Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губернаторский авиастроительный колледж (межрегиональный центр компетенций)»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
студии технического творчества «Молодой технолог»
по теме «Изобретать, как Королев»
Разработал: Володина Татьяна Серафимовна
педагог дополнительного образования
Комсомольск-на-Амуре 2017
«Изобретать, как Королев». Методическая разработка открытого занятия / сост. Т. С. Володина – Комсомольск-на-Амуре: 2017г. – стр. 12
В данной методической разработке представлено занятие по техническому творчеству «Проектирование»
Рассмотрена структура занятия.
Методическая разработка предназначена для преподавателей и педагогов дополнительного образования
Технологическая карта занятия
Занятие студии технического творчества: «Проектирование»
Тема занятия: «Изобретать, как Королев».
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: Проектирование макета.
Цель: Сформировать профессиональные компетенции за счет углубления проектных навыков
Задачи:
1.Сформировать понятия об изобретениях.
2. Сформировать умения изобретать, конструировать объекты по
алгоритму
3. Сформировать креативное мышление при выборе форм проектируемого объекта
4. Развить коммуникативные умения и навыки в процессе совместной деятельности через работу в малых группах
5. Воспитать чувства коллективизма и ответственности за принятые решения в группе
Мотивация:
1.Получение новой информации в сфере профессиональной деятельности.
Методы и приемы обучения:
- беседа;
- работа малыми группами;
- метод проектов.
Обеспечение:
1. Методическое обеспечение занятия:
- методическая разработка открытого занятия
2. Информационно-компьютерное обеспечение:
- программа Microsoft Office Power Point 2007.
- программа Компас
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
Основная литература:
1.http://dic.academic.ru
2.http://middle age world.academic.ru
3.yugpatent.ru
4.ru.wikipedia.org/wiki/
5.www.ippro.ru
6.www.slovopedia.com
7.yurist-online.com
8.www.doclist.ru
9.samarkredit.ru
10.www.borofka.ru
11.oborudovanie.aqroserver.ru
12. http://s-t-group.com/catalog/
13.http://www.kami-metal.ru/
14.rolltronics.com/2010/01
15. ru.wikipedia.org/wiki/
16. ru.wikibooks.org/wiki/
17. http://bibt.ru
18. instrument-komplect.ru
Организационный момент (3 мин):
1. Определение мотивации и постановка целей урока
2. Психологический настрой студентов на учебную деятельность
Актуализация знаний и умений (7 мин):
Информационное отступление, как разминка.
Определение названия команд
Изучение нового материала (40мин):
Алгоритм изобретения
1. Актуальность и практическая применимость изобретаемого объекта.
2. Технологическая составляющая:
а) Выбор формы объекта
б) Выбор материала объекта
в) Выбор метода обработки
г) Выбор оборудования
д) Выбор инструмента
е) Выбор материала инструмента
ж) Выбор крепежа
3.Доступность 4.Экономическая целесообразность 5.Правовая основа 6.Методы решения
Закрепление изученного материала (работа по группам) – 35 мин.:
Проектирование своего объекта
- работа по алгоритму
- использование таблиц
- создание карты алгоритма
2. Защита своей работы
Формирование групп:
Группы сформированы из обучаемых разных специальностей с разными учебными возможностями. Студенты, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.
V. Подведение итогов занятия (по 3 мин):
1.Защита работы
VI. Домашнее задание (2 мин): Используя информационные технологии подобрать объекты передвижения в космосе.
1. Вступление:
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты у нас сегодня с вами не совсем обычное занятие - мы будем «Изобретать…» (Слайд 1 презентация 1)
Наше занятие посвящено 110 годовщине со дня рождения конструктора – изобретателя Сергея Павловича Королева.
12 января 2017 года народ города Королева красиво и тожественно отметил 110летие со дня рождения Великого сына России. (Слайд 2 презентация 1)
Какими событиями было отмечено празднование жителей города, информационное сообщение (делает студент) (Слайд 3 презентация 1)
Тема нашего занятия – «Изобретать, как Королев». (Слайд 4 презентация 1)
Цель занятия:
Рассмотреть, что такое изобретение, инновации.
Научиться изобретать-конструировать объекты, исходя из условий задачи.
(Слайд 5 презентация1)
Основоположниками в изобретательской сфере были Архимед, Леонардо да Винчи, кстати, он первый сконструировал крылья, для полета человека, Циолковский, великий мечтатель, основоположник звездоплавания.
Великие люди достойны, чтобы о них помнили. Ведь все чем мы пользуемся создано их умом.
Любое изобретение рождается сначала на бумаге, в чертежах, эскизах.
2. Актуализация знаний и умений
Попробуйте сформулировать, что же такое – изобретение?
ПО. Студента – изобретение, это разработка чего-то нового в чертежах, эскизах
Преподаватель: -
(Слайд 6 презентация1)
Преподаватель: Изобретением может быть, устройство, способ, вещество, штаммы микроорганизмов, культура клетки растений, животных.
(Слайд 7, 8, 9, 10,11 презентация1)
Чтобы отдать пальму первенства первому изобретателю изобретение должно быть зарегистрировано. Кто знает, какой документ выдается изобретателю?
ПО. Студента - патент
Преподаватель:
(Слайд 12 презентация1)
Однако, рожденное в чертежах и признанное изобретение, не всегда может быть воплощено в реальное изделие. А вот инновации, кто слышал, что такое инновации?
ПО. Студента - Инновация – это новшество
Преподаватель: Да, можно сказать изобретение, которое нашло практическое применение (использование) (Слайд 13, 14 презентация1)
Изобретения бывают – полезными, бесполезными, вредными
(Слайд 15 презентация1)
Предлагаю вам побыть в роли изобретателей и создать макет ракеты, отправляющейся на Марс. Но прежде чем мы приступим к разработке проектов, вам предлагаются кроссворды, где вы узнаете название ваших команд.
(открываем презентации на ваших ноутбуках, читаем вопросы, отгадываем, записываем ответы в кроссворде, узнаем название команды) правильность названия проверяем на моей презентации.
(Слайд 16 презентация1)
Если мы приступаем к изобретению объекта, какие вопросы мы должны поставить перед собой?
ПО. Студенты: - область применения объекта,
-материал, из которого он будет изготовлен,
- пределы стоимости,
- безопасность объекта.
Преподаватель: Мне кажется, вы все назвали верно. Все эти вопросы мы рассмотрим при проектировании.
Любой процесс конструирования невозможен без алгоритма.
Изучение нового материала: Тема: Алгоритм изобретения
(Слайд 17 презентация 1)
Преподаватель: - В ходе нашего занятия мы изучим с вами следующие вопросы:
1.Актуальность, практическая применимость 2.Технологическая составляющая 3.Доступность 4.Экономическая целесообразность 5.Правовая основа 6.Методы решения Преподаватель: - кто знает, что означает слово актуальность? ПО. Студента:- актуальность - есть важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. Преподаватель: - кто ответит, что такое практическая применимость? ПО. Студента:- практическая применимость определяется тем, в какой мере предлагаемое решение дает возможность изменить существующую на практике ситуацию. Преподаватель: - я вижу, вы поняли суть вопроса. Нашим объектом изобретения по заданию - макет «Ракета».
Мы не открываем ничего нового, объект нам известен и все же - это ракета на Марс.
Преподаватель: - кто сформулирует актуальность момента?
ПО. Студента:- актуальность момента в решении задачи по проектированию макета (Слайд 18 приложение 1)
Преподаватель: - кто определит практическую применимость? ПО. Студента: - практическая применимость в том, что «макет» будет использоваться по назначению (на выставках, в музее…)
Преподаватель: - как вы думаете, что такое технологическая составляющая? ПО. Студента:- это, скорее всего:
- вид объекта
- из чего сделан объект (материал)
-чем сделан (инструмент, оборудование)
Преподаватель: - правильно, к технологической составляющей относятся:
а) Выбор формы объекта (Слайд 19,20.21.22,23,24,25 презентация 1)
б) Выбор метода обработки (Слайд 26презентация 1)
Среди знакомых вам методов обработки вы видите совершенно новый, современный метод – это прототипирование. (информационное сообщение делает студент) (Слайд 27 презентация 1)
в) Выбор оборудования (Слайд 28 презентация 1)
г) Выбор инструмента (Слайд 29презентация 1)
д) Выбор материала объекта (Слайд 30презентация 1)
е) Выбор материала инструмента (Слайд 31презентация 1)
ж) Выбор крепежа (Слайд 32презентация 1)
В выборе крепежа нам поможет таблица (информационное сообщение делает студент) (Слайд 33презентация 1)
Преподаватель: - Приступим к выбору формы объекта.
На ваших презентациях (слайд 3,4,5,6 презентация 2,3- Слайд 19,20,21,22 презентация 1) вам предлагается выбрать элементы макета, скопировать их и перенести элементы на слайд 7.
Из этих элементов собираем макет ракеты и выбираем одну из форм объекта, по (слайдам 8,9,10 презентация 2,3 Слайд 23,24,25 презентация 1) или же вы можете сами спроектировать свой вариант в программе КОМПАС
- Приступим к выбору метода обработки нашего объекта.
На ваших презентациях (слайд 11 презентация 2,3- Слайд 26,27 презентация 1) вы должны выбрать методы обработки объекта, записать номер, которому соответствует этот метод, у себя в тетради.
- Приступим к выбору оборудования.
На ваших презентациях (слайд 12 презентация 2,3- Слайд 28презентация 1) вы должны выбрать оборудование, на котором будете изготавливать объект, запишите номер, которому соответствует ваше оборудование, у себя в тетради.
- Приступим к выбору инструмента.
На ваших презентациях (слайд 13 презентация 2,3- Слайд 29 презентация 1) вы должны выбрать вид инструмента, которым будете производить обработку заготовки, для получения выбранной формы объекта, запишите номер, которому соответствует выбранный инструмент, у себя в тетради.
- Приступим к выбору материала объекта.
На ваших презентациях (слайд 14 презентация 2,3-Слайд 30 презентация 1) вы должны выбрать материал, из которого будет изготовлен ваш объект. Наименование материала запишите в свои тетради.
- Приступим к выбору материала инструмента.
На ваших презентациях (слайд 15 презентация 2,3- Слайд 31 презентация 1) вы должны выбрать материал для режущего инструмента, которым вы будете обрабатывать материал заготовки объекта.
Закончить разработку макета Ракеты вы должны выбором крепежа соединения Оперения с Хвостовой частью (слайд 16,17 презентация 2,3 – Слайд 32,33 презентация 1)
4. Закрепление полученных знаний и умений
Вы отработали все пункты технологической составляющей алгоритма, теперь свои данные занесите в таблицу на следующем слайде вашей презентации (слайд 18 презентация 2,3)
Теперь, когда вы все параметры вашего макета снесли в таблицу в конце презентации, я предлагаю приступить к рассмотрению ваших вариантов.
(Слайд 34-39 презентации 1)
5. Подведение итогов занятия (рефлексия, выдача д/з):
Преподаватель:- мы надеемся, что тема сегодняшнего занятия была для вас актуальной, интересной, информация, полученная вами, поможет вам в будущем в вашей профессиональной деятельности, где вы покажете себя грамотными специалистами. Оцените свое мироощущение от занятия, выбрав смайлик на Слайде 40.
Домашнее задание: - Используя информационные технологии подобрать объекты передвижения в космосе.
На этом, наше занятие закончено. Всем спасибо.
3
2
1
6
5
4
8
7
№1
№2
№3
№4
№5