СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно- выразительные средства русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства выразительности русского языка, которые необходимо знать для выполнения 26 задания ЕГЭ. В чем различие тропов и фигур речи.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно- выразительные средства русского языка.»

Задание № 26 ЕГЭ


КЭС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с по­мощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения этого задания: изобрази­тельно-выразительные средства русского языка.

1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Пример употребления этого тропа в художественном тексте


ЭПИТЕТ

Это образное определение, отве­чающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выра­женное именем прилагательным

Сквозь волнистые туманы проби­рается луна, на печальные поляны льет печально свет она.

(А. С. Пушкин)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин)

Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ

Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого.

Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО

Лёд неокрепший на речке студе­ной, словно как тающий сахар

лежит. (Н.А. Некрасов)

МЕТАФОРА

Перенос свойств с одного пред­мета на другой на основании их сходства.

В основе метафоры лежит срав­нение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО

Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката.

(И.А. Бунин)

(Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло;

Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката)


МЕТОНИМИЯ

Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, Имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде;

IВсе флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), то есть город- порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира.

Я три тарелки съел (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку

Название тропа

Что понимается под этим тропом

Пример употребления этого тропа в художественном тексте


Б) имя автора заменяет название его произведения;

В) название места действия заме­няет название людей, находя­щихся в этом месте;

Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наимено­вания человека

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочи­тал всего Тургенева

Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лер­монтов)

Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский)

СИНЕКДОХА

Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или на­оборот:

  1. единственное число употреб­ляется вместо множественного;

Б) множественное число упот­ребляется вместо единственного;

  1. родовое понятие вместо видо­вого;

Г) видовое понятие вместо родо­вого

/

И слышно было до рассвета, как ли­ковал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Мы все глядим в Наполеоны.

(А. С. Пушкин)

Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский)

Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь)

ГИПЕРБОЛА

Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

Раздирает рот зевота шире Мекси­канского залива. (В.В. Маяковский)

В сто тысяч солнц закат пылал. (В. В. Маяковский)

ЛИТОТА

Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов)

ИРОНИЯ

Скрытая насмешка; употребле­ние слова или выражения в смысле, обратном буквальному

Отколе, умная, бредешь ты, голо­ва? (обращение к ослу в басне И. Крылова)

ПЕРИФРАЗА

Замена названия предмета или явления описанием их отличи­тельных признаков или указани­ем на характерные черты. Ис­пользуется для того, чтобы избе­жать речевого повтора

Царь зверей (вместо лев).

Братья наши меньшие (вместо животные).

Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов)



2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.

Название фигуры речи

Что понимается под этой фигурой речи

Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте

АНТИТЕЗА

Резкое противопоставление поня­тий, мыслей, образов.

Антитеза часто создается с по­мощью антонимов

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матуш­ка-Русь! (Н. Некрасов)

ИНВЕРСИЯ

Обратный порядок слов

Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов)

ГРАДАЦИЯ

А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯЩАЯ

Расположение слов или выраже­ний по нарастанию или убыва­нию их значения (смыслового или эмоционального).

Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием зна­чимости.

Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значи­мости

Светились, горели, сияли огром­ные голубые глаза.

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой)

Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)

ОКСЮМОРОН

Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу

Мертвые души, живой труп, гру­стная радость, сладкая горечь воспоминаний

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более

А все Кузнецкий мост и вечные французы

Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпи­лек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая

АНАФОРА

Единоначатие, повторение сход­ных слов в начале строф или близко расположенных фраз

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, ко­гда снега метут, Жди, когда жа­ра, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов)

ЭПИФОРА


Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких ря­дом стоящих конструкций

Я не знаю, где граница Между Се­вером и Югом, Я не знаю, где гра­ница Меж товарищем и другом! (М. Светлов)

Мне бы хотелось знать, отчего я




титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н. Гоголь)

РИТОРИЧЕСКИЙ

ВОПРОС

Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Во­прос, на который не ожидается ответа

Что день грядущий нам готовит?

РИТОРИЧЕСКОЕ

ОБРАЩЕНИЕ

Эмоциональное обращение к лю­дям, непосредственно не участ­вующим в общении, или к не­одушевленным объектам

Люди мира, бережно относитесь к природе!

Звездочки ясные, звезды высо­кие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин)

ЭЛЛИПСИС

Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм

Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ

ПОВТОР

Намеренное повторение одного и того же слова или словосочета­ния для усиления эмоционально­сти, выразительности высказыва­ния

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали

облака!


ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ

Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы.

Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Одинаковое синтаксическое по­строение соседних предложе­ний, одинаковое расположение в них сходных членов предложе­ния

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

(М. Ю. Лермонтов)

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.

(А. С. Пушкин)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛО­ЖЕНИЯ

Перечисляемые действия, пред­меты, признаки

Были это веселые, сильные и сме­лые люди! (М. Горький)

АССОНАНС

Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков

Быстро лечу я по рельсам чугун­ным. Думаю думу свою. (Н. Не­красов)

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных


Морозом выпитые лужи хру­стят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин



Звукопись – игра звуками для усиления выразительности.


Примечание:

  1. Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексиче­ские средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.

  2. В широком смысле к средствам выразительности также относятся:

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).

Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)

Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопостав­лены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях поло­тенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.

Алгоритм выполнения заданий:

1.Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2. Вспомните, что означает каждый из этих терминов.

3.Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.

В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!