СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительно-выразительные средства языка, презентация в помощь при подготовке к ЕГЭ по русскому и литературе.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка.»

Фонетические средства   Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха, помогает воссоздать картину происходящего, изображаемого.  Пример: Гр ом гр емит, гр оза гр охочет.

Фонетические средства

  • Аллитерация – повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха, помогает воссоздать картину происходящего, изображаемого.

Пример: Гр ом гр емит, гр оза гр охочет.

Ассонанс  – повторение гласных звуков Пример: «Е», «И», «Ю» - изображют нежность, ласку, плачь (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»).
  • Ассонанс – повторение гласных звуков
  • Пример: «Е», «И», «Ю» - изображют нежность, ласку, плачь (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»).
    Лексические средства Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом. Пример: Радость – горе. Друг- враг.

    Лексические средства

    • Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.
    • Пример: Радость – горе. Друг- враг.
    Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:  Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя. Пример: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег. Они сошлись. Волна и камень,  Стихи и проза, лед и пламень…  А.С.Пушкин
    • Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:

    Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

    • Пример: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.
    • Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень…

    А.С.Пушкин

    Синонимы  – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:  Влюбленность – любовь, приятель – друг, товарищ.
    • Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

    Влюбленность – любовь, приятель – друг, товарищ.

    Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский) Например:  душная, гнетущая атмосфера ;  пустынная, неприветливая равнина.   В русском языке душный и гнетущий, пустынный и неприветливый - разные понятия, но в данном случае они близки по значению. Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал
    • Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
    • Например:  душная, гнетущая атмосферапустынная, неприветливая равнина.   В русском языке душный и гнетущий, пустынный и неприветливый - разные понятия, но в данном случае они близки по значению.
    • Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал
     Художественно-изобразительные средства  (тропы): эпитет, сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота.

    Художественно-изобразительные средства

    (тропы):

    • эпитет, сравнение
    • метафора
    • олицетворение
    • метонимия
    • синекдоха
    • перифраз
    • гипербола
    • литота.
    Гипербола  – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Примеры гиперболы:  сто лет не виделись  напугать до смерти  накупили еды на год вперед   Употребляется в целях усиления художественного впечатления.:  1. Снег валил с неба пудами.  2. В сто сорок солнц закат пылал.
    • Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
    • Примеры гиперболы:

    сто лет не виделись напугать до смерти накупили еды на год вперед

    Употребляется в целях усиления художественного впечатления.:

    1. Снег валил с неба пудами.

    2. В сто сорок солнц закат пылал.

      Литота  – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Пример : В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В больших рукавицах … а сам с  ноготок.   Или у А.С. Грибоедова в  «Горе от ума» : « Прелестный шпиц, не более наперстка!»  Многие литоты являются  фразеологизмами :  машина ехала с черепашьей скоростью; до Волги было рукой подать; денег кот наплакал .  Также литота может быть построена на «уничижительном»  эпитете :  мышиная возня, микроскопическая собака .
      • Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
      • Пример : В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В больших рукавицах … а сам с ноготок.
      •   Или у А.С. Грибоедова в  «Горе от ума» : « Прелестный шпиц, не более наперстка!»

      Многие литоты являются  фразеологизмамимашина ехала с черепашьей скоростью; до Волги было рукой подать; денег кот наплакал .

      Также литота может быть построена на «уничижительном»  эпитетемышиная возня, микроскопическая собака .

      Метонимия  – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:  а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;   б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;  в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
      • Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
      • а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; 
      • б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
      • в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
       Синекдоха  – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии.  «Эй, борода ! А как проехать отсюда к Плюшкину?» Все  флаги  в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.

      Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии.

      «Эй, борода ! А как проехать отсюда к Плюшкину?»

      • Все  флаги  в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
      • В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.
      Метафора  – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.  В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.  В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:  Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул . Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
      • Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
      • В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
      • В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:

      Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул .

      • Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
      Ирония  - троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Ирония  - троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.  Пример : Гвоздин, хозяин  превосходный, владелец нищих мужиков.
      • Ирония - троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
      • Ирония - троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.

      Пример : Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков.

      Эпитет  – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому: 1 ) существительное : болтушка сорока. 2 )  прилагательное : роковые часы. 3 ) Наречие и деепричастие : жадно всматривается; слушает замерев;  но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.    Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
      • Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
      • 1 ) существительное : болтушка сорока.
      • 2 ) прилагательное : роковые часы.
      • 3 ) Наречие и деепричастие : жадно всматривается; слушает замерев;

      но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

       

      • Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
      Общеязыковые эпитеты  - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос». Народно-поэтические эпитеты  уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица». Постоянный эпитет  неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь». Индивидуально-авторские эпитеты  придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов). Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.  Оценочный эпитет  - «чудесный вечер».  Описательный эпитет  - «золотая осень».  Эмоциональный эпитет  - «унылая пора».
      • Общеязыковые эпитеты  - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
      • Народно-поэтические эпитеты  уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
      • Постоянный эпитет  неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
      • Индивидуально-авторские эпитеты  придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).
      • Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные. Оценочный эпитет  - «чудесный вечер». Описательный эпитет  - «золотая осень». Эмоциональный эпитет  - «унылая пора».
      Олицетворение  – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.  Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям :  Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
      • Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

      Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям :

      Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

      Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
      • Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
       Перифраз(а)  – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:  Город на Неве приютил Гоголя.  М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», посвященном  гибели Пушкина на дуэли , ни разу не называет имени покойного. Вместо этого Лермонтов пишет «невольник чести», «дивный гений», «торжественный венок».
      • Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

      Город на Неве приютил Гоголя.

      М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», посвященном  гибели Пушкина на дуэли , ни разу не называет имени покойного. Вместо этого Лермонтов пишет «невольник чести», «дивный гений», «торжественный венок».

       Сравнение  – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д . но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
      • Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д . но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
      Фразеологизмы  – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д .: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.  Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
      • Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д .: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
      • Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
      Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия, Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия, Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия, Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия, Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,

      Фигуры речи:

      риторический вопрос,

      риторическое обращение,

      повтор, синтаксический параллелизм,

      многосоюзие,бессоюзие,

      эллипсис,

      инверсия,антитеза,оксюморон,

      аллюзия,

      • Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,
      • Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,
      • Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,
      • Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие,бессоюзие, эллипсис, инверсия,антитеза,оксюморон, аллюзия,
       Аллюзия  – это стилистический прием, который содержит указание или аналогию на некий исторический, мифологический, политический или литературный факт, который общеизвестен и уже давно стал частью культуры или разговорной речи. Геракл – сын бога Зевса, он обладал нечеловеческой силой и совершил 12 подвигов, например, держал небо на своих плечах или победил огромного льва, разорвав ему пасть руками. И когда мы слышим подобное сравнение «силен как Геракл», мы понимаем, что человек действительно очень сильный.
      • Аллюзия это стилистический прием, который содержит указание или аналогию на некий исторический, мифологический, политический или литературный факт, который общеизвестен и уже давно стал частью культуры или разговорной речи.
      • Геракл – сын бога Зевса, он обладал нечеловеческой силой и совершил 12 подвигов, например, держал небо на своих плечах или победил огромного льва, разорвав ему пасть руками. И когда мы слышим подобное сравнение «силен как Геракл», мы понимаем, что человек действительно очень сильный.
      Оксюморон  – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению:  Грустное веселье продолжалось…  «Мертвые души»  «Живой труп»
      • Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению:

      Грустное веселье продолжалось…

      «Мертвые души»

      «Живой труп»

       Реминисценция  – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя. В произведении « Смерть Поэта » угадываются библейские реминисценции: И прежний сняв венок – они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово  Язвили славное чело…
      • Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
      • В произведении « Смерть Поэта » угадываются библейские реминисценции:

      И прежний сняв венок – они венец терновый,

      Увитый лаврами, надели на него:

      Но иглы тайные сурово

      Язвили славное чело…

      И. Бродский в
      • И. Бродский в "Двадцати сонетах к Марии Стюарт" (1974 г.) в сонете шестом "вызывающе перелицовывает" стихотворение А. С. Пушкина "Я вас любил..." (что, кстати, можно сказать, является одним из самых ярких примеров литературного диалога между поэтами).

      Я вас любил. Любовь еще (возможно,

      что просто боль) сверлит мои мозги.

      Все разлетелось к черту на куски.

      Я застрелиться пробовал, но сложно

      с оружием. И далее: виски:

      в который вдарить? Портила не дрожь, но

      задумчивость. Черт! Все не по-людски!

       Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое либо противопоставляет:  Рожденный ползать – летать не может , либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех . Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.  
      • Авторская пунктуация – это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое либо противопоставляет:

      Рожденный ползать – летать не может , либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех . Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

       

      Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, предающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. Пример: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет.
      • Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, предающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
      • Пример: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет.
       Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:  Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
      • Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

      Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

      Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:  я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
      • Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:

      я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

      Эллипсис  – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.  Пример: Зверю – берлога, страннику – дорога, мертвому – дроги, каждому – свое.
      • Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.

      Пример: Зверю – берлога, страннику – дорога, мертвому – дроги, каждому – свое.

      Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи.  Пример:  Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их  мертвые трупы.
      • Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью усиления выразительности речи.

      Пример:

      Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

      Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающие поэтической речи нужную интонацию: торжественную, политическую, ироническую и т.д.  Пример: А вы, надменные потомки известный подлостью прославленных отцов…
      • Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающие поэтической речи нужную интонацию: торжественную, политическую, ироническую и т.д.

      Пример: А вы, надменные потомки известный подлостью прославленных отцов…

      Риторические вопросы –  Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?
      • Риторические вопросы

        Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность?

         Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
        • Градация – стилистическая фигура, заключающая в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
         Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины . А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!  
        • Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины . А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

         

         Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:  Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
        • Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его:

        Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

         Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:  И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
        • Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий:

        И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

         Парцелляция  – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:  Поэт внезапно встал. Побледнел .
        • Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

        Поэт внезапно встал. Побледнел .

         Повтор  – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:  Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
        • Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

        Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

         Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста :  Белорусский вокзал в День Победы.  И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.
        • Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста :

        Белорусский вокзал в День Победы.

        И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

        Антитеза  – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.  Пример: Ты богат, я очень беден;  Ты прозаик, я поэт…
        • Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

        Пример: Ты богат, я очень беден;

        Ты прозаик, я поэт…

         Синтаксический параллелизм-  – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль:   Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.    Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.    « 1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

        Синтаксический параллелизм-

        – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль:

        Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

         

        Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

         

        « 1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .

          Поупражняемся?! Определи средство выразительности в предложенном тексте.

        Поупражняемся?!

        Определи средство выразительности в предложенном тексте.

         Лес, точно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Веселой, пестрою стеной  Стоит над солнечной поляной.  И.А.Бунин «Листопад»  Вид с тех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север поднимается Машук…  М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

        Лес, точно терем расписной,

        Лиловый, золотой, багряный,

        Веселой, пестрою стеной

        Стоит над солнечной поляной.

        И.А.Бунин «Листопад»

        Вид с тех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури», на север поднимается Машук…

        М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

        Задремали   звезды   золотые , Задрожало   зеркало   затона , Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»  С.А.Есенин «С добрым утром»

        Задремали   звезды   золотые ,

        Задрожало   зеркало   затона ,

        Брезжит свет на заводи речные

        И румянит сетку небосклона.

        Улыбнулись сонные березки,

        Растрепали шелковые косы.

        Шелестят зеленые сережки,

        И горят серебряные росы.

        У плетня заросшая крапива

        Обрядилась ярким перламутром

        И, качаясь, шепчет шаловливо:

        «С добрым утром!»

        С.А.Есенин «С добрым утром»

        Безымянный червь точил его сердце  (Н.В. Гоголь) Глаголом жги сердца людей  (А.С. Пушкин) Огнем душа твоя полна  (М.Ю. Лермонтов) Она была - живой костер из снега и вина  (А.А. Блок) Повисли перлы дождевые  (Ф.И. Тютчев) Парадом развернув моих страниц войска  (В.В. Маяковкий)
        • Безымянный червь точил его сердце  (Н.В. Гоголь)
        • Глаголом жги сердца людей  (А.С. Пушкин)
        • Огнем душа твоя полна  (М.Ю. Лермонтов)
        • Она была - живой костер из снега и вина  (А.А. Блок)
        • Повисли перлы дождевые  (Ф.И. Тютчев)
        • Парадом развернув моих страниц войска  (В.В. Маяковкий)
        Ночь была свежая и неподвижно-светлая   (Л. Толстой) Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев) Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин) Полночь сошла, непроглядная темень  (Н. Гумилев) В блюдечках - очках спасательных кругов  (В. Маяковский) О, покой мой многонеделен (А. Ахматова) Шаркающей кавалерийской походкой  (М. Булгаков)
        • Ночь была свежая и неподвижно-светлая

        (Л. Толстой)

        • Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)
        • Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
        • Полночь сошла, непроглядная темень

        (Н. Гумилев)

        • В блюдечках - очках спасательных кругов

        (В. Маяковский)

        • О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
        • Шаркающей кавалерийской походкой

        (М. Булгаков)

        1 . Один Бог разве мог сказать какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе ни то ни сё , ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н. Гоголь) Вот уж третий год заключил он как живу я без Дуни и как об ней ни слуху ни духу . Жива ли, нет ли, Бог её ведает. (А. Пушкин)  Каштанка бросилась вперёд потом назад ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился . (А. Чехов ) На другой день, ни свет ни заря , Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. (А. Пушкин) Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась ? Ни ступить, ни молвить не умеешь». (А. Пушкин) 6. Марья Кириловна сидела как на иголках . (А. Пушкин) Помощник столоначальника жил на большую ногу : на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже.  (Н. Гоголь)  8. Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук . (А. Твардовский)

        1 . Один Бог разве мог сказать какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе ни то ни сё , ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н. Гоголь)

        • Вот уж третий год заключил он как живу я без Дуни и как об ней ни слуху ни духу . Жива ли, нет ли, Бог её ведает. (А. Пушкин) 
        • Каштанка бросилась вперёд потом назад ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился . (А. Чехов )
        • На другой день, ни свет ни заря , Лиза уже проснулась. Весь дом ещё спал. (А. Пушкин)
        • Испугался старик, взмолился: «Что ты, баба, белены объелась ? Ни ступить, ни молвить не умеешь». (А. Пушкин)
        • 6. Марья Кириловна сидела как на иголках . (А. Пушкин)
        • Помощник столоначальника жил на большую ногу : на лестнице светил фонарь, квартира была на втором этаже.

        (Н. Гоголь) 

        8. Потерял боец кисет, заискался, — нет и нет... Посмотрел с тоской вокруг: — Без кисета как без рук . (А. Твардовский)

         Над долиной мглистой в выси синей  Чистый-чистый серебристый иней.  Над долиной, — как извивы лилий,  Как изливы лебединых крылий.  Зеленеют земли перелеском,  Снежный месяц бледным, летним блеском,  В нежном небе нехотя юнеет,  Хрусталем, небо зеленеет.  Вставших глав блистающая стая  Остывает, в дали улетая…  Синева ночная, — там, над нами,  Синева ночная давит снами!  Молньями как золотом в болото  Бросит очи огненные кто-то.  Золотом хохочущие очи!  Молотом грохочущие ночи!  Заликует, — все из перламутра  Бурное, лазуревое утро:  Потекут в излучине летучей  Пурпуром предутренние тучи. А. Белый «Утро» (и-е-а-о-у)

        Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. Над долиной, — как извивы лилий, Как изливы лебединых крылий. Зеленеют земли перелеском, Снежный месяц бледным, летним блеском, В нежном небе нехотя юнеет, Хрусталем, небо зеленеет. Вставших глав блистающая стая Остывает, в дали улетая… Синева ночная, — там, над нами, Синева ночная давит снами! Молньями как золотом в болото Бросит очи огненные кто-то. Золотом хохочущие очи! Молотом грохочущие ночи! Заликует, — все из перламутра Бурное, лазуревое утро: Потекут в излучине летучей Пурпуром предутренние тучи. А. Белый «Утро» (и-е-а-о-у)

        1. Били копыта,  Пели будто:  Гриб.  Грабь.  Гроб.  Груб. В.Маяковский 2. Ветер, Взморье. Вздохи ветра.  Величавый возглас волн.  Буря близко. В берег бьётся  Чуждый чарам черный челн. К.Бальмонт  3. Полночной порой в болотной глуши  Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Бальмонт  4. Бей, барабан!  Барабан, барабань!..  Барбей!  Барбань!  Барабан! В.Маяковский

        1. Били копыта, Пели будто: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В.Маяковский

        2. Ветер, Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Буря близко. В берег бьётся Чуждый чарам черный челн. К.Бальмонт

        3. Полночной порой в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Бальмонт

        4. Бей, барабан! Барабан, барабань!.. Барбей! Барбань! Барабан! В.Маяковский

         Мчатся тучи, вьются тучи;  Невидимкою луна  Освещает снег летучий;  Мутно небо, ночь мутна.  Еду, еду в чистом поле;  Колокольчик дин-дин-дин…  Страшно, страшно поневоле  Средь неведомых равнин!  А.С. Пушкин  В те времена, когда роились грезы  В сердцах людей, прозрачны и ясны,  Как хороши, как свежи были розы  Моей любви, и славы, и весны!  Прошли лета, и всюду льются слезы…  Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…  Как хороши, как свежи ныне розы  Воспоминаний о минувшем дне! Игорь Северянин
        • Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин… Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин! А.С. Пушкин

        • В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны!

        Прошли лета, и всюду льются слезы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Игорь Северянин

        «РАЗВЕ НЕ ПРЕКРАСНА КАЖДАЯ ТРАВИНКА, НАПОЛНЕННАЯ ПАХУЧИМ СОКОМ, И КАЖДОЕ СЕМЕЧКО ЛИПЫ?» (К. Паустовский). «О, как сердце мое тоскует! — НЕ СМЕРТНОГО ЛЬ ЧАСА ЖДУ?» (А. Ахматова). «КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?» (Н. Гоголь). «КОГО ЖАЛЕТЬ? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин).
        • «РАЗВЕ НЕ ПРЕКРАСНА КАЖДАЯ ТРАВИНКА, НАПОЛНЕННАЯ ПАХУЧИМ СОКОМ, И КАЖДОЕ СЕМЕЧКО ЛИПЫ?» (К. Паустовский).
        • «О, как сердце мое тоскует! — НЕ СМЕРТНОГО ЛЬ ЧАСА ЖДУ?» (А. Ахматова).
        • «КАКОЙ РУССКИЙ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?» (Н. Гоголь).
        • «КОГО ЖАЛЕТЬ? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин).

         1. На сотни верст, на сотни миль,  На сотни километров  Лежала соль, шумел ковыль,  Чернели рощи кедров. Анна Ахматова  2. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.  3. Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо…  Н.В. Гоголь  4. Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою.  Ф.М. Достоевский  5. Плачьте, милостивый государь, Александр Кононович, плачьте, надевайте глубокий траур, нашивайте плёрезы, опепелите Вашу главу…  П.Т. Полеводин. Из письма о  гибели М.Ю. Лермонтова  6. Как я мелок, ничтожен… Я жалок, нищ духом…  И.А. Гончаров

        1. На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Анна Ахматова

        2. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

        3. Все у них было как-то черство, неотесанно, неладно, негоже, нестройно, нехорошо… Н.В. Гоголь

        4. Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою. Ф.М. Достоевский

        5. Плачьте, милостивый государь, Александр Кононович, плачьте, надевайте глубокий траур, нашивайте плёрезы, опепелите Вашу главу… П.Т. Полеводин. Из письма о  гибели М.Ю. Лермонтова

        6. Как я мелок, ничтожен… Я жалок, нищ духом… И.А. Гончаров

         1. Они сошлись: волна и камень,  Стихи и проза, лед и пламень  Не столь различны меж собой. А.С.Пушкин  2. Ты богат, я очень беден;  Ты прозаик, я поэт;  Ты румян как маков цвет,  Я как смерть и тощ и бледен. А.С.Пушкин  3. Полюбил богатый — бедную,  Полюбил учёный — глупую,  Полюбил румяный — бледную,  Полюбил хороший — вредную:  Золотой — полушку медную. М.И.Цветаева  4. Наша сила — правда,  ваша — лаврьи звоны.  Ваша — дым кадильный,  наша — фабрик дым.  Ваша мощь — червонец,  наша — стяг червонный.  Мы возьмём,  займём  и победим. В.Маяковский

        1. Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А.С.Пушкин

        2. Ты богат, я очень беден;

        Ты прозаик, я поэт;

        Ты румян как маков цвет,

        Я как смерть и тощ и бледен. А.С.Пушкин

        3. Полюбил богатый — бедную, Полюбил учёный — глупую, Полюбил румяный — бледную, Полюбил хороший — вредную: Золотой — полушку медную. М.И.Цветаева

        4. Наша сила — правда, ваша — лаврьи звоны. Ваша — дым кадильный, наша — фабрик дым. Ваша мощь — червонец, наша — стяг червонный. Мы возьмём, займём и победим. В.Маяковский

         Унылая пора! Очей очарованье!  Приятна мне твоя прощальная краса —  Люблю я  пышное  природы  увяданье ,  В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин  Страдать! Страдают все, страдает тёмный зверь;  Без упованья, без сознанья,  Но перед ним туда навек закрыта дверь,  Где  радость  теплится  страданья . А.А. Фет  Беспокойная ласковость взгляда,  И поддельная краска ланит,  И  убогая роскошь  наряда —  Всё не в пользу её говорит Н.А. Некрасов  Жить, храня  веселье горя , помня радость прошлых весён. В.Брюсов  Легкомыслие! — Милый грех,  Милый спутник и враг мой милый ! М.И.Цветаева

        Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я  пышное  природы  увяданье , В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин

        Страдать! Страдают все, страдает тёмный зверь; Без упованья, без сознанья, Но перед ним туда навек закрыта дверь, Где  радость  теплится  страданья . А.А. Фет

        Беспокойная ласковость взгляда, И поддельная краска ланит, И  убогая роскошь  наряда — Всё не в пользу её говорит Н.А. Некрасов

        Жить, храня  веселье горя , помня радость прошлых весён.

        В.Брюсов

        Легкомыслие! — Милый грех, Милый спутник и враг мой милый ! М.И.Цветаева

        Спасибо за внимание! Удачи на экзаменах!

        Спасибо за внимание!

        Удачи на экзаменах!