СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение войны 1812 года

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.

 

Ход урока

I. Анализ сцены «Переправа французов через Неман»

  • Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных» (ч. I, гл. 1)?

    (Автор в сцене переправы через Неман (ч. I, гл. 2) рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии, оказывается, тоже существует единство — и среди солдат, и между нами и их императором. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».)

Просмотр содержимого документа
«Изображение войны 1812 года»

Уроки 12–13.

Изображение войны 1812 года


Цель: проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу.


Ход урока

I. Анализ сцены «Переправа французов через Неман»

  • Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения исторического события? Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных» (ч. I, гл. 1)?

(Автор в сцене переправы через Неман (ч. I, гл. 2) рисует Наполеона и его армию в самом начале похода в Россию. Во французской армии, оказывается, тоже существует единство — и среди солдат, и между нами и их императором. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».)

  • На чем основано это единство?

(Единство это было корыстным, единством захватчиков. («До свидания, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве...»). А сам император приказал начать наступление противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям Слава покорителя мира вела его. Несколько ранее Толстой отмечал, что здесь имела место любовь и привычка французского императора к войне, совпавшая с расположением его народа, увлечение грандиозностью приготовлений, и расходы по приготовлению, и потребности таких выгод, которые окупили бы эти расходы».)

Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должного. Не отыскивая брода, уланы бухнулись в воду, тонули и все-таки «старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». («Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями — одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивьте русские ассигнации... —... полковника к когорте чести, которой Наполеон был сам главою»).


II. Анализ сцен оставления русскими своих земель.

Смоленск, Богучарово, Москва. (ч. II-III)

Единство же русских людей основано на другом — на ненависти к захватчикам на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней.

  • Показать совпадение интересов русских людей как основную причину победы. Рассказать сцену оставления Смоленска, сделать вывод (ч. II, гл. 4), затем о Богучарове, Москве.

(Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события: В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войне... —... успокоить друг друга», «всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска», «Утро было солнечное, ... — слышались выстрелы». Толстой передает ощущение бесчеловечности войны, которая несет разорение и смерть. И в этих условиях проявляется скрытая теплота патриотизма» русских людей. Тот Ферапонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята!.. Решилась! Россия!..» Наряду с Ферапонтовым автор рисует единодушие двух солдат и человека во фризовой шинели», поджигавших вместе дом этого человека, людей из толпы с «оживленно-радостными и измученными лицами», смотревших на пожар, Алпатыча и князя Андрея, не мешавшего пожару вопреки приказу. «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!» — в тон слову «решилась» звучит в конце главы. Тут, у Смоленска, «решалась» и «пошла драть» Россия. Не случайно, партизанская война, как пишет Толстой в IV т., «началась со вступления неприятеля в Смоленск» (т. IV)

Болконские (гл. 8) о России, о ее судьбе последние мысли старого князя Болконского. Они звучат в тон всему, что говорил Ферапонтов и солдаты на пожаре. «Душа, душа болит. Погибла Россия! Погубили». Болконский также «решился» не отступать, собрал и вооружил ополченцев, чтобы защищаться до конца. Княжна Марья, равнодушная ко всему после смерти отца, вернулась к жизни, взбунтовавшись, когда Бурьен предложила остаться и просить защиты у французского генерала. Княжна Марья чувствует себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея, и она собирается уезжать.

Москва (ч. I, гл. 23). Оставление Москвы ее жителями, поведение Ростовых, патриотизм Пьера, снарядившего на свои деньги полк. Это все примеры, доказывающие единство патриотического поведения русских людей.)

В ч. III, гл. 5 Толстой подводит итог поведения мирных жителей. «Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, ... — ... делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой».

  • Что же в это время делают представители светского общества?

(Толстой показывает, что это единство не было всеобщим и что свет, высшее общество осталось вне общих требований жизни. Таковы салоны Жюли Карагиной с ее игрой в штрафы за французские слова; про французский салон Элен и ее отец, князь Василий, лавировавший между салонами дочери и А. П. Шерер; Б. Друбецкой, сумевший остаться в штабе у антагониста Кутузова, генерала Бенигсена; Берг, который показан не попадающим в общий тон (в Смоленске он приказывает тушить пожар, в Москве думает о покупке «шифоньерочки»). Это не пчелы роя, это трутни.)

В то время, как пишет Толстой в ч. III, гл. 7, Пьер находился на Бородинском поле, Элен переходит в католичество, предает веру, чтобы выйти замуж (при живом муже) за двух новых сразу, причем ссылается на пример Наполеона, говоря, что это возможно.

Так автор подчеркивает контраст между людьми, стремящимися слиться с народом в его судьбе, и «трутнями», застывшими в эгоизме и расчете.

  • Бунт богучаровских мужиков (гл. 9-13). Как следует отнестись к тому, что мужики отказываются уходить от нашествия?

(Недоверие к господам, разобщенность крестьян, их покорность — присущие русскому крестьянству черты. Бунт богучаровских мужиков вызвала их мечта о «чистой» воле, извечное недоверие и ненависть к господам. Немного позднее «упрекавшие друг друга» крестьяне не только покорно расходятся, но и вяжут своего же зачинщика и старосту. (т. III, ч. II, гл. 14).)

  • Как относится автор к этому бунту?

(Бунт закономерен, но это несвоевременный бунт, и оправдать крестьян нельзя. Такова точка зрения Толстого. Автор подчеркивает неразумность их поведения, показывая крестьян пьяными, и если в других деревнях крестьяне уходили от французов, отказывались продавать им сено, здесь же один из богучаровцев привозит сто рублей ассигнациями, «выданные вперед за сено».

Толстой осуждает богучаровцев потому, что их выступление оказалось несвоевременным. Не объединившись в данный момент с другими крестьянами и с господами (а Болконские заслуживали этого), крестьяне Богучарова тем самым могли объединиться с врагами. Только случай помешал этому.)


III. Бородинское сражение.

Это кульминация всего действия, т. к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Защиту вопроса группа проводит по следующему плану:

  • Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера?

  • Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят»?

  • Как объяснить, что в Бородинском сражении участвует Долохов?

  • Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?

  • Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить?

  • Покажите, как «по солнцу и под солнцем» идет сцена боя.

  • Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?

  • Легко ли было русским в бою? Покажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.

  • Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?

Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русских, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, т. к. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Сцены, рисующие настроение русских накануне боя: встреча Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками — ополченцами (гл. 20); разговор Пьера с Б. Друбецким, Кутузовым, Долоховым (гл. 22); настроение князя Андрея, Тимохина и их солдат (гл. 24-25). Эти главы объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Все говорит о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: «...Одно слово — Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение» (ч. II, гл. 25). Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. «Я бы не брал пленных... Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, сейчас призывает к жестокой расправе над врагом. «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения. Война должна идти не по правилам фехтовального искусства, скажет далее Толстой (т. IV, ч. III, гл. 1). Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война — это «самое гадкое дело в жизни». (т. III, ч. III, гл.25), завершает автор устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.


Настроение французского лагеря (гл. 26-29).

Единство и воодушевление здесь кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких, корыстных целях. «Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве» (т. III, ч. III гл.28). Для самого Наполеона будущее сражение — большая игра, которую непременно надо выиграть, и для этого он должен правильно расставить шахматы — войска.

Пейзажи играют значительную роль в описании сражения (т. III, ч. II гл.30-39): утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающего тумана, смешанного с дымками выстрелов; солнце, застланное дымом и стоящее еще высоко — в середине сражения; солнце бьет «косыми лучами в лицо Наполеона»; в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, люди. Перестаньте.... Опомнитесь. Что вы делаете? На поле «стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови». Так образ солнца сопровождает дымы и выстрелы, и этот единый зрительно-слуховой образ знаменует этапы боя.


Батарея Раевского (гл. 31-32).

Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; все время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости. выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом...» — думает Пьер потом. Научиться «сопрягать свою жизнь с их жизнью. Мучаясь от того, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мыслью обращается к солдатам. «А они... они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» (т. III, ч. III, гл. 9)


Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)

Один из них, руководя, как ему кажется, сражением, отдает массу приказов, разумных самих по себе, но таких, «которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. 35), т. к. менялась обстановка, и приказ становился неверным. Стройные массы французских войск возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами», и Наполеон чувствовал, что страшный размах его руки падает бессильно. А Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может. Он отдает лишь те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость войска: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении и т. д.


Ранение князя Андрея, его мужество (гл.36-37)

Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого с нравственной победе русских. Зачитать (гл. 39).


IV. Проверочная работа по эпизоду «Бородинское сражение», (ч. II, гл. 19-39).

  • Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя в восприятии Пьера?

  • Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят...» гл. 20?

  • Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене — описании Бородинского боя?

  • Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей подводит накануне сражения?

  • Объясните слова князя Андрея: «пока Россия была здорова, ей мог служить чужой» гл. 25.

  • Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма гл. 25?

  • Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра» гл. 26, 29?

  • Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)?

  • С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком гл. 29?

  • В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35?

  • Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл. 39?


Домашнее задание: (по вариантам)

Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.

Вопросы к образу Кутузова.

  • Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?

  • Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?

  • Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?

  • Почему Кутузов в 1805 г. уклоняется от сражений, но дает Шенграбенское сражение?

  • Почему он спит на военном совете перед Аустерлицем и активно действует в бою? Выполняются ли его приказы при Аустерлице

  • Докажите, что Кутузов — это «свой, родной человек» для народа.

  • Есть ли противоречие между тем, как определяет Толстой роль Кутузова в Бородинском сражении и показанным Толстым же поведением Кутузова?

  • Как Кутузов, не желая сначала отдавать Москву без сражения, приходит к этому решению?

  • Претендует ли Кутузов на роль героя в истории?

  • Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона.

  • Одинаково ли отношение Кутузова к разным людям? Покажите, это на примере речи героя.


Вопросы к образу Наполеона.

  • Как воспринимается Наполеон князем Андреем и Пьером в начале романа? Где и почему происходит крушение этого восприятия Наполеона как героя?

  • Каково традиционное представление о внешнем облике Наполеона? Как Толстой рисует Наполеона?

  • Знает ли Толстой что-нибудь положительное в реальном Наполеоне? Почему исключает это из образа своего героя? Чем руководствуется Наполеон, идя «с Запада на Восток убивать себе подобных»?

  • Почему не исполняются «разумные» приказы Наполеона в Бородинском сражении? Все ли приказы его разумны?

  • Замечает ли Наполеон других людей? Каково его отношение к самому себе?

  • Покажите в нем актерство и лицемерие.

  • Сравните речь Наполеона с речью Кутузова.

  • Покажите, из каких художественных компонентов слагаются образы обоих полководцев?


Приложение — индивидуальные карточки по т. III.

  1. Начало войны 1812 г. (ч. I , гл. 1). Как оценивает Толстой роль личности в истории? Какое значение он придает личной и «роевой» жизни человека?

  2. Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. 2). Как раскрывает автор свое отношение к бонапартизму?

  3. Пьер в начале войны (ч. I, гл. 19). О чем говорят душевное смятение Пьера, его неудовлетворенность собой и окружающими?

  4. Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. 4, 5). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

  5. В петербургских салонах (ч. II, гл. 6). Какая мысль лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов?

  6. Богучаровский бунт (ч. II, гл. 6). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

  7. Разговор Кутузова с князем Андреем (ч. II, гл. 16). Как вы понимаете слова Кутузова: «... твоя дорога — это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «...он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки...»?

  8. Совет в Филях (ч. III, гл. 4). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

  9. Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. 5). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

  10. Наташа у раненого князя Андрея (ч. III, гл. 31-32). Что вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?


Информация для учителя

Заключительный урок по теме «Отечественная война 1812 г.» может быть проведен в форме игры «Умники и умницы».


Вопросы для розыгрыша дорожек

  • Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

  • О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: «Во время штурма Измаила он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой»?

  • Назовите главнокомандующего русской армией в войне 1812 года. Как о нем говорили русские солдаты?


Зеленая дорожка.

  • В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к теме Отечественной войны 1812 года? («Два великана»)

  • Кого назвал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана» «трехнедельным удальцом»? (Наполеона)

  • Что имел в виду автор в следующих стихах?

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

(Ссылку Наполеона на остров св. Елены, где он и умер.)

  • Назовите Важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется? (Бородинская битва, произошла недалеко от деревни Бородино.)


Жёлтая дорожка.

  • Откуда эти строки?

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран. (Из стихотворения «Два великана»)

  • В какой форме рассказал Лермонтов о поражении Наполеона в этом стихотворении? (В сказочно-аллегорической форме, как о битве двух великанов).

  • В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к изображению Бородинской битвы? (В стихотворении «Поле Бородино».)


Красная дорожка.

  • О чем рассказал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Два великана»? (О поражении Бонапарта в столкновении с «русским великаном» — Россией.)

  • Кто из известных вам поэтов ХIХ века был участником Бородинской битвы? (П. А. Вяземский.)


Вопросы для розыгрыша дорожек

  • Когда написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено? (25-й годовщине Бородинской битвы.)

  • От чьего имени ведется рассказ о событиях 1812 года? (От лица старого солдата, ветерана войны.)

  • Как начинается стихотворение? (Прочитайте.)


Зелёная дорожка

  • Что представляет собой стихотворение? В какой форме оно написано? (В форме диалога старого и молодого солдат).

  • Как долго длилась битва? Как об этом сказал Лермонтов? («Два дня мы были в перестрелке. // Что толку в этакой безделке? // Мы ждали третий день».)

  • Кому принадлежат слова:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

(Полковнику русской армии.)


  • Какие чувства выразил Лермонтов в этом стихотворении? (Чувство гордости за Родину и русский народ.)


Жёлтая дорожка.

  • Как вы объясните, почему рассказ о великом событии был доверен рядовому солдату, ветерану войны?

  • Каково настроение в русском лагере накануне битвы?

  • Как объяснить, что в стихотворении «Бородино« есть простые, разговорные и очень торжественные слова?


Красная дорожка.

  • Когда произошла Бородинская битва? (7 сентября 1812 года.)

  • Какой художественный прием использовал автор при описании битвы? Приведите строчки из стихотворения.


Вопросы для розыгрыша дорожек

  • Назовите автора романа «Война и мир».

  • Почему отрывок, помещенный в учебнике литературы, называется «Петя Ростов»?

  • О каком периоде войны 1812 года рассказывается в этом отрывке?


Зелёная дорожка.

  • «Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через не сколько минут снова показались. Впереди усталым галопом ехал офицер — растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами». Кто этот офицер?

  • В каком состоянии был Петя Ростов, приехав в отряд Денисова? (Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и был уверен, что и к нему люди относятся так же.)

  • «Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая чудотворца». Представьте своего героя. (Василий Денисов, командир партизанского отряда.)

  • Как вы оцениваете отношение Пети и всех взрослых партизан к пленному французскому мальчику? (Жестокость к врагу сменяется жалостью к пленному.)


Жёлтая дорожка.

  • Кто из партизан особенно привлек Петю? Расскажите о нем.

  • «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый — такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое». Кому принадлежат эти слова?

  • «Готов, — повторил Денисов и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. — Брать не будем! — крикнул он Денисову». Что имел в виду Долохов?


Красная дорожка

  • «Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке». (Долохов.)

  • Почему, увидев мертвого Петю, Денисов вспоминает его слова:

«Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь».


Финал

Назовите фамилии русских военачальников, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.


Зелёная дорожка.

  • Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

  • Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится?

  • Назовите автора картины «Военный совет в филях в 1812 г.» Где она хранится? (Алексей Данилович Кившенко; в Государственной Третьяковской галерее.)

  • Кто из русских художников чаще других обращался в своем творчестве к теме Отечественной войны? (Василий Васильевич Верещагин: «Наполеон на Бородинских высотах», «В Кремле. Пожар», «На большой дороге. Отступление. Бегство».)


Жёлтая дорожка.

  • Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

  • Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника?

  • Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов? (Орденом Кутузова.)

Красная дорожка.

  • Назовите автора картины «Бородинская битва». К какой дате она написана? Где находится? (Ф. А. Рубо.)

  • Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813 года; Санкт-Петербург, Казанский собор.)

Подведение итогов игры, награждение победителя.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!