Тема урока. «Понятие о декоративной форме и декоративном цвете. Рисование композиции «Солнечный цветок».
Цель: познакомить с понятием «декоративная форма и декоративный цвет», обратить внимание детей на особенности построения цветка; совершенствовать навыки передавать их форму и цвет на рисунке; развивать световосприятие, глазомер, внимание к характерным элементам формы, зрительную память, представление; воспитывать любовь к искусству, необходимость общение с ним.
Оформление урока: репродукции картин художника, работы учеников.
Музыкальное оформление: песни группы Иванушки Int – «Подсолнух»;
Оборудование: проектор, видеозапись и фотографии поэтапного рисования, ноутбук.
Материалы: бумага, кисти, салфетки, гуашь, палитра, баночка.
План урока:
Организационная часть – 5мин.
Изложение нового учебного материала – 10мин.
Самостоятельная работа учащихся – 20мин.
Рефлексия – 5мин
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Итак, у нас ИЗО, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения.
Погладьте себя по голове.
Обнимите себя.
Пожмите соседу руку.
Улыбнитесь друг другу.
- Надеюсь, ваше настроение отличное?
Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Помните, что вы все талантливы, одарённые, трудолюбивые. У вас всё получится!
(Вывешиваю плакат на доску.)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Повторение пройденного материала.
Учитель:
Ребята, сегодня на уроке изобразительного искусства мы, как всегда, будем учиться чему-то новому. Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, к какому виду изобразительного искусства относятся все эти произведения. (Обращаюсь к репродукциям: портрет, пейзаж, натюрморт).
Дети:
- К живописи.
Учитель:
- В какие бы времена не жил человек, он всегда стремился к красоте, старался украсить свой дом. А художники воспевали красоту: красоту человека (указывает на портрет), красоту окружающего мира в живописи (пейзаж, натюрморт).
А какие основные жанры живописи вы знаете, сейчас проверим.
Учитель предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на экране будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.
Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется …пейзаж.
- Молодцы, один жанр живописи знаем, слушаем дальше.
Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет.
-Хорошо…
Если видишь на картине, чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт.
- Подведём итог, какие основные жанры живописи вы запомнили? (Ответы детей)
Вставка слайдов
А также, давайте вспомним, что нам понадобится на уроке изобразительного искусства. Для этого нам нужно разгадать кроссворды.
(Презентация. Слайд ).
Отгадывание слов:
(Презентация. Слайд ).
(Презентация. Слайд ).
(Презентация. Слайд ).
(Презентация. Слайд ).
(Презентация. Слайд ).
(Презентация. Слайд ).
- Давайте вспомним правила, как нужно писать или работать гуашью? Говорят дети
Чистой водичкой подготовить и смочить краски.
Смешение красок производить на палитре (белой бумаге или специальной пластмассовой палитре), не забывая промывать кисти.
Ровно закрывать поверхность фона и персонажей в композиции.
В конце работы вымыть кисточку, не оставлять в банке с водой, а вытереть тряпочкой.
По окончании работы краски уберите в коробки.
3. Сообщение темы урока
Учитель:- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «декоративная форма», «декоративный цвет», а также с репродукциями картин известных художников. И научимся рисовать декоративную композицию «Солнечные цветы».
- А что это за солнечные цветы, вы узнаете, когда послушаете загадку и отгадаете её:
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке. ( Подсолнух) (Презентация. Слайд ).
Вот такой солнечный цветок мы сегодня нарисуем.
- Как вы думаете, почему растение так назвали?
Ответы детей
- Сейчас, я хочу познакомить вас с картинами известных художников, на которых изображены эти цветы (Презентация. Слайд ).
Клод Моне. Подсолнечники (Презентация. Слайд ).
Винсент Ван Гог. Спелый подсолнух(Презентация. Слайд ).
Наверное, самый знаменитый художник, известный своими подсолнухами - это голландец Винсент Ван Гог. Подсолнух был любимым цветком художника, поэтому рисовал он подсолнухи целых одиннадцать раз. Вот одна из этих картин: (Презентация. Слайд ).
Эмиль Нодье. Подсолнухи(Презентация. Слайд ).
Сергей Андрияки. У него тоже есть картина "Подсолнухи" (Презентация. Слайд).
Герхард Глик. Подсолнухи (Презентация. Слайд ).
- А теперь, хочу вам представить видео-ролик, как работает художник Игорь Сахаров.
Мастер – класс Сахарова. Рисует подсолнух.
Ребята, также этот цветок может служить , как украшение для различных видов посуды, и не только посуды. Такой вид украшения называется, «ДЕКОР».
Слово «декор», «декоративный» - означает «украшающий». Как вы видите на экране, различные виды посуды украшены этим цветком. (Презентация. Слайд ).
Украшать, конечно, им мы ничего не будем, но красиво и правильно его рисовать, научимся!
Также, ребята, существует понятие «декоративная форма». Например, если мы захотим украсить нашим цветком посуду, нужно обратить внимание на форму предмета, и цветка. (Презентация. Слайд , объяснение) Давайте, ещё раз вернёмся к нашим слайдам.
Как вы видите на всех этих работах, подсолнух используется по-разному. На круглой форме посуды, используется цветок или без стебля, или с обрезанным стеблем, чтобы лучше повторить форму предмета. На вазе используется подсолнух со стеблем, что бы повторить вытянутую форму вазы.
Ну, и конечно же , большую роль играют цвета в оформлении этих работ.
Оформляя композицию из подсолнухов, нужно отдавайть предпочтение ярким цветам: синему, зелёному, жёлтому.
Золотистый цвет подсолнуха будет особенно хорошо смотреться на фоне васильково-синего осеннего неба. Поэтому будем использовать фон голубого цвета!!
4. Физкультминутка
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
5. Технология изготовления рисунка. Рисунок учителя.
Поэтапное выполнение композиции учителем.
Берём лист бумаги и кладём его как? (Дети- вертикально). Определяем размер рисунка. Намечаем простым карандашом , каким по высоте и ширине должен быть наш подсолнух.
Начинаем рисовать. Для начала нарисуем овал черного цвета .
Далее рисуем первый слой лепестков , он самый темный из гаммы которую мы будет использовать .Для этого смешайте коричневый и желтый . Лепестки рисуем как можно разнообразнее , в разных направлениях как на картинке .
Нарисовали первый слой.
Для второго слоя возьмем белую краску и смешаем с краской лепестков первого цвета , получается более светлый слой , второй слой лепестков . Второй слой рисуем между лепестками записывая свободные места .
Нарисовали два слоя лепестков
Для третьего слоя возьмем белую краску и смешаем с предыдущим тоном (вторым ) лепестков .Т.е каждый слой у нас получается светлее предыдущего .
И в конце, четвертым слоем пройдемся по основанию верхнего слоя лепестков почти белым цветом, нарисуем белым цветом в серединке семечки ,условно . Нарисуем стебель и листочки . Все готово.
6. Практическая работа. Оказываю индивидуальную помощь. Слежу за посадкой.
- Пользуйтесь палитрой для смешивания красок и получения новых цветов.
- Хорошо промывайте кисть.
- Не нужно брать на кисть много воды.
Во время практической работы физ-минутка (Сидя, пальчиковая гимн-ка)
7. Выставка и оценивание работ
Рефлексия:
- Ребята, скоро наступит весна, а за ней и лето, и эти прекрасные, удивительные цветы будут радовать нас своей красотой. А сегодня пусть ваши цветы украшают наш класс.
А сейчас, возьмите в руки смайлики и покажите, с каким настроением вы уходите с урока?
Игра «Микрофон»
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
8. Уборка рабочего места.