СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа "Изобразительное искусство 3 класс" Начальная школа 21 века
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Нормативно-правовое обеспечение
Рабочая программа разработана на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 (с изменениями от 29.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357);
примерной программы начального общего образования, М.: Просвещение, 2016 г.
интегрированной программы «Изобразительное искусство» под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской. – М.: Вентана-Граф, 2014;
учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»:
1. Савенкова, Л.Г., Ермолинская, Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.– М.: Вентана-Граф, 2013.
2.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.– М. Вентана-Граф, 2016.
и в соответствии:
с основной образовательной программой начального общего образования ОУ;
с учётом локального акта ОУ «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Цели и задачи:
Цели обучения:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Роль
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно – образованного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием интеллектуальной деятельности растущей личности.
Значимость и преемственность
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Изучение изобразительного искусства в начальной и средней школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
1.Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2.Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3.Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
4.Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5.Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
6.Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательнопланировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
7.Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8.Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9.Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
РАЗДЕЛ «МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ»
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе рассчитана на 35 часов (1ч в неделю,).
РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Наименование разделов учебной программы | Характеристика основных содержательных линий | Наименование тем, перечень лабораторных и практических работ, экскурсий. | Направления проектной деятельности обучающихся | Использование резерва учебного времени | |||||
Возникновение и виды изобрази тельных искусств
| Язык и жанры ИЗО
| Художественные образы и средства художественной выразительности
| |||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.
| Натюрморт Пейзаж Портрет | Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и формы в при роде и в интерьере (в зависимости от освещения). Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму. Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения. | Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток фактуры предмета. Рефлекс в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт. Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Что такое открытое пространство? Открытое пространство и архитектура. Кто создаёт архитектуру? Какие бывают виды искусства? Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Какие бывают игрушки? Художественно - выразительные средства. О чём говорят на картине цвета? Учимся изображать с натуры. Портрет. Такие разные маски. Графическое изображение. Контраст. Пятно. | Создание фотопроекта «Натюрморт»
Создание проекта детской площадки.
|
| |||
Развитие фантазии и воображения | Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Архитектура
|
| Работа на плоскости. Создавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями. Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении. Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке, слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением. | Тон. Штрих. Набросок. Придаём бумаге объём. Пейзаж. Работаем в смешанной технике. Животные в произведениях художников. Сюжет. Удивительный мир растений. Человек учится у природы. Природные формы в архитектуре.
| Создание проекта «Тростевые куклы»
|
| |||
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)
| Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Архитектура, фотоискусство
|
| Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как здания для хранения произведений искусства. Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины. Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем. | Собираем коллекцию камней. Симметрия в природе и искусстве. Орнамент. Слушаем и наблюдаем ритм. Смотри на мир широко открытыми глазами. Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию.
| Создание проекта «Журнал репродукций (фотографий) картин о разных видах искусства» |
|
РАЗДЕЛ «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Разделы программы, темы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальных учебных действий, осваиваемых в рамках изучения темы. |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации. Создание этюдов, быстрые цветковые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, высказанных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно – прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применения в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги. Выполнение композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использование трёх – четырёх цветов. | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры. Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. |
Развитие фантазии и воображения | Работа с литературными произведениями при создании композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно – пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно – сказочных и образно – цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно – цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно – пространственных композиций – карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи. | Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур. Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника – иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. Высказывать свои представления и объяснять их. Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). |
РАЗДЕЛ «КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Дата проведения урока
| Раздел учебной программы по предмету | № п/п | Тема урока; тема контрольных, практических, лабораторных работ | Количество часов, отведённых на освоение программного материала | Оборудование | Основные виды учебной деятельности | Требование к результату (основные требования к уровню подготовки) | Виды контроля | Дополнительная литература | |||||||||||||||||||||||
План | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Повышенный | Базовый |
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
| 1 | Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток фактуры предмета. | 1 | Учебник с. 6 - 7 | Учить изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. | Создавать представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства | Получат возможность научиться владеть языком изобразительного искусства: понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать.
| Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски | тематический | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
| ||||||||||||||||||||
|
| 2 | Снимаем отпечаток с фактуры предмета. | 1 | Учебник с. 8 - 11 | Учить иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. | Создаватьнаглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Получит возможность понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски | Научится эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
| |||||||||||||||||||||
| 3 | Рисуем натюрморт. | 1 | Учебник с. 14-15 | Учить композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Создавать представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространств | Получат возможность Научиася называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета.
| Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброск | тематический |
| ||||||||||||||||||||||
| 4 | Рефлекс в изобразительном искусстве. | 1 | Учебник с. 16 - 17 | Учить передавать наглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | Получат возможность научится эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
| ||||||||||||||||||||||
| 5 | Что могут рассказать вещи о своём хозяине? | 1 | Учебник с. 18 - 25 | Учить осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры | Получат возможность научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
|
текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 6 | Что такое открытое пространство? | 1 | Учебник с. 26 - 33 | Учить Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | Объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры | Получат возможность эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 7 | Открытое пространство и архитектура. | 1 | Учебник с. 34 - 37 | Учить Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. |
| Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||||
| 8 | Кто создаёт архитектуру? | 1 | Учебник с. 38 - 47 | Учить Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры. | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | Получат возможность распознавать некоторые виды изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 9 | Какие бывают виды искусства? | 1 | Учебник с. 48 - 51 | Учить дметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от | Получит возможность научатся распознавать некоторые виды изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| словесный | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 10 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре.
Тестовая работа | 1 | Учебник с. 52 - 53 | Учить Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от | Получит возможность научится объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; описывать живописные произведения с использованием изученных понятий. | Научаться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками | текущий | | ||||||||||||||||||||||
| 11 | Какие бывают игрушки? | 1 | Учебник с. 52 - 59 | Учить Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. | Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции | Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | тематический | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| 12 | Художественно - выразительные средства. | 1 | Учебник с. 60 - 61 | Учить Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные | Получат возможность различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Научится владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| тематический | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 13 | О чём говорят на картине цвета? | 1 | Учебник с. 62 - 71 | Учить Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). | Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению | Получат возможность владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| тематический | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 14 | Учимся изображать с натуры. | 1 | Учебник с. 72 - 73 | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Получат возможность уиоб изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 15 | Портрет. | 1 | Учебник с. 74 - 79 | Учить Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 16 | Такие разные маски.
Итоговая контрольная работа | 1 | Учебник с. 80 - 83 | Учить Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| итоговый | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 17 | Графическое изображение. | 1 | Учебник с. 84 - 87 | Учить Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. | Создавать представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. :Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| Развитие фантазии и воображения
| 18 | Контраст. | 1 | Учебник с. 88 -90 | Учить Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). | Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Получат возможность уоб изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | |||||||||||||||||||||
| 19 | Пятно. | 1 | Учебник с. 91 | Учить Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. | Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. |
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 20 | Тон. | 1 | Учебник с. 92 -93 | Учить Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | | ||||||||||||||||||||||
| 21 | Штрих. | 1 | Учебник с. 94 -95 | Учить Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
|
| Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 22 | Набросок. | 1 | Учебник с. 96 - 99 | Учить Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур. | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 23 | Придаём бумаге объём. | 1 | Учебник с. 100-101 | Учить Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | Выполнять работы различными художественными материалами | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 24 | Пейзаж.
| 1 | Учебник с. 102- 105 | Учить Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| тематический | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 25 | Работаем в смешанной технике.
Тестовая работа | 1 | Учебник с. 106- 107 | Учить Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получит возможность различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Научится владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| тематический | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 26 | Животные в произведениях художников. | 1 | Учебник с. 108-115 | Учить Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | Выполнять работы различными художественными материалами | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 27 | Сюжет. | 1 | Учебник с. 116- 121 | Учить Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | ||||||||||||||||||||||
| 28 | Удивительный мир растений. | 1 | Учебник с. 122- 123 | Учить Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, | Получит возможность различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Научится владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 29 | Человек учится у природы. | 1 | Учебник с. 124- 125 | Учить Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов | Получат возможность научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. | |||||||||||||||||||||
| 30 | Природные формы в архитектуре. | 1 | Учебник с. 126- 127 | Учить Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция). | Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||||
| 31 | Собираем коллекцию камней. | 1 | Учебник с. 128- 133 | Учить Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | Получат возможность научится понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 32 | Симметрия в природе и искусстве. | 1 | Учебник с. 134- 137 | Учить Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. Высказывать свои представления и объяснять их. | Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику | Получат возможность научится понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 33 | Орнамент. | 1 | Учебник с. 138- 139 | Учить Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | Получат возможность научится понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий.
| текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 | ||||||||||||||||||||||
| 34 | Слушаем и наблюдаем ритм. | 1 | Учебник с. 140- 143 | Учить Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973. | ||||||||||||||||||||||
| 35 | Смотри на мир широко открытыми глазами. Итоговая контрольная работа. | 1 | Учебник с. 144- 145 | Учить Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. | Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику | Получат возможность эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; - учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы.
| итоговый | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973. | ||||||||||||||||||||||
| 36 | Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию. | 1 | Учебник с. 146- 147 | Учить Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). | Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. | Получат возможность передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно, размещать на рисунке предметы в разных положениях. Получат возможность научиться работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы.
| итогговый | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973. |
РАЗДЕЛ «МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Печатные пособия:
1) Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2013г.
2) Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 2014.
3) Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
Электронно-звуковые пособия:
1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Технические средства обучения
1) Мультимедийный проектор
2) Интерактивная доска QOMO
3) Ноутбук
Цифровые образовательные ресурсы
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
8. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
9. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
10. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8
11. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
12. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
Демонстрационные пособия
1) Репродукции картин известных художников
РАЗДЕЛ «РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ»
Практическая направленность учебного предмета в достижении
обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов
Личностные результаты обучения:
целостное, гармоничное развитие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
способность различать звуки окружающего мира;
представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
способность работать в коллективе;
способность работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между ними;
умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального содержания;
умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение народа;
умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию;
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты обучения.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование