ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА КИНО
МУЗЫКА В КИНО
ОСОБЕННОСТИ КИНОМУЗЫКИ
Каждое произведение искусства создает неповторимую модель мира.
«Летят журавли» (1957 г., режиссер Михаила Калатозов, оператор С.Урусевский) – приз «Золотая пальмовая ветвь» на Международном Каннском кинофестивале.
В основе сюжета фильма – пьеса драматурга В.Розова «Вечно живые», дань памяти прошедшим войну и наставление будущим поколениям. Конкретные истории самых обыкновенных людей исковерканная, покореженная войной 1941-1945 г, но несломленная судьба целого народа.
Здесь боль и радость, потеря и обретение, юмор и слезы, молодость и мудрость. Каждый из героев – на фронте и в тылу – вызывает желание выстоять и жить в мирное время. Кто-то предает себя, а кто-то никогда не изменяет собственным принципам, кто-то не выдерживает и сдается, а кто-то начинает понимать свое предназначение.
Каждый ведет эту войну, не только на полях сражения, но и в душе человека.
В фильме две истории, две драматургические линии.
Первая – внешняя: несложная история жизни девушки Вероники (актриса Татьяна Самойлова),
жених (Алексей Баталов) уходит на фронт. И тогда от собственной слабости, от страха, она изменяет своему жениху и связывает жизнь с его братом – пианистом Марком.
Вторая – внутренняя. Это душевный мир Вероники, где она настоящая – страдающая от собственной измены, но живущая любовью к Борису.
Язык образов, психологизм героев, повторы деталей, ракурсов, отсылки к прежним временам, к воспоминаниям – взгляд на мир глазами героев!
1. Какие черты образа Вероники раскрываются в следующих фрагментах фильма?
2. На каких нравственных ценностях акцентируют внимание зрителей создатели фильма?
Домашнее задание.
- Посмотреть фильм «Летят журавли».
2. Как вы понимаете смысл выражения «Летят журавли» сквозь время и пространство…»?
Композитор в кино – человек, от которого требуется развитие драматургических принципов, развитие происходящее на экране действия – контрасту.
Контраст – мощный драматургический прием.
Если музыка является фоном, например, для успешного и непобедимого героя, то она предрекает фатальный конец. Она иносказательно говорит о том, что ничто не вечно и успех может обернуться неудачей.
Энио Морриконе (1928г.р.) – самый легендарный из живущих кинокомпозиторов. Число созданных саунтреков – 500. Его называют «Моцартом киномузыки». Среди режиссеров, с которыми работал Морриконе – Пазолини, Бертолуччи, Белоккио, Дзеффирелли, Де Пальма, Стоун, Альмодовар, Торнаторе.
В фильме «Профессионал» звучит одна мелодия,но передает состояние души, которое настраивает зрителя на правильное восприятие фильма.
Энио Морриконе
Одна единственная мелодия придает фильму особый колорит. В какие бы ситуации ни попадал герой Бельмондо, эта музыка передает взгляд режиссера.
Возникает своего рода интрига, когда автор фильма знает то, что пока не знает зритель – финал, трагичный.
Вывод: удачно сочиненная киномузыка является еще одним важным персонажем, актером, которого нет в титрах, но без которого фильм перестает быть именно фильмом.
Особенности киномузыки:
- фильма без музыки не существовало
- немые фильмы озвучивали музыканты-таперы (Д.Шостакович)
- в кино музыка не требует отдельного времени
- музыка одухотворяет фильм, вносит новые эмоции или выражает идею.
В фильме сосуществует внутрикадровая (часть действительности, могут напевать герои) и закадровая музыка ( для философских, духовных смыслов, внутреннее состояние героя, что трудно выразить словами).
В момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении, даже изобретатели аппарата «Синематограф» братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.
ЧАРЛИ ЧАПЛИН
Чарльза Спенсера Чаплина . С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей.
Блистательный успех Чарли Чаплина был определен сочетанием трагического и комического, серьезного и смешного, реальности и фантастики. На экране он создал образ «маленького человека» с печальными глазами, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрепанной шляпе-котелке и с гибкой тросточкой в руках. С помощью великолепных мимики и жестов он мог передать широчайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной любую, даже самую серьезную, ситуацию.
Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью переживал наступление эры звукового кино. Но остановить ход истории и развития техники уже было не в его силах.
ТАПЁР -
музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением немые фильмы.
Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.
Обычная манера игры тапёра в кинотеатре — импровизация на несложные темы, «подгонявшиеся» по характеру к происходившему на экране. Некоторые известные музыканты, например, Джордж Баланчин и Дмитрий Шостакович, в молодости работали тапёрами.
Знаменитые фильмы немого кино
- «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты»
Франция,1896г.
Знаменитые фильмы немого кино
«Восход солнца» США, 1927 г.
Знаменитые фильмы немого кино
«Огни большого города» США, 1931 г.
Знаменитые фильмы немого кино
«Броненосец «Потемкин» СССР, 1925 г.
Часто в фильме звучит классическая музыка, которая способна выразить состояние души, спасти от суеты повседневности, подарить мгновения внутреннего согласия с миром и самим собой (поиск высших ценностей).
Функции киномузыки:
- передает общее настроение картины
- напоминает о прошедшем времени, другой эпохе
- дополняет характеристики героев
- обнаруживает то, что заложено в подтексте фильма
- выражает отношение авторов к героям и событиям фильма.
Музыка в кино задает множество вопросов, требующих от зрителя собственных раздумий.
Язык экрана – это прежде всего монтаж – не только соединение кадров, но и соединение всех элементов в целое.
Диалог с экраном – сопереживание – сотворчество – достраивание экранного мира – самовыражение.
Исаак Дунаевский фильм «Дети капитана Гранта»
КИНОФИЛЬМ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
А.ПУШКИН «МЕТЕЛЬ»
Г.СВИРИДОВ «ТРОЙКА»
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий.
--------------------------------------
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Чёрный вран, свистя крылом,
Вьётся над санями;
Вещий сон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в тёмну даль,
Воздымая гривы…
«ЗВУКИ МУЗЫКИ» РОБЕРТ РОДЖЕРС
ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА»
ВЫВОД о РОЛИ МУЗЫКИ в КИНО:
Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только в музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.
Домашнее задание:
Задание по выбору:
- Описать творчество Энио Морриконе.
- Описать творчество, композитора, пишущего музыку к кино.
Для работы на следующем уроке:
Учебник с.175 вопросы к фильму «Журавли»