СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства»

Изобразительно-выразительные средства

Тропоборот речи, построенный на употреблении слов или выражений в переносном значении.

  • Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Аллегория применяется в баснях и сказках: лиса – аллегория хитрости.

  • Гипербола – преувеличение: «...редкая птица долетит до середины Днепра...» (Н.В.Гоголь)

  • Ирония – тонкая скрытая насмешка. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, гневной, едкой и т. д.

  • Литота – преуменьшение: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках.

  • Метафора – основана на переносном значении слов:

Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой.

(А.С.Пушкин)

  • Метонимия – перенос значения на основе смежности: «Скушай еще тарелочку!»; «Весь город вышел на субботник»; «Читал Пушкина»

  • Олицетворение – неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями и свойствами: «...и резвая задумается радость...» (А.С.Пушкин)

  • Сарказм – злая и язвительная насмешка.

  • Синекдоха – обозначение целого через его часть, употребление единственного числа вместо множественного: «рабочих рук не хватает»; «...слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (М.Ю.Лермонтов)

  • Сравнение – сопоставление предмета или понятия с другим явлением: «Он был похож на вечер ясный...» (М.Ю.Лермонтов)

  • Перифраз – замена слова описательным выражением, указывающим на его существенные признаки:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

(А.С.Пушкин «Деревня»)

  • Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество предмета, явления:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

(М.Ю.Лермонтов)



Стилистические фигурыособые синтаксические конструкции, необходимые для создания определенной художественной выразительности.

  • Анафора – повторение слова (слов) в начале предложений, стихотворных строк:

Черноглазую девицу,

Черноглазого коня!..

(М.Ю.Лермонтов)

  • Эпифора - повторение слова (слов) в конце предложений, стихотворных строк.

  • Антитеза – противопоставление, контраст:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой...

(А.С.Пушкин)

  • Градация – постепенное усиление или ослабление признаков:

Принес – и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

(А.С.Пушкин)


  • Инверсия – нарушение прямого порядка слов, придающее фразе особую выразительность:

И девы песнь едва слышна,

Долины в тишине глубокой...

(А.С.Пушкин)

  • Оксюморон – сочетание резко контрастных, внутренне противоречивых слов: звонкая тишина, сладкая боль.

  • Риторическое обращение – обращение к неодушевленному предмету:

Погружай меня в сон, колокольчика звон!

(Я.Полонский)

  • Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выражающее различные чувства: «О, какая ночь! Чудная ночь!» (А.П.Чехов)

  • Риторический вопрос – вопросительное по форме предложение, заключающее в себе не вопрос, а сообщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?»

  • Параллелизм (синтаксический параллелизм) – сходное построение предложений, фраз, стихотворных строк или строф:

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский)

  • Повторение – повторение слова, выражения, стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание.

  • Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность читателю догадываться, размышлять о недосказанном:

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж... Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

(М.Ю.Лермонтов)

  • Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого: «Казбич вздрогнул, переменился в лице – и к окну...»(М.Ю.Лермонтов)

  • Бессоюзие – пропуск между словами и предложениями соединительных союзов, что придает речи стремительность:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет...

(А.С.Пушкин)

  • Многосоюзие – повторение одних и тех же союзов.

  • Парцелляция – намеренное разбиение предложения на две или три части.

У Елены беда тут стряслась. Большая.



Фонетические средства выразительности:

  • Благозвучие – красота и естественность звучания.

  • Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков.

  • Ассонанс – повторение однородных гласных звуков.

  • Звукопись – использование звукового состава слова для усиления выразительности поэтической речи.