Просмотр содержимого документа
«Изобразительно- выразительные средства русского языка.»
Задание № 26 ЕГЭ
КЭС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА
Формулировка задания: восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения этого задания: изобразительно-выразительные средства русского языка.
1. Тропы - слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении.
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример употребления этого тропа в художественном тексте | |
ЭПИТЕТ | Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. (А. С. Пушкин) |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | Приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям | Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов) |
СРАВНЕНИЕ | Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО | Лёд неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
МЕТАФОРА | X» Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО | Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката. (И.А. Бунин) (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло; Закат подобно костру багрового цвета = багровый костер заката) | |
МЕТОНИМИЯ | Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, Имеющим с ним причинную связь: А) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; | IВсе флаги в гости будут к нам (А. С. Пушкин), то есть город- порт будет принимать корабли с флагами всех стран мира. Я три тарелки съел (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку |
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример употребления этого тропа в художественном тексте |
| Б) имя автора заменяет название его произведения; В) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте; Г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека | Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С. Пушкин). Я прочитал всего Тургенева Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский) |
СИНЕКДОХА | Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: единственное число употребляется вместо множественного; Б) множественное число употребляется вместо единственного; родовое понятие вместо видового; Г) видовое понятие вместо родового | / И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) Мы все глядим в Наполеоны. (А. С. Пушкин) Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце). (В. Маяковский) Пуще всего береги копейку (т.е. деньги). (Н.В. Гоголь) |
ГИПЕРБОЛА | Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета | Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В. Маяковский) В сто тысяч солнц закат пылал. (В. В. Маяковский) |
ЛИТОТА | Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. С. Грибоедов) |
ИРОНИЯ | Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу в басне И. Крылова) |
ПЕРИФРАЗА | Замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора | Царь зверей (вместо лев). Братья наши меньшие (вместо животные). Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю. Лермонтов) |
2. Фигуры речи - особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Название фигуры речи | Что понимается под этой фигурой речи | Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте |
АНТИТЕЗА | Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов | Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов) |
ИНВЕРСИЯ | Обратный порядок слов | Досадно было, боя ждали. (М.Ю. Лермонтов) |
ГРАДАЦИЯ А) ВОСХОДЯЩАЯ Б) НИСХОДЯЩАЯ | Расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального). Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой) Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый) |
ОКСЮМОРОН | Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу | Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ | Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей - две и более | А все Кузнецкий мост и вечные французы Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов) Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая |
АНАФОРА | Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз | Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. (К. Симонов) |
ЭПИФОРА | Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций | Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом! (М. Светлов) Мне бы хотелось знать, отчего я |
| | титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь) |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС | Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа | Что день грядущий нам готовит? |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ | Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам | Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! (С. Есенин) |
ЭЛЛИПСИС | Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм | Мы села - в пепел, грады - в прах. (В. Жуковский) |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР | Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания | Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! |
ВОПРОСНО- ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ | Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. | Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения | Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. (М. Ю. Лермонтов) В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. (А. С. Пушкин) |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Перечисляемые действия, предметы, признаки | Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький) |
АССОНАНС | Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков | Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. (Н. Некрасов) |
АЛЛИТЕРАЦИЯ | Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных | Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. (И. Северянин |
|
Звукопись – игра звуками для усиления выразительности.
Примечание:
Следует отличать лексические и синтаксические средства выразительности. Лексические средства - это тропы, а синтаксические - фигуры речи.
В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.
Контекстные (= индивидуально-авторские) синонимы - слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении): Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Шолохов).
Антонимы - слова с противоположным значением: Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка- Русь! (Н. А. Некрасов)
Контекстные (= индивидуально-авторские) антонимы - слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте: Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы (А. Блок). Для вас - века, для нас - единый час (А. Блок).
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.
Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалект в переводе с греческого означает «местный говор»): в некоторых российских деревнях полотенце по-другому называют рушником, белку - векшей, зайца - ушканом, волка - бирюком.
Алгоритм выполнения заданий:
1.Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.
2. Вспомните, что означает каждый из этих терминов.
3.Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте, какие средства выразительности пропущены в нем.
В случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения (вычеркивания) из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это точно не эпитет, не риторический вопрос...»).