СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация познакомит с изобразительным искуством,иконописью и музыкой Древней Руси

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство и музыка Древней Руси»

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Древнерусским искусством принято считать период от возникновения Киевского государства в IX веке и до реформ Петра I в XVII веке. Древняя Русь, приняв христианство в 988 году, переняла от Византии не только религию, но и художественные приемы, в особенности религиозные образы.  С началом строительства храмов, началось распространение настенных росписей, мозаики, фрески, и появилась икона. Слово «икона» происходит от греческого слова eikon - образ. Изображение Христа, Богоматери и святых призвано быть посредником между молящимся и божественным миром.

Древнерусским искусством принято считать период от возникновения Киевского государства в IX веке и до реформ Петра I в XVII веке. Древняя Русь, приняв христианство в 988 году, переняла от Византии не только религию, но и художественные приемы, в особенности религиозные образы. С началом строительства храмов, началось распространение настенных росписей, мозаики, фрески, и появилась икона. Слово «икона» происходит от греческого слова eikon - образ. Изображение Христа, Богоматери и святых призвано быть посредником между молящимся и божественным миром.

Приняв христианство, Русь уже к XI в. становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Архитектура и живопись Руси домонгольского периода теснейшим образом связаны с усвоением и творческой переработкой византийской художественной традиции. При князе Владимире I в самом конце X в. византийскими мастерами в Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы . При Ярославе Мудром в центре Киева был построен собор Святой Софии (Премудрости Божьей).К этому величественному тринадцатиглавому храму, образуя целый архитектурный ансамбль, примыкали митрополичьи палаты и княжеский дворец. Огромное внутреннее пространство храма расчленяли 12 крестообразных столбов. С трех сторон собор был огражден двойными галереями-гульбищами. В последующие эпохи храм неоднократно перестраивался. Церковь Пресвятой Богородицы г.Киев

Приняв христианство, Русь уже к XI в. становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Архитектура и живопись Руси домонгольского периода теснейшим образом связаны с усвоением и творческой переработкой византийской художественной традиции.

При князе Владимире I в самом конце X в. византийскими мастерами в Киеве была заложена церковь Пресвятой Богородицы . При Ярославе Мудром в центре Киева был построен собор Святой Софии (Премудрости Божьей).К этому величественному тринадцатиглавому храму, образуя целый архитектурный ансамбль, примыкали митрополичьи палаты и княжеский дворец. Огромное внутреннее пространство храма расчленяли 12 крестообразных столбов. С трех сторон собор был огражден двойными галереями-гульбищами. В последующие эпохи храм неоднократно перестраивался.

Церковь Пресвятой Богородицы

г.Киев

Собор Святой Софии в Киеве.

Собор Святой Софии в Киеве.

Изобразительное искусство. Его развитие так же, как и архитектуры, было связано с творческим наследием Византии. Греческие мастера находили себе учеников среди русских людей. Первый русский художник, о котором мы знаем,-монах Киево-Печерского монастыря Алимпий , живший на рубеже XI-XII вв.Однако письменные источники донесли до нас только имя живописца, поэтому неизвестно, какие работы создал Алимпий ,и тем не менее одна его икона, которая до 1288 года находилась в Киево-Печерском монастыре- сохранилась до наших дней. Эта икона, на которой изображены Пресвятая Богородица с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерским - ныне хранится в Третьяковской галерее.

Изобразительное искусство. Его развитие так же, как и архитектуры, было связано с творческим наследием Византии. Греческие мастера находили себе учеников среди русских людей. Первый русский художник, о котором мы знаем,-монах Киево-Печерского монастыря Алимпий , живший на рубеже XI-XII вв.Однако письменные источники донесли до нас только имя живописца, поэтому неизвестно, какие работы создал Алимпий ,и тем не менее одна его икона, которая до 1288 года находилась в Киево-Печерском монастыре-

сохранилась до наших дней. Эта икона, на которой изображены Пресвятая Богородица с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерским - ныне хранится в Третьяковской галерее.

Мозаики и фрески Киевской Руси . Мозаики и фрески Софии Киевской–это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

Мозаики и фрески Киевской Руси . Мозаики и фрески Софии Киевской–это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия. Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

Мозаика . Мозаика-техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. «Святой князь Владимир»

Мозаика . Мозаика-техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.

«Святой князь Владимир»

Фреска. Фреска-разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски. Дионисий «Рождество Богородицы»

Фреска. Фреска-разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Дионисий «Рождество Богородицы»

Нашествие татаро-монгольского ига на Киев в 1240 году прервало связи с Византией. Однако это не породило забвение христианской культуры, но сделало изобразительное искусство более самобытным. Это ознаменовалось появлением региональных художественных школ. Крупным культурным центром было Владимиро-Суздальское княжество. Крупнейшим центром художественной жизни так же был Новгород. Знаменитый иконописец из Византии  Феофан Грек (около 1340 - около 1410) нашел на Новгородской земле благоприятные условия. Известным его творением являются росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле, фрески храма Спаса на Ильине улице. Художник наполнил свои образы динамикой и духовным напряжением, они как бы парят в пространстве. Также он был выдающимся иконописцем, автором образов Преображения, Донской Богоматери, Успения Богоматери. «Преображение» Г.Переславль-Залесский

Нашествие татаро-монгольского ига на Киев в 1240 году прервало связи с Византией. Однако это не породило забвение христианской культуры, но сделало изобразительное искусство более самобытным. Это ознаменовалось появлением региональных художественных школ. Крупным культурным центром было Владимиро-Суздальское княжество. Крупнейшим центром художественной жизни так же был Новгород.

Знаменитый иконописец из Византии  Феофан Грек (около 1340 - около 1410) нашел на Новгородской земле благоприятные условия. Известным его творением являются росписи церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле, фрески храма Спаса на Ильине улице. Художник наполнил свои образы динамикой и духовным напряжением, они как бы парят в пространстве. Также он был выдающимся иконописцем, автором образов Преображения, Донской Богоматери, Успения Богоматери.

«Преображение»

Г.Переславль-Залесский

Своего расцвета живопись достигает после свержения татаро-монгольского ига. Основную роль сыграла Москва, ставшая центром объединения русского народа. Развитие иконописи выходит на новый, своеобразный уровень. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства, внутренней чистоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский  художник - Андрей Рублев . «Иоанн Предтеча» «Богоматерь Владимирская»

Своего расцвета живопись достигает после свержения татаро-монгольского ига. Основную роль сыграла Москва, ставшая центром объединения русского народа. Развитие иконописи выходит на новый, своеобразный уровень. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства, внутренней чистоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский  художник - Андрей Рублев .

«Иоанн Предтеча»

«Богоматерь Владимирская»

Творчество Андрея Рублева (ок. 1360/1370-1430) Творчество Андрея Рублева принесло известность и славу московской школе живописи. Мало известно о судьбе этого величайшего русского художника. Неизвестно его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой, взаимоотношения с окружающими людьми. В его творчестве не отразилось мрачное, жестокое время, когда Русь находилась под монголо - татарским игом. Напротив, в нем царят спокойная тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев принял участие в создании иконостаса Благовещенского собора в Кремле. В 1408 г. он работал над росписями Успенского собора во Владимире, а позднее расписывал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.

Вершиной художественного творчества А. Рублева яв­ляется созданная в 1425-1427 гг. знаменитая «Троица» - глубочайшее по мысли произведение, где русский иконописец вопло­тил идею, близкую и понятную не только его современникам, но и людям последующих поколений. Три лица, три ангела... Но Бог един... Как вместить человеческому сознанию эту тайну? Это так же трудно, как постигнуть идею о бесконечности пространства или вечности бытия. Создавая свое произведение, А. Рублев знал: здесь не будет ничего, что отвлекает от главного. Он покажет Троицу - образ единства и жертвенной любви.

Еще одним живописцем, прославившим Московское княжество, являлся  Дионисий . Его образы утонченны, пропорции удлинены. Влияние мастера было столь велико, что появилась целая «школа Дионисия». Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III. Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется» , проникнутая радостным прославлением Богоматери. На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

Еще одним живописцем, прославившим Московское княжество, являлся  Дионисий . Его образы утонченны, пропорции удлинены. Влияние мастера было столь велико, что появилась целая «школа Дионисия». Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III. Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется» , проникнутая радостным прославлением Богоматери. На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

Некоторые из сохранившихся его работ: фрески Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, Успенского собора Московского Кремля, икона митрополита Петра в житии, митрополита Алексия в житии, Богоматерь Одигитрия.   «Богоматерь Одигитрия» «Митрополит Петр в житии»

Некоторые из сохранившихся его работ: фрески Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре, Успенского собора Московского Кремля, икона митрополита Петра в житии, митрополита Алексия в житии, Богоматерь Одигитрия.

«Богоматерь Одигитрия»

«Митрополит Петр в житии»

В XVII в. стремительно развивалось искусство книжной миниатюры. Сосредоточием книжного производства была  Оружейная палата в Кремле , где работали лучшие мастера, создавая также ювелирные изделия, эмали, оклады и т. д. Развивалась и живопись.

В XVII в. стремительно развивалось искусство книжной миниатюры. Сосредоточием книжного производства была  Оружейная палата в Кремле , где работали лучшие мастера, создавая также ювелирные изделия, эмали, оклады и т. д. Развивалась и живопись.

Среди живописцев выделяется Симон Ушаков (1626-1686). Его образ «Нерукотворный Спас» отражает современное ему стремление к внешней красоте, обмирщению образа. В это время художники стараются передать внешний мир в реалистичных традициях, изображая перспективу, светотень и эмоции на иконах. Большое влияние имеют западно-европейские художественные традиции. Икона

Среди живописцев выделяется Симон Ушаков (1626-1686). Его образ «Нерукотворный Спас» отражает современное ему стремление к внешней красоте, обмирщению образа. В это время художники стараются передать внешний мир в реалистичных традициях, изображая перспективу, светотень и эмоции на иконах. Большое влияние имеют западно-европейские художественные традиции.

Икона "Спас Нерукотворный" была написана для мужского монастыря в Сергиевом Посаде. Работа выполнена на дереве с использованием темперы. Размер иконы совсем небольшой - 53 на 42 сантиметра. Эта икона выделяется от других не только натуральной передачей черт лица, но также светотеневой моделировкой объема, созданной с помощью сложной системы, в которой перемежались темные и светлые тона. Для того чтобы смягчить переходы между ними, на финальной стадии они дополнительно подгонялись один к другому.

Живопись XVII века ознаменовалась появлением парсуны (искаженное от слова «персона») - первые изображения в иконописном стиле светских лиц и ныне живущих знатных особ, или же надгробные портреты. Прежде всего, это изображения царей - Иоанна Грозного  и Феодора Иоанновича , князей - портрет  М.В.Скопина-Шуйского .   Иоанн Грозный Феодор Иоаннович

Живопись XVII века ознаменовалась появлением парсуны (искаженное от слова «персона») - первые изображения в иконописном стиле светских лиц и ныне живущих знатных особ, или же надгробные портреты. Прежде всего, это изображения царей - Иоанна Грозного  и Феодора Иоанновича , князей - портрет  М.В.Скопина-Шуйского .

Иоанн Грозный

Феодор Иоаннович

На Древней Руси развивались не только архитектура и изобразительное искусство, но так же активно развивалась и музыка. Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

На Древней Руси развивались не только архитектура и изобразительное искусство, но так же активно развивалась и музыка. Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные песни, закликания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров. Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения. Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии и военные походы.

Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии и военные походы.

Древнерусская музыка - исполнители и основные жанры.  Первыми музыкантами можно назвать «скоморохов» . Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

Древнерусская музыка - исполнители и основные жанры. Первыми музыкантами можно назвать «скоморохов» . Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как  дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели. Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» - знаменитый Боян .   Боян – певец и сказитель

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели. Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» - знаменитый Боян .

Боян – певец и сказитель

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный « господин Великий Новгород ». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко , покорившем своей музыкой даже Морского царя.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный « господин Великий Новгород ». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко , покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Особым уважением на Руси пользовались гусли -старейший струнный музыкальный щипковый инструмент, упоминаемый еще в X в. в « Повести временных лет ». Издавна считалось, что гусли сродни человеческой душе, а их звон отгоняет смерть и болезнь Название гуслей «яровчатые» произошло от материала, из которого они делались в старину: явора - белого клена.

Особым уважением на Руси пользовались гусли -старейший струнный музыкальный щипковый инструмент, упоминаемый еще в X в. в « Повести временных лет ». Издавна считалось, что гусли сродни человеческой душе, а их звон отгоняет смерть и болезнь Название гуслей «яровчатые» произошло от материала, из которого они делались в старину: явора - белого клена.

В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны , трубы , трещетки . Они поддерживали боевой дух воинов во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победу. Бубен Барабан трещетка

В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны , трубы , трещетки . Они поддерживали боевой дух воинов во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победу.

Бубен

Барабан

трещетка

Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Так же широко применялись , сопели , свирели , флейта .

Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Так же широко применялись , сопели , свирели , флейта .

Список использованной литературы : Искусство. Базовый уровень : 10-11 классы : «Мировая художественная культура: От истоков до древности / Г. И. Данилова. - М. : Дрофа, 2017. Мировая художественная культура: от истоков до VII века. 10 кл. общеобразоват.учреждений гуманитарного профиля.-М.:Дрофа, 2004.  Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.  Гошовский В. У истоков народной музыки славян. - М., 1971.  Астахова А .  Русский героический эпос // Былины. Русский музыкальный эпос. - М., 1981 Выполнил:Разумовский А.Г  МОУ «Лицей №26»  г.Саранск

Список использованной литературы :

Искусство. Базовый уровень : 10-11 классы : «Мировая художественная культура: От истоков до древности / Г. И. Данилова. - М. : Дрофа, 2017.

Мировая художественная культура: от истоков до VII века. 10 кл. общеобразоват.учреждений гуманитарного профиля.-М.:Дрофа, 2004.

Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2000.

Гошовский В. У истоков народной музыки славян. - М., 1971.

Астахова А .  Русский героический эпос // Былины. Русский музыкальный эпос. - М., 1981

Выполнил:Разумовский А.Г МОУ «Лицей №26» г.Саранск


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!