Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка (10 класс)»
Презентация на тему «Средства выразительности»
Приготовила ученица 10 класса
ГБОУ СОШ школы №9
Сиднина Елена
Фразеологизм- это устойчивое сочетание (от корки до корки, водить за нос…); Сравнение - это сравнение двух предметов 1) при помощи слов: подобный, похожий; 2) союзов: как, будто, словно, точно; 3) простая сравнительная форма прил (выше) 4) сущ в Т.падеже (уж упал камнем). Метафора - скрытое сравнение (крыло самолета); Эпитет - образное сравнение (добрый молодец); Гипербола - художественное преувеличение ( сто сорок солнц закат пылал); Литота - преуменьшение (мальчик с пальчик); Олицетворение - присвоение предметом неживой природы свойств живых существ ( отговорила роща золотая); Перифраза - замена какого-либо слова описательным оборотом речи (черное золото (нефть), царь зверей (лев), белое золотое (хлопок)); Парцелляция -предложение расчленено на интонационно-смысловые, речевые единицы ( По реке плыла лодка. Большая); Градация - расположение слов и выражений в порядке их возрастающего/ниспадающего значения ( Не жалею, не зову, не плачу); Контекстуальные (антонимы, синонимы) - внутри данного текста; Метонимия -замена прямого названия предмета или явления другим, имеющего причинную связь с первым (я три тарелки съел); Оксюморон- стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу контрастных слов , создающих неожиданный образ. Встречается в названиях литературных произведений
(«Живой труп», «Горячий снег»), в названиях праздника («Старый Новый гол»); Синекдоха - разновидность метонимии, для обозначения целого употребляется его часть ( «Все спит- и человек, и зверь, и птица.» «Мы все глядим в Наполеона.» «Ну что ж, садись, светило.» «Пуще всего береги копейку.»)
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов) 1) сравнение 2) метафора 3) перифраза 4) метонимия 2. Делу время, а потехе час ( пословица) 1)метафора 2)антонимы 3)синонимы 4)ирония
Укажите, какое из перечисленных ниже средств художественной выразительности используется в предложении.
3. Посреди поляны стоял дуб, огромный и величественный, как собор (Ю.Нагибин) 1)сравнение 2)олицетворение 3)параллелизм 4)оксюморон 4. С часу на час должно было и нам ожидать нападения Пугачева (А.Пушкин) 1)архаизм 2)термин 3)фразеологизм 4)эпитет
5. Было это в осенний день, когда березки и осинки начинают сыпать вниз золотые и красные пятачки (М. Пришвин) 1)олицетворение 2)метафора 3)метонимия 4) термин 6. Мириады цветов буйными красками заливают поляну (И.Маркин) 1)метонимия 2)метафора 3)эпитет 4)каламбур
7. Птиц не видно, и оттого кажется, что поет само небо и вместе с ним весь солнечный бор (И.Пономарев) 1)олицетворение 2)метафора 3)анафора 4)метонимия 8. Вздохнул оркестр, и щемящая мелодия Верди заглушила плеск волн (К.Паустовский) 1)перифраза 2)эпитет 3)метонимия 4)гипербола
Ответы: 1) 4 2)2 3)1 4)3 5)2 6)3 7)1 8)2