СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка и речи для 5-6 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена теория об основных изобразительно-выразительных средствах языка и речи, а также задания для учащихся 5-6 классов, которые можно использовать для отработки теории на практике.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка и речи для 5-6 классов»

Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Термин

Определение

Примеры

Метафора

Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту;

скрытое сравнение.


Сходство предметов может быть по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: 

водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.



В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

На болотах клюквы россыпи
Догорают в
пепле инея (Н.Колычев).

Горит восток зарёю новой (А.С. Пушкин)


подобие формы:

дамская шляпка — шляпка гвоздя, копна сена — копна волос;

цветовое сходство:

янтарные бусы — янтарный блеск; золотое кольцо — золотая листва;

общность функции:

горит свеча — горит восток;

похожесть в расположении: подошва обуви — подошва горы. 


Олицетворение

Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных.


 Чаще всего олицетворения используются при описании природы:




Реже олицетворения связаны с предметным миром:





Луна хохоталакак клоун (С.Есенин).

Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами (А.Твардовский).



Не правда ль, больше никогда 

Мы не расстанемся? Довольно?.. 

И скрипка отвечала да, 

Но сердцу скрипки было больно

Смычок все понял, он затих

А в скрипке эхо все держалось… 

И было мукою для них, 

Что людям музыкой казалось (Анненский)


Сравнение


это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного предмета, явления или понятия с другим.   

Сравнения выражаются различными способами: 

  1. формой творительного падежа существительных

  2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия

  3. сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.







  1. при помощи слов подобный, похожий, это



  1. при помощи сравнительных придаточных предложений








  1. Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин).



  1. Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (Ахматова);

  2. Ее глаза – как два тумана,
    полуулыбка, полуплач. (Н.Заболоцкий).

Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин).

Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).

  1. На глаза осторожной кошки 

        Похожи твои глаза (Ахматова)

  1. Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.(С.Есенин).


Эпитет

Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета, «красочное», образное определение.

Нельзя смешивать с определительными прилагательными. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).

От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет).

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком (С.Есенин).

Ср.: белый снег, мягкий снег – определительные прилагательные

сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты.





ЗАДАНИЕ: Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере? (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)

Запишите его во второй столбик. Предварительно изучите теорию, что обозначают эти понятия.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: ОТВЕТ может быть ТОЛЬКО ОДИН!!!

Пример

Изобразительно-выразительное средство языка

1

Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. 



2

Шепот, робкое дыханье, трели соловья. 



3

Как чайка, парус там белеет в вышине.



4

Плачет дождь и воет вьюга.



5

Лес, точно терем расписной,

Стоит над светлою поляной.



6

Красною кистью рябина зажглась.



7

«Россия»– шепчут мне березки,
«Россия» - шепчут камыши



8

И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега



9

Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец



10

Отговорила роща золотая березовым веселым языком



11

Лиловый, золотой, багряный лес



12

Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета
Встречает горячее лето она на опушке лесной.



13

И сколько задумчивых песен

 Поется в народе о ней (берёзе).


14

Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре…


15

Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.



16

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…



17

Сквозь полудрёму и сон
Слышу малиновый звон



18

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. 



19

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь….



20

В сережках, в листве кружевной встречает горячее лето