С 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Цикл предваряет предисло­вие «От издателя». Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.», авторство же приписал провинци­альному помещику Ивану Петровичу Белкину.

Почему это важно? Какие художественные функции выполня­ет предисловие? Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то несуществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И.П. Бел­кин как автор?

Попробуем разобраться

IV. Проблема автора и рассказчика. Беседа

- Кто выступает в роли рассказчика (рассказчиков) в «ПовестяхБедкина»?

(Во-первых, некий Иван Петрович Белкин, затем несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), герои этих историй, наконец, сам Пушкин;)

- Что объединяет «особ», упомянутых в качестве рассказчи­ков историй: титулярного советника А.Г.Н., подполковни­ка И Л.П., приказчика Б.В., девицу К.И.Т.?

(Все эти особы - люди примерно одного уровня миропонима­ния, интересов, духовного развития. У них разные занятия, но от­носятся они к одной провинциальной среде -деревенской или городской.)

- Зачем автору нужен такой рассказчик, как И.П. Белкин?
• Обсуждение.

Предварительный вывод:

Благодаря голосу провинциального помещика Белкина, пове­сти отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная про­стота, безыскусность изложения; достоверность. Белкин оказыва­ется идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал о разных лиц.)

V. Понятие об образе «маленького человека» в литературе

История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он все­гда иронизирует и над героями, и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиг­рафе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».

Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали стан­ции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. 01ужащий, который отвечал за эту работу, и назывался станцион­ный смотритель.

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

- Почему?

(«Диктатор» --правитель, пользующийся неограниченной вла­стью. Вырин же слабый, робкий, бедный человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проез­жающие.)

Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек назван именем библейского богатыря. Обратим внимание на эту отсылку к Библии.

Герой Пушкина - ничем не примечательный чиновник низше­го класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. При­сущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пуш­кина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

По существу, с Пушкина началась разработка одной из люби­мых тем русской литературы - темы «маленького человека».

VI. Беседа по вопросам

Примечание: Используем вопросы учебника (стр. 110).

1. В начале повести, рассказывая о «сословии смотрителей», рассказчик упоминает «общеудобное» правило: «чин чина почи­вай». Что оно значит? Какую роль оно сыграло в сюжете повести?

2. Повесть называется не «Самсон Вырин», не «Девушка и гу­сар» или как-то еще, а «Станционный смотритель». Почему?

3. Почему, описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Каких? Случайно ли это? Как связаны «картинки» с содержанием повести?

4. Что меняется на станции с каждым приездом Белкина? Как меняется Вырин?

5. Меняется ли Дуня на протяжении повести? В чем необыч­ность ее судьбы?

6. Почему Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему он спился: и умер? .

7. Какую роль играет пейзаж? Найдите описание кладбища. В чем его необычность?

  1. Почему, узнав о приезде Дуни на могилу отца, рассказчик «не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях»?

Комментарии к вопросам:

К вопросу №3:

Текст евангельской притчи.

Лк. 15.11-32: «Еще сказал : у некоторого человека было | два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следую­щую мне часть имения». И отец разделил им имение. По проше­ствии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю строну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же там он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуж­даться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И рад он был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избы­точествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, приду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число на­емников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А Отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откорм­ленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сьш мой был мертв, и ожил; и пропадал, «нашелся». И начали веселиться. Старший же сьш его был в поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав од­ного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел; и отец заколол откормленного теленка, потому что при­нял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же, вый­дя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я сколько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими. А ког­да этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, при­шел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».

Рассказ о содержании картинок - Горькая ирония по поводу современных вариантов библейских историй. Эти картинки содер­жат в себе оценку главным событиям повести. По определению М.Гершензона, герои повести стали «жертвами ходячей морали», неких литературных моделей. Самсон Вырин, как тот отец из прит­чи, ждёт возвращения и раскаяния блудной дочери, и он готов её принять и простить, но не дождался, умер. Авдотья Самсоновна, Дуня, по модели притчи допускает в будущем возвращение с раскаянием в родной дом отца, и она возвращается, но, оказывается, что вернуться некуда. Жизнь устроена проще и жестче самых муд­рых и старых притч.

Квопросу №4: В начале повести станционный смотритель один из многих, «сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вырин - мелкий чиновник, бедный и по­чти бесправный человек. Защитить этих людей некому, к униже­ниям и издевательствам они привыкли. Однако в начале повести Вырин — «человек свежий и бодрый», у него вид «довольного са­молюбия»: у него была дочь-красавица, которой он гордился. После похищения Дуни он заболел, слег в горячке. В Петербурге он выг­лядит униженным, растоптанным, оскорбленным.

Прошло несколько лет. По-прежнему на стенах висят картин­ки г-иллюстрации к «Притче о блудном сыне». В доме смотрителя -ветхость, небрежение. Из бодрого мужчины Самсон Вырин пре­вратился в убогого старика: «... я смотрел на его седину, на глубо­кие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бод­рого мужчину в хилого старика».

Беда сломила его. Потеряв дочь, отец навсегда потерял любовь, смысл жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Бедняк не просто ос лея бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство. А семейное, женское, материнское счастье дочери лишь
усугубляет в глазах читателей горе старика-отца. В конце повести рассказчик специально приезжает к смотрителю. А смотритель к тому времени уже спился и умер: «Старик не снес своего неечастья...»
К вопросу №5:

Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчи­вой бедной девушки богатым повесой), с Дуней происходит «чу­десное» превращение: Дуня стала богатой и любимой, стала «пре­красной барыней. Но произошло, может быть, невольное, преда­тельство отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь Самсона Вырина приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает чувство вины перед ним.

«Распад патриархальных связей Пушкин считает и закономер­ным, и противоречивым: обретение счастья в новой семье не 6т-I меняет трагедии в предыдущей». (По В.И. Коровину.)

В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Блудный сын из библейской притчи успел вернуть­ся к своему отцу и был прощен им, а Дуня опоздала, прощения отца она не получила.

К вопросу №6:

Самсон Вырин уверен, что дочь ждет неминуемое несчастье, что Минский «подержит и бросит» Дуню. Патриархальные тради­ции в подобных историях предусматривали именно такой исход, и сюжет притчи это подтверждает: жизнь без благословения отца не может быть счастливой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье.

VII. Итоговые вопросы

— Кто же виноват в трагедии Вырина?

Один из интереснейших исследователей творчества А. С. Пуш­кина М. Герщензон писал, что Самсона Вырина погубило не ка­кое-то действительное несчастье, а его представление о том, как судьба должна распорядиться его дочерью: «Станционного смот­рителя сгубила ходячая мораль; сама призрак, ничто, она совер­шенно реально высасывает кровь из людей; ее тирания — вот мысль, выраженная Пушкиным в «Станционном смотрителе».

— Согласны ли вы с этим высказыванием исследователя? По­чему?

- Можно ли сделать вывод о том, что причина горя Самсона Вырина, от которого он пьет и умирает, - это не несчастье, угрожающее его любимой дочери, а ее счастье, свидетелем которого он становится и в продолжительности которого он убежден?

Домашнее задание

  1. Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Пушкина.

  2. Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина»; «Мой Пушкин»;

«Главная мысль в повести «Станционный смотритель».

3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о Лер­монтове (по воспоминаниям современников).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!