Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована на работу по учебнику: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М. : Дрофа, 2015.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1.1 Предметные результаты
1.Выпускник научится:
- освоит основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
- приобретёт первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;
- приобретёт первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства;
- разовьёт по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- разовьёт фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- освоит выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- приобретет навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеут опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретёт первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
- приобретёт навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобретёт знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
- сформируются представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино). |
2.Выпускник получит возможность научиться:
правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
- правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
- анализировать произведения искусства;
- активно использовать различные термины и понятия;
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного
мира, геометрических форм;
- рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1.2. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
- в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:
- получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;
- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
- определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;
- имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;
- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1: ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (8 ч.)
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Материалы: гуашь, мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд.
При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд: народные песни.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка».
Раздел 2: ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».
Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.
Древние города Русской земли
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.
Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.
Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
Раздел 3: КАЖДЫЙ НАРОД —ХУДОЖНИК (11 ч.)
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.
Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их
связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета,
Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком.
Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов
(полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.
Литературный ряд: традиционная японская поэзия.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.
Раздел 4: ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.
Музыкальный ряд: колыбельная песня.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.
Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь или пастель, бумага. \
Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.
Внутрипредметный модуль «Искусство среди нас» (7 ч) «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Осенний натюрморт. Тёплая цветовая гамма. Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов | ВПМ «Искусство среди нас» |
1 | Истоки родного искусства | 8 ч | 2ч |
2 | Древние города нашей | 7 ч | 2ч |
3 | Каждый народ — художник | 11ч | 2ч |
4 | Искусство объединяет народы | 8 ч | 1ч |
| Итого | 34 ч | 7 ч |
4.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполнение на уроках.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«4» («хорошо») - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«3» («удовлетворительно») - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
«2» («плохо») - учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
5. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | ТЕМА УРОКА | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1: Истоки родного искусства 8 (ч) |
1. | Пейзаж родной земли. Художественные материалы. | | |
2. | Красота природы в произведениях русской живописи. | | |
3. | Входная контрольная работа. | | |
4. | Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы. | | |
5\1 | «Цветы и травы». Декоративная роспись. Ассиметричная композиция. Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. | | |
6. | Образ русского человека в произведениях художников Русская красавица. | | |
7. | Календарные праздники. | | |
8\2 | Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | | |
Раздел 2: Древние города нашей земли 7 (ч) |
9. | Родной угол. | | |
10\3 | Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | | |
11. | Города Русской земли. Древние соборы. | | |
12. | Древнерусские воины – защитники. | | |
13\4 | Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | | |
14. | Узорочье теремов Праздничный пир в теремных палатах. | | |
15. | Промежуточная аттестация за I полугодие. | | |
Раздел 3. Каждый народ – художник 11 (ч) |
16\5 | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | | |
17. | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры Искусство оригами. | | |
18. | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | | |
19 - 20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры | | |
21\6 | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | | |
22-23 | Древняя Эллада. | | |
24-25 | Средневековый город. Образ готического храма в средневековом городе. | | |
26. | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение. | | |
Раздел 4. Искусство объединяет народы 8 (часов) |
27. | Тема материнства в искусстве. | | |
28. | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве. | | |
29\7 | Кукольный антураж. | | |
30-31 | Герои-защитники Героическая тема в искусстве разных народов. | | |
32-33 | Юность и надежда. | | |
34. | Промежуточная аттестация (итоговая). | | |