СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка (10 класс)»

Презентация на тему  «Средства выразительности» Приготовила ученица 10 класса ГБОУ СОШ школы №9 Сиднина Елена

Презентация на тему «Средства выразительности»

Приготовила ученица 10 класса

ГБОУ СОШ школы №9

Сиднина Елена

Фразеологизм- это устойчивое сочетание (от корки до корки, водить за нос…); Сравнение - это сравнение двух предметов 1) при помощи слов: подобный, похожий; 2) союзов: как, будто, словно, точно; 3) простая сравнительная форма прил (выше) 4) сущ в Т.падеже (уж упал камнем). Метафора - скрытое сравнение (крыло самолета); Эпитет - образное сравнение (добрый молодец); Гипербола - художественное преувеличение ( сто сорок солнц закат пылал); Литота - преуменьшение (мальчик с пальчик); Олицетворение - присвоение предметом неживой природы свойств живых существ ( отговорила роща золотая); Перифраза - замена какого-либо слова описательным оборотом речи (черное золото (нефть), царь зверей (лев), белое золотое (хлопок)); Парцелляция -предложение расчленено на интонационно-смысловые, речевые единицы ( По реке плыла лодка. Большая); Градация - расположение слов и выражений в порядке их возрастающего/ниспадающего значения ( Не жалею, не зову, не плачу); Контекстуальные (антонимы, синонимы) - внутри данного текста; Метонимия -замена прямого названия предмета или явления другим, имеющего причинную связь с первым (я три тарелки съел); Оксюморон- стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу контрастных слов , создающих неожиданный образ. Встречается в названиях литературных произведений

(«Живой труп», «Горячий снег»), в названиях праздника («Старый Новый гол»);  Синекдоха - разновидность метонимии, для обозначения целого употребляется его часть ( «Все спит- и человек, и зверь, и птица.» «Мы все глядим в Наполеона.» «Ну что ж, садись, светило.» «Пуще всего береги копейку.»)

(«Живой труп», «Горячий снег»), в названиях праздника («Старый Новый гол»); Синекдоха - разновидность метонимии, для обозначения целого употребляется его часть ( «Все спит- и человек, и зверь, и птица.» «Мы все глядим в Наполеона.» «Ну что ж, садись, светило.» «Пуще всего береги копейку.»)

    1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов)  1) сравнение  2) метафора  3) перифраза  4) метонимия  2. Делу время, а потехе час ( пословица)  1)метафора  2)антонимы  3)синонимы  4)ирония   Укажите, какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении.

1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов) 1) сравнение 2) метафора 3) перифраза 4) метонимия 2. Делу время, а потехе час ( пословица) 1)метафора 2)антонимы 3)синонимы 4)ирония

Укажите, какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении.

3. Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор (Ю.Нагибин)  1)сравнение  2)олицетворение  3)параллелизм  4)оксюморон  4. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачева (А.Пушкин)  1)архаизм  2)термин  3)фразеологизм  4)эпитет

3. Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор (Ю.Нагибин) 1)сравнение 2)олицетворение 3)параллелизм 4)оксюморон 4. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачева (А.Пушкин) 1)архаизм 2)термин 3)фразеологизм 4)эпитет

5. Было это в осенний день, когда березки и осинки начинают сыпать вниз золотые и красные пятачки (М. Пришвин)  1)олицетворение  2)метафора  3)метонимия  4) термин   6. Мириады цветов буйными красками заливают поляну (И.Маркин)  1)метонимия  2)метафора  3)эпитет  4)каламбур

5. Было это в осенний день, когда березки и осинки начинают сыпать вниз золотые и красные пятачки (М. Пришвин) 1)олицетворение 2)метафора 3)метонимия 4) термин 6. Мириады цветов буйными красками заливают поляну (И.Маркин) 1)метонимия 2)метафора 3)эпитет 4)каламбур

7. Птиц не видно, и оттого кажется, что поет само небо и вместе с ним весь солнечный бор (И.Пономарев)  1)олицетворение  2)метафора  3)анафора  4)метонимия   8. Вздохнул оркестр, и щемящая мелодия Верди заглушила плеск волн (К.Паустовский)  1)перифраза  2)эпитет  3)метонимия  4)гипербола

7. Птиц не видно, и оттого кажется, что поет само небо и вместе с ним весь солнечный бор (И.Пономарев) 1)олицетворение 2)метафора 3)анафора 4)метонимия 8. Вздохнул оркестр, и щемящая мелодия Верди заглушила плеск волн (К.Паустовский) 1)перифраза 2)эпитет 3)метонимия 4)гипербола

Ответы:  1) 4  2)2  3)1  4)3  5)2  6)3  7)1  8)2

Ответы: 1) 4 2)2 3)1 4)3 5)2 6)3 7)1 8)2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!