Ориентировочный этап Познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед выполнением). | - Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента "Осень" из концерта фа-мажор "Времена года" Антонио Вивальди). - Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? - Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. - Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.) - Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? - Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж». - Какие задачи вы поставите себе на уроке? - Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье. В багрец и в золото одетые леса... - А какие стихотворения об осени помните вы? - Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? - Конечно, художники. -Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? - Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину. (Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди «Времена года»). - Какое настроение у вас вызывают эти картины? - Что объединяет все эти картины? - Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? - Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? - А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Презентация № 2) - Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? - Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? - Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. - Какая же здесь нарисована осень? - Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». - А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»? - Какие цвета он использовал? - Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? - Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? - А какого цвета травка на лугах? - Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? - Расскажите о них. Какие они? -На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. - А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». - А листочки на этих березках видны? - Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. - А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? - Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных? - Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? - Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше - стена березок и лес. А какого цвета небо? - Чего больше на картине - неба или земли? - Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли. - А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом! - Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. | - Грусть, умиротворение, печаль, нежность. -Осень. -Художники. -С помощью красок. -Веселое, радостное. -Изображена природа, осень -Пейзаж -Спокойствие, радость. - Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины - Нарядная, яркая, золотая, веселая.
-Много желтых, оранжевых красок. -Теплые, радостные, веселые.
-Красивые березки, луга, речку. -Зеленого.
-Березки. -Они тоненькие, с белыми стволами.
-Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.
-Нет. -Речка. -Теплых. -Голубое, с легкими белыми облачками. -Земли |
Практический этап Познавательные УУД: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации. Регулятивные: уметь организовать свою деятельность. | - Для начала нужно определить расположение листа. - Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали) - Далее делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта. - В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой. - Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух - закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато. - При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане. - При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь. - Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана. - Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть. - А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. Требования к работе: Горизонтальное положение листа Выполнение в цвете Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя Общая аккуратность Выразительность работы. | |