СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изобразительное искусство» для «5» класса Тема урока «Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм»

В рамках урока раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северных и Южных региона России.

Просмотр содержимого документа
««Изобразительное искусство» для «5» класса Тема урока «Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм»»

Конспект урока

«Изобразительное искусство» для «5» класса

Тема урока «Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм»

В рамках урока раскрыта особенность сюжетов и изобразительных орнаментальных мотивов вышивки в одежде и предметах бытового убранства XVIII века характерной для Северных и Южных региона России.

Цель:

  • познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки на примере полотенца и костюмного ансамбля.

Задачи:

  • формировать художественный вкус;

  • понимать роль декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;

  • осмыслить место русской вышивки в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

На уроке мы

  • Узнаем традиционные мотивы вышивки полотенца и костюмного ансамбля

  • Научимся понимать древние знаки - символы в декоре, символику цвета полотенца и костюмного ансамбля; понимать особенности образного языка народной вышивки.

  • Сможем различать и узнавать образы костюмного ансамбля Севера и Юга России.

Глоссарий по теме урока:

Орнамент — это ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов и отдельных элементов вышивки.

Косник (накосник) — девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.

Сарафанный комплекс - русский женский костюм северных губерний.

Кокошник – женский головной убор на севере России. Слово кокошник произошло от древнерусского слова «кокошь», что означает - «курица», «наседка». 

Епанечка - короткая нагрудная распашная одежда на лямках.

Понёвный комплекс - русский женский костюм южных губерний.

Запан -передник

Навершник - наплечная одежда типа укороченной рубахи.

Рогатая кичка (кика) – головной убор на Юге России. Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы».

Подольница – женская праздничная рубаха, которую одевали на покос, жатву, первый выгон скота в поле.

Обязательная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с. : ил. - ISBN 978-5-09-071788-5

Открытые электронные ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

  2. Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

  3. Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

  4. Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neobychnye-golovnye-ubory-russkikh-zhyon (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

  5. Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019

Теоретический материал

В XVIII - XIX столетиях вышивка является главным элементом декора крестьянского быта. Мастерицы использовали разные техники шитья, множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания.

Орнамент — это ритм, который создаётся чередованием повторяющихся мотивов и отдельных элементов вышивки.

Вышивка отражала миропонимание, традиции, особенности характера русского народа.

Подзоры и полотенца, богато украшенные вышивкой, в быте крестьян играли особую роль: они были лучшим подарком на различные семейные торжества. Встреча дорогих гостей сопровождалась особым обычаем: в знак уважения на расшитом полотенце подносили хлеб и соль. В крестьянской избе иконы и зеркала также украшались орнаментальными полотенцами.

Каждый элемент узора на полотенце имел особое значение.

В сюжетах вышивки встречаются геометрические фигуры, солярные знаки, растительные мотивы, животный мир, символизирующие поклонение силам природы. «Встреча весны». В орнаменте «Встреча весны» можно увидеть ряды птиц — вестников весны, женские фигуры с поднятыми вверх руками, символизирующими приход весны, а также солярные (солнечные) знаки.

На свадебных полотенцах 18-19 века можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Молодой паре дарили полотенце с птицами – павами как пожелание добра и счастья, как знак любви. Среди крестьянских девушек ходило: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».

Мастерицы северных губерний для вышивки полотенец часто использовали изображение фигуры женщины. Иногда её изображали с рогами, которые символизируют плодородие, в руках у неё птицы как знак божества. Это изображение великой богини – Макошь. По преданию это женский образ прародительницы всего живого на земле, считалась защитницей семейного очага и детей от всякого зла, символом благополучия.

Другой сюжет – это фигуры всадников. Головы всадников окружают лучи, которые обозначали, солнечное божество.

Величавое дерево – было главным символом благополучной жизни, оно так и называлось – «дерево жизни». Оно почиталось как центр мира и воплощения мироздания в целом. Считалось, что если мастерица вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда семейный очаг будет всегда гореть, семья будет крепкой, и здоровье не покинет семью. 

Мастерицы – вышивальщицы использовали красные нитки и белый фон или наоборот. Белый фон, обозначающий свет, чистоту называли «землёй», он олицетворял женское начало.

Красный цвет орнамента обозначал огонь, красоту, силу, мужское начало. Узорочье из красных ниток на белом фоне олицетворяли землю, вобравшую энергию красного солнышка и способную дать жизнь всему живому.

Костюмные ансамбли Севера и Юга России различались по структуре и вышивке. Основными частями костюмного ансамбля женщин русского Севера назывался «сарафанный комплекс». Сверху льняной, холщовой рубахи одевался сарафан из пестрой клетчатой домотканой ткани(из «пестряди»). Узоры на рубахе это не только красочные украшения, они служили оберегом. Особенно украшались ворот, плечи, грудь и подол. Сверху надевалась епанечка, короткая нагрудная распашная одежда на лямках. Епанечка - разновидность душегреи. Для пошива использовали дорогую ткань: шёлк, бархат, плис или парчу. Епанечка имела, стёганную на вате или кудели подкладку. Украшениями служили золотая или серебряная тесьма (позумент), бахрома из металлической нити или меховая опушка. Спинку епанечки украшали крупные складки.

Венцом всего костюмного ансамбля является головной убор. Головные уборы девушек и женщин имели отличия. Девушки могли часть волос оставлять открытыми. На девушке красовалась либо яркая лента, украшенная бисером повязка, обруч или ажурный венец.

В конце длинной косы вплетали косник — украшение из бисера, жемчуга. Замужним женщинам не разрешалась ходить с непокрытой головой, поэтому волосы прятались под головным убором.

Северянки носили кокошник. Оно произошло от слова «кокошь», что означает - «курица», «наседка». По своей форме он напоминал хвост распушившейся курочки, полумесяц, царский венец и другой формы.

В Вологодской, Архангельской и Вятской областях женщины носили сборник. Этот вид кокошника имел множество наименований и вариантов пошива.

В Псковской губернии в качестве свадебного убора использовали – шишак. Это треугольный, вытянутый кокошник, шишечками (отсюда и название). Чем больше шишечек, тем богаче была семья. Иногда шишак на невесте был дороже всего недвижимого имущества и мог стоить от 2 до 7 тысяч царских, рублей.

Еще один оригинальный вид кокошника - цилиндрический «каблучок». Он был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Шился он из дорогих материалов: шёлк, бархат, золотой галун, украшался каменьями. Надевали его в основном на праздники.

Позже вместо сложного головного убора стали использовать шаль или платок, похожие на древнерусский платок — убрус.

Женский костюмный ансамбль Юга России назывался «понёвный комплекс», он отличался многослойностью в одежде. «Понёвный комплекс» состоял из рубахи, богато украшенный вышивкой, клетчатая или красная в поперечную полоску понёва, пояс, «запан» -передник, «навершник» - наплечная одежда типа укороченной рубахи.

Костюмный ансамбль южных областей отличает колорит и живописность.

У южанок головной убор представлял собой рогатую кичку (кику). Слово «кика» от старославянского «кыка» — «волосы». Рога являются символом плодородия, поэтому «кику» носили только замужние женщины. В разных южных губерниях кика называлась по-разному.

Среди историков нет договорённости, что называть «кикой», а что — «сорокой». «Сорока» — это яркий и сложносочиненный головной убор, пример тому — тульская сорока. В первые годы после свадьбы сороку надевали исключительно по праздникам.

Мужской костюмный ансамбль был простым и скромным. Белая или цветная холщовая рубаха и портки (неширокие штаны). На рубахе либо совсем не было ворота, либо имелся невысокий воротник в виде стойки. Ворот предполагал наличие разреза обычно слева, из-за особенностей ворота рубаха получила название – косоворотка. Её носили поверх штанов, подпоясывалась длинным кушаком из шерстяной ткани. Вышивка украшала низ самой рубахи, низ рукавов и горловину.

В качестве верхней одежды сверху одевали зипун (кафтан), запахивая его на левую сторону и застегивая на крючки.

Местные традиции в разных областях складывались исторически, которых простой народ строго придерживался. На покос, жатву, первый выгон скота в поле женщины надевали “подольницу”, это праздничная рубаха украшенная по подолу вышивкой со специальным орнаментом. В зависимости от того, какую работу надо было выполнять надевали «покосницу» или «пожнивцу», была даже «рыболовка».

Одним из важных событий в крестьянском быту является свадебный обряд. К нему начали готовиться задолго:

Она шила, красна девица,

Всё по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Всё приданое немалое.

Народная песня

К свадебному торжеству готовились заранее. Костюмы и головные уборы богато украшались вышивкой, бисером, каменьями. Свадебный кокошник — самая важная и драгоценная часть костюма. На тыльной стороне изображались символы плодородия (стилизованная лягушка), символы супружеской верности (фигуры лебедей), символы жизни и нового поколения (стилизованный куст). Для шитья использовались яркие и цветные ткани, дополнялся свадебный наряд обилием украшений. Создание праздничного костюма - работа творческая и уникальная. Воображение и талант мастериц – вышивальщиц превращали костюмный ансамбль в настоящее произведение искусства.

Русские мастерицы – рукодельницы создали особую культурную ценность. В русских костюмных ансамблям выражены мировоззрение, нравственные устои и художественный вкус русского народа.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Название задания. Женский костюмный ансамбль Севера России.

Текст задания. Выберите элементы женского костюмного ансамбля Севера Росси:

  • Сарафан

  • Рубаха

  • Епанечка

  • Панёва

  • Запан

  • Навершник

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

А)

  • Сарафан

  • Рубаха

  • Епанечка

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

  • Рубаха

  • Панёва

  • Запан

  • Навершник

2.Название задания. Женские головные уборы.

Текст задания. Установите соответствие между изображением головного убора и его названием.

В задании необходимо соединить стрелками изображение и название головного убора.

Изображения:

Названия головных уборов:

  • Коруна

  • Сборник

  • Шишак

  • Цилиндрический «каблучок»

  • Венец

Правильный вариант ответа:

Коруна

Сборник

Шишак

Цилиндрический «каблучок»

Венец



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!