СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Образовательные: создать условия для ⦁    повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка  ⦁    совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы  ⦁    подготовки к сдаче ГИА.  

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка.»

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка.

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения, исследовательской, ИКТ.

Цели урока:

Образовательные: создать условия для

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка

  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы

  • подготовки к сдаче ГИА.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья

  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.



Ход урока:

  1. Введение в тему урока

Актуализация знаний. Эпиграф к уроку:

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

К. Паустовский

Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

( тропы, изобразительные выразительные средства)

Тема нашего урока: «Использование изобразительных выразительных средств».

Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

(находить в тексте и определять выразительные средства)

Правильно, а с какой целью мы будем это делать?

( Решать тесты ГИА, готовиться к экзамену)

Почему же этот вид работы включён в ГИА?

(очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)

  1. Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными выразительными средствами. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах.

Как называются лексические средства выразительности? (тропы). Какие тропы вы знаете?

А синтаксические средства какие? Назовите фигуры.



Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим, насколько точно вы знаете их функции. Вам предлагается тест.

Инструктаж: поставьте в тетради цифры от 1-10, каждому понятию подберите правильно определение, напротив поставьте соответствующую букву.

Самопроверка и самооценка. Занесите количество баллов и оценку в лист оценивания.



  1. Углубление, анализ текста.

Итак, мы проверили знание теории, каждый увидел свои ошибки и взял на заметку, что ему нужно повторить. Скажите, где чаще всего мы встречаемся с изобр. Выраз. Средствами?

(в художественной лит-ре)

Да, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование, посмотрим, как работает со словом непревзойдённый Мастер Иван Алексеевич Бунин.



Посмотрите на портрет Бунина. Что вы знаете об этом удивительном писателе?

(Мастер новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт.

Писатель и поэт.

Переводил Байрона.

Бунину была присуждена Российской Академией наук Пушкинская премия (позже, в 1909 он был избран почётным членом Академии наук.

Картины природы в бунинской поэзии- это запахи, краски, звуки.

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.

Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные).

Ученик читает стихотворение

Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат - осенней ночи ждут.



Вот крикнул сыч в пустынном буераке...

Вот тёмный лист свалился, чуть шурша...

Ночь близится: уж реет в полумраке

Её немая, скорбная душа.




4. Погружение в рассказ Бунина

1. Задание (до чтения рассказа).

— Попытайтесь представить, что нарисовал словами автор.

2. Чтение рассказа И. Бунина «Первая любовь» учителем. (Приложение 1) (Желательно наизусть)

3. Вопросы классу:

— Что вы представили, слушая это произведение?

— Какие картины нарисовал писатель?

— К какому стилю принадлежит текст? Почему?

(Рассказ полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение, поэтому данный текст относится к художественному стилю речи.)

— Определите тип речи. (Описание)


5. Исследовательская работа по тексту

  1. Перечитайте рассказ. Разделите его на смысловые части. Сколько их?

(В тексте 3 смысловые части: 1 часть – описание дождя; 2 часть – описание бора; 3 часть – описание гуляющих людей.)

1 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину дождя.

2 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину бора.

3 группа. Найдите выразительные средства (лексические и грамматические), при помощи которых Бунин рисует гуляющих людей.

( Эпитеты в 1-ой части притихший дом, свежий дождь, покорно никнут, тревожно торчит и т.д. помогают автору ярко, образно нарисовать картину дождя.

В последнем предложении автор использует повтор и риторическое восклицание, таким способом показывая, какой сильный ливень обрушился на всех обитателей леса.

Эпитеты и метафоры во 2-ой части рассказа (дороги влажны, бор душист, дивно отдаётся, бор величаво-громаден; бор стоит темно, тесно, мхи, лишаи образуют некую русскую древность, радует юная сосновая поросль) позволяют читателю представить величие бора, его вечную, незыблемую красоту и передать авторский замысел: бор вечен, так как рядом с дебрями, корявыми мачтами юная поросль, которую охраняют старые деревья. Природа вечна.

Предложения связаны параллельной связью, так как перед нами текст-описание. Параллельная связь предложений усилена анафорой: "Бор душист…". "Бор вдоль них…" и "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…".

Милое пальтишко – сравнение, показывает доброе отношение к девочке.

Инверсия – переключает наше внимание с природы на подростков, гуляющих в лесу. Эпитеты небрежно, брезгливо рассказывают о том, что первая любовь приходит и уходит. Человеческие отношения хрупкие, их нужно беречь. Автор учит нас бережно (вопреки слову «небрежно»!) относиться к первой влюблённости).

  1. Вы хорошо поработали. Наверное, каждый хочет получить отметку. Оцените себя, выполнив тесты А-3. Проверка (тесты).

С какими группами средств выразительности мы сейчас работали? ( грамматическими и лексическими)

В каком виде задания, кроме А3 мы можем встретиться с ними? ( задание С написание сочинения).

Эту работы мы проводили неоднократно.

  1. Сейчас нам предстоит написать аргументы сочинения-рассуждения, раскрывая смысл известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Какие еще лексические и грамматические явления, кроме выразительных средств, можем использовать в качестве аргументов? ( антонимы, синонимы, разговорные слова, устаревшие слова, однородные члены, риторический вопрос…). Пожалуйста, вы можете использовать и эти явления в качестве аргументов.

Кто испытывает затруднения, может воспользоваться клише.

Кто желает зачитать своё сочинение?


  1. Рефлексия

Оцените себя по следующей шкале:



  1. Вывод: написание синквейна

( например,

Изобразительные средства

Лексические грамматические

Рисуют, звучат, чувствуют

Язык - всем знаниям и всей природе ключ.

Как я люблю русский язык!)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!