Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка.
Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.
Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, исследовательской, ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для
повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка
совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы
подготовки к сдаче ГИА.
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения
Воспитательные:
Ход урока:
Введение в тему урока
Актуализация знаний. Эпиграф к уроку:
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский
Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?
( тропы, изобразительные выразительные средства)
Тема нашего урока: «Использование изобразительных выразительных средств».
Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
(находить в тексте и определять выразительные средства)
Правильно, а с какой целью мы будем это делать?
( Решать тесты ГИА, готовиться к экзамену)
Почему же этот вид работы включён в ГИА?
(очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)
Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными выразительными средствами. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах.
Как называются лексические средства выразительности? (тропы). Какие тропы вы знаете?
А синтаксические средства какие? Назовите фигуры.
Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим, насколько точно вы знаете их функции. Вам предлагается тест.
Инструктаж: поставьте в тетради цифры от 1-10, каждому понятию подберите правильно определение, напротив поставьте соответствующую букву.
Самопроверка и самооценка. Занесите количество баллов и оценку в лист оценивания.
Углубление, анализ текста.
Итак, мы проверили знание теории, каждый увидел свои ошибки и взял на заметку, что ему нужно повторить. Скажите, где чаще всего мы встречаемся с изобр. Выраз. Средствами?
(в художественной лит-ре)
Да, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование, посмотрим, как работает со словом непревзойдённый Мастер Иван Алексеевич Бунин.
Посмотрите на портрет Бунина. Что вы знаете об этом удивительном писателе?
(Мастер новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт.
Писатель и поэт.
Переводил Байрона.
Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почётным членом Академии наук.
Картины природы в бунинской поэзии- это запахи, краски, звуки.
В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.
Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные).
Ученик читает стихотворение
Тропами потаёнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат - осенней ночи ждут.
Вот крикнул сыч в пустынном буераке...
Вот тёмный лист свалился, чуть шурша...
Ночь близится: уж реет в полумраке
Её немая, скорбная душа.
4. Погружение в рассказ Бунина
1. Задание (до чтения рассказа).
— Попытайтесь представить, что нарисовал словами автор.
2. Чтение рассказа И. Бунина «Первая любовь» учителем. (Приложение 1) (Желательно наизусть)
3. Вопросы классу:
— Что вы представили, слушая это произведение?
— Какие картины нарисовал писатель?
— К какому стилю принадлежит текст? Почему?
(Рассказ полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение, поэтому данный текст относится к художественному стилю речи.)
— Определите тип речи. (Описание)
5. Исследовательская работа по тексту
Перечитайте рассказ. Разделите его на смысловые части. Сколько их?
(В тексте 3 смысловые части: 1 часть – описание дождя; 2 часть – описание бора; 3 часть – описание гуляющих людей.)
1 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину дождя.
2 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину бора.
3 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует гуляющих людей.
( Эпитеты в 1-ой части притихший дом, свежий дождь, покорно никнут, тревожно торчит и т.д. помогают автору ярко, образно нарисовать картину дождя.
В последнем предложении автор использует повтор и риторическое восклицание, таким способом показывая, какой сильный ливень обрушился на всех обитателей леса.
Эпитеты и метафоры во 2-ой части рассказа (дороги влажны, бор душист, дивно отдаётся, бор величаво-громаден; бор стоит темно, тесно, мхи, лишаи образуют некую русскую древность, радует юная сосновая поросль) позволяют читателю представить величие бора, его вечную, незыблемую красоту и передать авторский замысел: бор вечен, так как рядом с дебрями, корявыми мачтами юная поросль, которую охраняют старые деревья. Природа вечна.
Предложения связаны параллельной связью, так как перед нами текст-описание. Параллельная связь предложений усилена анафорой: "Бор душист…". "Бор вдоль них…" и "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…".
Милое пальтишко – сравнение, показывает доброе отношение к девочке.
Инверсия – переключает наше внимание с природы на подростков, гуляющих в лесу. Эпитеты небрежно, брезгливо рассказывают о том, что первая любовь приходит и уходит. Человеческие отношения хрупкие, их нужно беречь. Автор учит нас бережно (вопреки слову «небрежно»!) относиться к первой влюблённости).
Вы хорошо поработали. Наверное, каждый хочет получить отметку. Оцените себя, выполнив тесты А-3. Проверка (тесты).
С какими группами средств выразительности мы сейчас работали? ( грамматическими и лексическими)
В каком виде задания, кроме А3 мы можем встретиться с ними? ( задание С написание сочинения).
Эту работы мы проводили неоднократно.
Сейчас нам предстоит написать аргументы сочинения-рассуждения, раскрывая смысл известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Какие еще лексические и грамматические явления, кроме выразительных средств, можем использовать в качестве аргументов? ( антонимы, синонимы, разговорные слова, устаревшие слова, однородные члены, риторический вопрос…). Пожалуйста, вы можете использовать и эти явления в качестве аргументов.
Кто испытывает затруднения, может воспользоваться клише.
Кто желает зачитать своё сочинение?
Рефлексия
Оцените себя по следующей шкале:
Вывод: написание синквейна
( например,
Изобразительные средства
Лексические грамматические
Рисуют, звучат, чувствуют
Язык - всем знаниям и всей природе ключ.
Как я люблю русский язык!)